СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Все живое имеет одну и ту же душу..." (по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Все живое имеет одну и ту же душу..." (по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака")»

Жевлакова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Чеканская аграрная средняя школа», с. Чекан Увинского района Удмуртской Республики



«Всё живое имеет одну и ту же душу…»

(по рассказу Л. Андреева «Кусака», 2 часа)

Урок литературы, 7 класс


Цели: познакомить учащихся с фактами биографии Л. Н. Андреева, проанализировать содержание рассказа «Кусака»;

способствовать воспитанию чуткости, доброты, жалости, сострадания и любви к «братьям нашим меньшим», желанию оказать помощь обездоленным животным

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности и приобретению новых знаний, умений; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, испытывают потребность в общении с художественными произведениями, чутко и бережно относятся к окружающему миру.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, находят достаточные средства для выполнения учебных действий, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления, умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, выражают свое отношение к животным через проектную работу, излагают полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Коммуникативные УУД: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, играют определенную роль в совместной деятельности, строят позитивные отношения в процессе учебной деятельности, умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Оформление и оборудование: портрет Л. Н. Андреева; выставка книг Л. Н. Андреева; презентация «Л. Н. Андреев – художник редкого таланта»; запись стихотворения Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»; выставка книг русских писателей о собаках.

Проекты:

  1. книжка – раскладушка «Л. Н. Андреев» (группа литературоведов)

  2. выставка рисунков к рассказу «Кусака» (группа художников)

  3. журнал «Собаки – наши верные друзья» (группа кинологов)

  4. сценка «Грустный щенок Кузя» (актёрская группа)

  5. сборник рассказов «Мой друг» (коллективный)

Приглашенные: кинолог

Ход урока

I. Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

… Валя читал. Перед ним являлись злые, ужасные люди-чудовища. В темную ночь они летели куда-то на своих колючих крыльях, и воздух свистел над их головой, и глаза их горели, как красные угли. А там их окружали другие такие же чудовища, и тут творилось что-то таинственное, страшное. Острый, как нож, смех: продолжительные, жалобные вопли: кривые полеты, как у летучей мыши, странная, дикая пляска при багровом свете факелов, кутающих свои кривые огненные мертвые белые головы с черными бородами… Все это были проявления одной загадочной и безумно злой силы, желающей погубить человека, гневные и таинственные признаки…»

Как вы думаете, ребята, отрывок из какого произведения только что прозвучал? (Л. Андреев, рассказ «Валя»)

Какие произведения этого писателя вам еще известны?

II. Новая тема

Учитель: Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с биографией Л.Н. Андреева, окунуться в мир героев его рассказа «Кусака», осознать, как раскрываются проблемы добра и зла на страницах данного произведения, выявить наше личное отношение к наши четвероногим друзьям и выпустить книгу «Мой друг».

Давайте все внимательно посмотрим на этот портрет (показывают портрет Л. Андреева).

Что вы можете сказать о внешности этого человека? Что в этом лице кажется вам самым примечательным?

(Ответы учащихся: Глаза. Выразительные, задумчивые, глубокие, печальные, грустные, умные)

Учитель: Да, действительно, многие современники Андреева, описывая его внешность, непременно отмечали эти выразительные глаза.

Учащиеся /группа литературоведов/ представляют книжку-раскладушку «Л. Н. Андреев» - страница «Высказывания о писателе»

Ученик 1: М. Горький вспоминал: «Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой , которая так хорошо сияла в его рассказах».

Ученик 1:: А вот что пишет Б. Зайцев: «Я нашел его красивым. У него тонкие черты, он брюнет, с несколько южным оттенком, у него удивительные глаза: они темные,

но сколько света в них. Глаза эти я много лет потом наблюдал. Кажется, лучшее, что в Андрееве было – это глаза. Все электрическое, нервное, раскаляющее, что в натуре его заключалось, изливалось через глаза, в виде световых волн».

Учитель: Что же такое нервное, электрическое заключалось в натуре Леонида Андреева? Ученик представляет презентацию «Л. Андреев – художник редкого таланта».

Леонид Андреев – один из самых ярких, талантливых и своеобразных писателей конца 19-начала 20 века. Он родился 9 августа 1871 года в городе Орле, где прошли его детство и юношеские годы (до окончания гимназии). Его отец был землемером, окончившим трехклассное уездное училище.

Большая семья (четверо братьев и две сестры), жила скромно и скудно на одной из окраинных, населенных беднотой улиц Орла, упирающихся в реку и поле. А после смерти отца (Андреев был тогда гимназистом 6 класса) стало совсем трудно. Материальные тяготы скрашивались теплом домашнего очага. С беззаветной

преданностью и обожанием относилась к нему мать. Но впечатления от окружающей жизни у мальчика, не по годам серьезного, вдумчивого, были, в основном, тяжелыми.

В 1891 году Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Началась бурная студенческая жизнь, омраченная постоянными денежными трудностями. За неоплату обучения был исключен из университета и перевелся на юридический факультет Московского университета. Задор молодости, яркая юмористическая жилка нередко брали своё, но они зачастую сменялись глубоким упадком духа. И в последующие годы душевный мир Андреева оставался противоречивым, напряженным, конфликтным.

Писать рассказы начал рано. Чтобы прокормить себя, работал в газетах – давал корреспонденции о судебных процессах. В газетах печатаются и первые рассказы Андреева. 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» был напечатан его рассказ «Баргамот и Гараська», которому улыбнулось счастье. Рассказ прочел Горький, разглядел истинный талант в незнакомом авторе, разыскал его, привлек к сотрудничеству в авторитетных журналах. В 1901 году в «Знании» выходит первая книга Андреева – «Рассказы», прославившая его имя.

В 1905 году, в дни первой русской революции, Леонид Андреев предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП. Об этом узнала полиция, и писатель был подвергнут гонениям. Впоследствии от революционного движения он отошел. Неподалеку от Петербурга, на берегу Финского залива, он построил дачу. Вскоре эта дача стала своего рода клубом, где летом собирались писатели, художники, музыканты, артисты. Сюда часто приезжал великий русский певец Ф.И. Шаляпин, художник И.Е. Репин, писатель М. Горький, К.И. Чуковский. Здесь велись жаркие споры о литературе, искусстве, политике, устраивались музыкально-литературные вечера. Современники Л. Андреева оставили интересные воспоминания об этих встречах.

Когда произошла Великая Октябрьская Революция, Л. Андреев оказался на своей финдлянской даче, где постоянно жил в течение ряда лет. Он страдал от этого. Воспоминания рассказывают, как Андреев из своего уединения «целые дни смотрел через подзорную трубу на противоположный русский берег». Духовно подавленный, он скончался от разрыва сердца 12 сентября 1919 года в деревне Нейвала близ Муставяки в Финляндии. Прах его перевезен в Ленинград и захоронен на Литераторских Мостках Волкова кладбища.

Группа учащихся /литературоведы/ представляют страницу проекта книжки-раскладушки «Леонид Андреев».

Учитель: Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми произведениями этого автора. И надо отметить, что в ранних произведениях Андреева много автобиографических черт. Например, случай, описанный в рассказе «Ангелочек», произошел с самим писателем в детстве «Баргамота и Гараськи», Андреев вырос. Герой рассказа Баргамот списан с натуры. Но, щедро отражая лично пережитое, Андреев никогда не ограничивался этим. Он всегда стремился ввести, своего читателя в круг общих раздумий о жизни. Не являются исключениями в этом плане и те произведения Андреева, о которых нам расскажет следующая группа.

Группа учащихся представляет страницу книжки-раскладушки «Произведения Л.Андреева».

Нам знаком рассказ «Баргамот и Гараська», который писатель считал подлинным началом своей литературной деятельности Бедный, бездомный, жалкийГараська. Ему посвящены страницы, проникнутые тоскующей любовью. Горечь андреевского рассказа несколько скрашена неожиданной концовкой. Забытого всеми Гараську обласкал в пасхальную ночь его постоянный преследователь.

Зрелище человеческого страдания растопило сердце даже дремучего Баргамота. Но душевное сближение героев слишком кратковременно и ненадежно. Судьбы его героев чаще всего трагичны.

Глубоко драматичны прочитанные нами андреевские рассказы о детях. Десятилетний Петька, прислуживающий в парикмахерской, из рассказа «Петька на даче» - жертва тяжелого труда и хозяйского произвола. Ему посчастливилось вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. Только еще печальнее станет жить ему после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживание мальчика подлинно трагичны. Узнав, что надо возвращаться к хозяину, «он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле».

Известный нам рассказ «Ангелочек» - тоже о крахе детской мечты. Все свои неясные помыслы о добре и счастье вложил подросток Сашка в скромную елочку игрушку. Но восковой ангелочек, озаривший такую жалкую, такую безрадостную жизнь Сашки, растаял у горячей печки. Видеть трагическое в самых обычных жизненных ситуациях – на это был у Андреева особый дар.

Далее учащиеся комментируют выставку книг с произведениями Л. Н. Андреева.

Наследие Андреева достаточно велико и разнообразно: проза, драматургия, публицистика, письма. Книга «Жили – были» содержит лишь самую малую частицу написанного Андреевым. Сюда вошли рассказы, главным образом, раннего периода творчества. В них открывается, хотя и не в полной мере, своеобразный талант этого выдающегося художника слова конца 19 – начало 20 века: «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили – были», «Цветок под ночёю», «Валя», «Рассказ о семи повешенных».

Книга серии «Школа классики» - «Леонид Андреев». Это издание содержит наиболее значительные произведения Андреева, много дополнительных материалов. Публикуются комментариев к текстам писателя, хроника жизни, творчества Леонида Андреева, высказывание критиков о нем, воспоминания современников, тему сочинений, задания для самостоятельной работы которые можно использовать и на досуге, во время тематических школьных вечеров.

Учитель: В обоих этих сборниках, ребята, напечатан рассказ «Кусака», что говорит о его популярности среди читателей. Прослушаем небольшую информацию об этом произведении.

Ученик: Рассказы Андреева проникнуты болью за несчастных животных. Мы прочитали щемящий рассказ «Кусака» о бездомной, затравленной собаке. Андреев писал: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одним и теми же страданием и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у него одним из мерил нравственности.

Итак, рассказ Л. Андреева «Кусака» повествует о судьбе собаки.

Учитель: А кто из русских писателей до Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногих друзей?

(Ответы учащихся: И. Тургенев «Муму», А. Чехов «Каштанка», «Белолобый», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Собака, петух и лисица», «Лев и собачка», «Булька», «Бешеная собака» и др.)

Учитель: Какой предстаёт в этих рассказах собака?

(Ответы учащихся: верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник)

Учитель: Рассказ Л. Андреева «Кусака» принадлежит к числу тех творений о «братьях наших меньших», которые никого не оставят равнодушным и безразличным в судьбе героя. Давайте работу над данным произведением начнем с проверки домашнего задания. Вы должны были составить план рассказа «Кусака». Сейчас мы их зачитаем и обсудим.

Планы зачитываются, выбирается лучший вариант, записывается на доске.

  1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми»

2. Как Кусака получила свое имя.

3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

4. Отъезд дачников.

5. Кусака снова одна)

Учитель: - Рассказ начинается с местоимения она. О ком идет речь? (О собаке)

- Как жила собака? Как складывались ее взаимоотношения с окружающим миром? (Ничья, никому не принадлежит, другие собаки гнали ее, дети бросали в нее камнями и палками, взрослые улюлюкали, свистели)

- Нуждается ли она в людях? (Тянется к теплым избам; у нее есть потребность в общении, ласке, жалости)

- На дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали дачники. Какие это были люди? (Добрые)

- Какова первая реакция «добрых людей» на злую собаку, оторвавшую подол платье Лели? (Хотели прогнать, застрелить из револьвера, потом привыкли)

- Но именно они и приручили собаку. Каким образом? (Дали имя – Кусака, привыкли к ней, бросали ей хлеб, впервые по – настоящему приласкали)

- Как автор показывает нам, что Кусака счастлива среди добрых дачников? (Изменилась внешне и внутренне, «душа ее расцвела»)

- Расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе? (Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок)

- Но все же прежнюю долгую жизнь не забыть. Какие чувства борются в душе собаки?

(Страх «не выпарился», она терялась при виде людей, ждала привычных побоев, но вместе с тем она испытывала уже и восторг, и благодарность, и любовь)

- Чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться. Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия? (Наречия: нелепо, неуклюже)

- Какие определения подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации? («Неповоротливое, смешное, жалкое тело»)

- Когда вы видите, что кто- то в проявлениях своих лучших чувств смешон, жалок, неповоротлив, что делает он нелепо, неуклюже, что надо сделать? (Остановить, прекратить унижение)

- Что делают наши «добрые люди»? (Смеются)

- Чего они не видят, не замечают? (Странной мольбы в собачьих глазах)

- И человек, и собака привыкают как к хорошему, так и к плохому. К чему привыкла собака за это лето? (Не надо заботиться о пище, есть свое место в жизни, её приласкали)

- Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир по своим законам. Прошло звонкое, веселое лето, наступила осень. Андреев рисует нам потрясающий образ осени. Давайте найдем это описание и прочитаем. На что настраивает нас это описание? (От этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой)

- Это не случайно. Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки? (Жалко собаку)

- Действительно, Леля трижды повторяет слово «жалко». Как она произносит это слово и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой? Давайте найдем этот эпизод в тексте и прочитаем по ролям.

Читают по ролям и отвечают на вопрос (В первый раз – протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз – готова была заплакать, третий раз – после обещания матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала)

- Судьба Кусаки решена. Леля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания писатель дает нам совсем другую сцену. Какую? Почему? (Сравнивается: что с Кусакой сделали «добрые люди» с теми злыми людьми, которые смеются над деревенским дурачком. И те, и другие несут зло)

- Как бы вы поступили в таком случае?

- Что хотел писатель сказать людям этим рассказом? (Показывая жизнь бессловесных животных, Андреев без всякого назидания воспитывает в нас гуманные чувства, предотвращает проявление жестокости, бездушия, пробуждает любовь к «братьям нашим меньшим», призывает к братству между человеком и всеми живущими на земле)

- У нас в библиотеке имеется замечательное иллюстрированное издание книги «Кусака». (показывают). Автор рисунков – художник Лидия Виноградова. Посмотрите и скажите: понравились вам рисунки? Как вы думайте, почему художнику удалось так правильно изобразить Кусаку? (Так рисовать умеет только тот, кто по – настоящему любит животных, знает их жизнь, настроение, характер)

- А сейчас обратимся к проектам, которые приготовила художественная группа. Они оформила проект: выставка рисунков к рассказу «Кусака».

Дети комментируют свои рисунки:

- На своем рисунке я изобразил Кусаку, испуганно прячущуюся в кустах. «Днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки». Мне хотелось вызвать к ней сочувствие, она так одинока.

- «Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку». Мне хотелось передать радость Лели от общения с собакой. У Кусаки тоже начинает таять сердце и пробуждается любовь к людям, у неё отняли её непримиримую злобу.

- «Черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад». Кусака, полная обиды и злобы на людей, поселилась под террасой пустующей дачи. На этой даче собака почувствовала себя счастливой, но здесь же её и предали. И т. д.

Учитель: Ребята, вам понравились рисунки ваших товарищей? Как вы думаете, удалось ли им в своих иллюстрациях передать общее настроение рассказа «Кусака»? Каким образом?

Вот видите, ребята, любовь, обостренное чувство жалости, боль о незащищенности «братьев наших меньших» оборачивается способностью словом и кистью передавать состояние их души, говорить от их имени. И чтобы по – настоящему понимать, умело заботиться о своем четвероногом друге, необходимо как можно больше знать о нем. Существует целая наука, занимающаяся изучением собак. Называется она кинология.

Группа кинологов представляет проект – журнал «Собаки – наши верные друзья».

Ученик 1: В Древнем Египте четвероногие питомцы пользовались небольшим почетом и уважением. Когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур. По существовавшим традициям они брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершего пса бальзамировали и торжественно относили на специальное кладбище.

Ученик 2: В Англии во втором столетии нашей эры стоимость гончей приравнивалась к цене раба.

Ученик 3: В древней Руси собака тоже была одним из самых почитаемых животных: за её кражу налагался большой денежный штраф – 3 гривны. (Для сравнения: за вола – самого необходимого в крестьянском хозяйстве животного, налагался такой же штраф).

В знак глубокой благодарности человек этим животным поставил памятники.

Ученик 4: 1899 год, Париж. На открывшемся кладбище для животных появляется первый памятник собаке Барри. Что же сделала эта собака? На памятнике надпись: «Он спас 40 людей и убит при спасении 41 – ого». Сенбернар Барри с ребенком на спине изображен на фоне гор. О чем рассказывает монумент? Дорога, соединяющая Швейцарию и Италию, проходила в горах. Летом такое путешествие не представляло опасности, другое дело зимой: метели, лавины, коварные расщелины, скрытые под снегом, так и подстерегают путника. В этих горах был основан монастырь Святого Бернардо. Монахи часто выходили на поиски людей, попавших в беду. Сопровождали их собаки, которые быстрее находили под снегом людей и своими сильными лапами помогали разгребать снег. Иногда собаки самостоятельно искали пострадавших, а потом бежали в монастырь и приводили монахов. Более двух тысяч человек за 200 лет спасли монахи этого монастыря и их собаки. Среди них жил и Барри. За 12 лет Барри спас 40 человеческих жизней. Слава о нем росла. Однажды Барри принес в монастырь ребенка. Этот эпизод и отображен на памятнике.

Стояла зима 1812 года. Наполеон разбит в России. Один из дезертиров оказался в этих горах. Голодный, он провалился в расщелину. Барри нашел его, раскопал и лег рядом, чтобы согреть его. Полу очнувшись, дезертир закричал: «Волк! Русский волк!» Он вытащил нож и вонзил его в тело собаки. Барри полз, оставляя кровавый след, в монастырь. Собаку старались спасти. Делали все возможное, но ранение оказалось серьезным. И 1814 году Барри не стало. С разрешения монастыря было изготовлено чучело знаменитой собаки, которое до сих пор хранится в музее в Берне.

Дети показывают выпущенный ими журнал «Что мы знаем о собаках».

Ученик: Мы выпустили журнал «Что мы знаем о собаках», где содержатся интересные факты из жизни наших четвероногих друзей, имеется викторина. Вы можете проверить себя, свои знания о собаках.

Учитель: Давайте подумаем, как еще доказывают собаки свою верность человеку? (Охраняют имущество, пасут скот, ищут наркотики, утечку газа, во время войны – санитары и т. д.)

Выступление кинолога

Учитель: Вот видите, ребята, они беззаветно служат нам. Но, к сожалению, есть среди людей жестокие, которые могут ударить, покалечить собаку, убить. Но страшнее смерти может быть только предательство. Брошенные собаки – это те, кого предали. Поиграли, поласкали, приручили и – бросили, как испорченную игрушку, оставаясь безразличным к её дальнейшей судьбе. Но от собственной совести не убежишь. След в душе все равно остается. Каждое обиженное животное калечит душу, незаметно делая человека жестокими, грубыми, бессердечными.

Примечательны в этом плане «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова..

(Включается запись стихотворения)

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: «Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!»

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз, что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не видал хозяин, что где- то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь.

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг рядом оставили тело.

И, споткнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы.

Учитель: - Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Ответы учащихся)

Действительно, стихотворение печальное, щемящее, с трагичным концом. А как хочется, чтобы животные не страдали. Ведь они так же, как и мы, люди, способны ощущать, воспринимать, мыслить, разговаривать и грустить.

Актёрская группа представляют творческий проект: сценка «Грустный щенок Кузя».

Учитель: Животные и люди – «дети одной матери природы». Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Пусть примером для вас станет отношение поэта Есенина к животным. Вспомните его стихотворные строки:

И зверье как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

Мы должны помнить, что ни один памятник, поставленный животному, не спасет их от гибели, если человек не будет Человеком.

Человек был и всегда останется сыном природы, его всегда будет радовать близость живого существа. Ни одно животное не вызывает такого пристального интереса, такой тяги к себе, как собака. Это существо не зря именуется первым другом человека. Давайте сегодня мы выполним совместный проект: создадим книгу - сборник рассказов под названием «Мой друг». У каждого из вас имеется рукопись рассказа о четвероногом друге. Сейчас каждый заполнит свою страницу в проекте. Рекомендации по работе над книгой нам даст редколлегия (Рекомендации редколлегии).

Учитель: Отнеситесь к работе серьезно и ответственно, потому что нам предстоит провести презентацию нашего проекта «Мой друг» в начальных классах.

(Каждый ученик заполняет свою страницу в книге)

Учитель: - Кто желает прочитать свой рассказ?

(Прослушиваются 5- 7 работ).

III. Домашнее задание

Разработать сценарий презентации книги «Мой друг» (работа в постоянных группах).

IV. Вывод

Учитель: Я думаю, что после завершения нашей работы на уроке, вы все сможете ответить на вопрос: «Как вы понимайте слова Л. Андреева «Всё живое имеет одну и ту же душу…»? (Ответы учащихся)

V. Комментирование оценок.

Учитель: Спасибо за урок, дети! До свидания.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!