Всероссийские проверочные работы по математике
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Выполнила Баранцева Галина Васильевна. Учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Письмо Рособрнадзора от 25.09.2015 №02-435
« О проведении апробации Всероссийских проверочных работ »
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Назначение ВПР по математике
- оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС
- диагностика достижений предметных и метапредметных результатов
- результаты ВПР могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
9. …
предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира (ФГОС НОО)
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
Арифметическая задача
- В классе 14 девочек и 12 мальчиков. Сколько всего детей?
- Каждая задача включает числа данные и искомые .
- Числа в задаче могут характеризовать :
- Туристы были в пути 2 часа и шли со скоростью 5 км в час. Какое расстояние они прошли?
- численности множеств
- значения величин
- выражают отношения
- являются отвлеченными числами
- В магазине продали 10 ящиков мандаринов, а яблок в 2 раза меньше. Сколько ящиков яблок продали?
- Каждая задача имеет условие и вопрос . В условии указываются связи между данными числами, а также между данными и искомым; эти связи определяют выбор соответствующих арифметических действий.
- Какое число надо увеличить на 30, чтобы получить 78?
- Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать , а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
СТУПЕНИ: Подготовка – знакомство - формирование умения решать задачи
- Дифференцированный подход
- Исследование решения задач
- Упражнения творческого характера:
- задачи повышенной трудности
- решение задач несколькими способами
- решение задач с недостающими или лишними данными
- решение задач, имеющих несколько решений
- составление и преобразование задач
- Ознакомление с содержанием задачи
- Выполнение операций над множествами
- Раскрытие связей между величинами
- Выполнение решения задачи
- Составные задачи: обучение решению соответствующих простых задач
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОДЕРЖАНИЕМ
- Ознакомиться с содержанием задачи – значит, прочитав ее, представить жизненную ситуацию , отраженную в задаче.
- Читают дети
- Читаем правильно : ударение на числовых данных, выделение интонацией вопроса задачи
- Объясняем непонятные слова
- Приучаем к запоминанию задачи с одного чтения
2. ПОИСК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
- Выделить величины – данные и искомые числа – установить связи – выбрать соответствующие а.д.
- иллюстрация задачи (предметная или схематическая(краткая запись, таблица, чертеж))
- повторение задачи
- разбор и составление плана решения задачи (от вопроса или от данных)
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
- Решение задачи – это выполнение арифметических действий, выбранных при составлении плана решения.
- Формы записи решения:
- составление по задаче выражения и нахождение его значения
- запись решения в виде отдельных действий
4. ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
- Проверить решение задачи – значит установить, что оно правильно или ошибочно.
- Приемы:
- составление и решение обратной задачи
- установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами
- решение задачи различными способами
- установление границ искомого числа
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
ОБЩИЙ ПРИЕМ РАБОТЫ НАД ЗАДАЧЕЙ
- Читай задачу и представляй себе то, о чем говорится в задаче.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.
- Подумай, какое число получится в ответе: больше или меньше, чем данные числа.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Что можно узнать сначала. Что потом? Составь план решения.
- Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
- Подумай, могло ли получиться в ответе число больше или меньше. Почему?
ЗАДАЧИ (ДЕМО-ВЕРСИЯ ВПР 2018)
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Выпускник научится:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
планировать ход решения задачи
?
От вопроса:
7
?
+
7
3
на
б.
+
7
3
От данных:
на
б.
+
7
?
+
?
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
выбирать и объяснять выбор действий
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
решать задачи в 3—4 действия
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
находить разные способы решения задачи
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
находить разные способы решения задачи
двухколесные
трехколесные
12
0
11
10
1
2
9
3
12 * 2 + 0 * 3 = 24 колес
11 * 2 + 1 * 3 = 25 колес
10 * 2 + 2 * 3 = 26 колес
9 * 2 + 3 * 3 = 27 колес
РАЗДЕЛ «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»
находить разные способы решения задачи
11 * 2 + 1 * 3 = 25 колес
10 * 2 + 2 * 3 = 26 колес
9 * 2 + 3 * 3 = 27 колес
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
3 * 3 + 2 * 9 = 27 колес
27
13
ПОДГОТОВКА К ВПР СРЕДСТВАМИ УМК
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
ГОТОВИМСЯ К ВПР
Задания 1-7: устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение
ГОТОВИМСЯ К ВПР
Задания 8-12: планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи
ГОТОВИМСЯ К ВПР
Задания 13-17: решать задачи на нахождение величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)
ГОТОВИМСЯ К ВПР
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
СБОРНИК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
РАЗВИВАЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ