СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Все живое имеет одну и ту же душу" по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Все живое имеет одну и ту же душу" по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Просмотр содержимого документа
«" Все живое имеет одну и ту же душу" по рассказу Л.Андреева "Кусака"»



МБОУ «СОШ №2 с.Тарское»









Технологическая карта открытого урока по литературе в 7 классе

по рассказу Л. Андреева «Кусака»

«Все живое имеет одну и ту же душу»



разработчик: учитель русского языка и литературы Демеева А.А.



2019 г.



Тема урока: «Все живое имеет одну и ту же душу».

Л. Андреев

(По рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)



Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на ее страницах; развивать навыки творческой работы в группах в ходе анализа художественного произведения; формировать у учащихся умения облекать яркие эмоциональные впечатления в словесное рисование, выражающее их внутреннее состояние; помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко всему живому; воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, портрет Л. Н. Андреева, иллюстрации к произведению, выставка книг, фонограмма песни «Собака бывает кусачей…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

Учебник: Коровина В. Я. Литература. 7 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017.



Афоризмы (на листочках):

  1. Кость, брошенная собаке, не есть милосердие.

Милосердие – это кость, поделенная с собакой,

когда ты голоден не меньше ее.

Джек Лондон.


  1. Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.

Джек Лондон.


  1. Мы в ответе за тех, кого приручи

Антуан де Сент Экзюпери


6.Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.

Антуан де Сент Экзюпери.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – смайлики разных цветов. Их получат самые активные, мыслящие в группах, на которые вы сейчас разделитесь. Их будет четыре. И я думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.


Демонстрируют свое настроение. Делятся на группы.







Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).




II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, дома вы прочитали в учебнике вступительную статью о жизни и творчестве Л. Н. Андреева, а также познакомились с содержанием его произведения под названием «Кусака». Дополните предложения, записанные на доске:

  • Л.Н. Андреев – писатель, который…

  • Он любил…

  • Л.Н. Андреев помогал…

  • Ему принадлежат такие рассказы, как…

- Во многих произведениях писателя отразились его воспоминания о детстве и юности («Петька на даче», «Весной», «Гостинец»). Л.Н. Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Он считал, что равнодушие и жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности. Отношение к животным было у Андреева одним из критериев нравственности людей. Он говорил: «Все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями».

Для того чтобы начать работу с произведением под названием «Кусака», предлагаю прослушать современную песню «Собака бывает кусачей…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных и подумать, какая проблема объединяет их и актуальна ли она сейчас?

- Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?

- Кто является героем прочитанного вами произведения?

- Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать?

- Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.


- Перед вами лист с высказываниями великих людей: писателей Джека Лондона, Альберта Швейцера, А. сент Экзюпери, немецкого ученого Артура Шопенгауэра и автора рассказа «Кусака» Л. Андреева. Эти люди отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который станет эпиграфом к уроку, аргументируйте свой выбор.

- Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить и как может звучать тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго?







Дополняют предложения.




Слушают.














Слушают фонограмму песни. Отвечают на вопросы.









Вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый Бим» Троепольского, «Каштанку» А. П. Чехова, «Лев и собачка» Л. Н. Толстого и др.


Работа в группах (выбор афоризма для эпиграфа урока).






Формулируют тему и цели урока.



Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, извлечение необходимой информации из текста (П); побуждение к деятельности (Л); умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)



Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (П). Побуждение к деятельности (Л). Изложение и аргументация мнения (К). Использование ИКТ (Р).
























Извлечение информации из различных источников (К). Активизация мышления при выборе афоризма (П).





Побуждение к деятельности, овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

III. Открытие «нового» знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися

Беседа по вопросам:

- Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?

- Какова тема рассказа?

- Почему рассказ так называется?

- Близка ли эта тема вам?

- Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Какая из частей является экспозицией рассказа, какая завязкой, кульминацией, развязкой, эпилогом? Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? Почему?




- На протяжении года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.

А сейчас вы поработаете в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные в ваших листочках вопросы (проговорить):

  1. Обсудите и выберите название главы.

  2. Какое время года показано в этой главе, как природа связана с содержанием главы (зачитать)

  3. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (прил., сущ., глаголы, наречия).

Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?

  1. Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?

  2. Как ведут себя люди по отношению к Кусаке?

- А над 5-ой главой поработаем вместе.

В связи с тем, что Кусаку оставили, как она изменилась? Какая стала собака?


- Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Назовите ключевые слова.

- Как озаглавили?

- Почему собака выла?

- В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему?

- Почему Андреев выбирает именно слова «выла»?

- Каково лексическое значение этого слова?

Работа в группах.

Отвечают на вопросы.




Запись на доске:

Экспозиция (1 часть. Зима)

Завязка (2 часть. Весна)

Кульминация (3 часть. Лето)

Развязка (4 часть. Осень)

Эпилог (5 часть. Осень).

- В конце 5-й части Кусака опять одинока, как и в начале рассказа. Поэтому такая композиция называется кольцевой.







Работа в группах.

Ответственные в группах дают монологический ответ, составленный в ходе исследовательской работы с текстом, аргументируя свою точку зрения.






















Работа с толковым словарем.

Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К).





Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (П (Лог.)). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К).





Побуждение к деятельности (Л). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Выполнение логических операций: анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).

















Извлечение информации из различных источников (К).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

- Собака поверила еще раз человеку, поэтому ее боль еще острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки. Неужели одной доброты и жалости недостаточно для милосердия? Так что же такое милосердие? Подумайте, какие бы слова вы включили в это понятие?

Задание. Каждая группа составит свой кластер. Сегодня у кластера будет форма – круг. От круга проведите стрелки – лучи. На каждом лучике напишите слова, которые входят в понятие «милосердие».

- На что похож кластер?

- Значит, милосердие похоже на солнце. Прочитайте, какие у вас получились слова?



- Все слова получились теплые, светлые и добрые. Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния. Мы должны не просто говорить о добре, а действовать. Милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь.

- Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных?

- Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо.

- Только ли об отношении к животным рассказ «Кусака»? для этого вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л.Н. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе. Вывод запишем в тетради.

У Светланы Капыловой есть романс "Про кота", давайте его прослушаем и сравним судьбы Кусаки и кота.










Работа в группах (составление кластера).





Ученики зачитывают слова: сочувствие, доброта, любовь, жалость, помощь, забота, понимание, сопереживание, прощение, сострадание.









Ответы учащихся.














Запись вывода в тетради.

Выдвижение гипотез и их обоснование; подведение под понятие (П). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Использование ИКТ (Р-метапредм.)




















Планирование деятельности в учебной и жизненной ситуации (Р). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме (П). Нравственно-эстетическая ориентация (Л).

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Понравился ли вам рассказ Андреева «Кусака»? Рефлексия

Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение).

-- Я понял…

-- Я верю…

--Я подумал…

--Я узнал…


- Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2 зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу.

- В завершении нашей работы мне хочется прочитать вам одну притчу: Жил в одном китайском городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.

Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»

Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».

- Что же в наших руках?

(Быть жестокими или быть добрыми, милосердными)

- Благодаря рассказу Андреева «Кусака», мы осознали, что Все живое имеет одну и ту же душу. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, пусть каждый примет в свое сердце частичку чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).

V. Домашнее задание

- Напишите продолжение рассказа «Кусака» или письмо Лёле, а также по желанию сделайте рисунок к произведению.

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам (задание по выбору).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!