СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение искусства и религиозных верований

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Палеоантропы. С чего все начиналось.

 

Долгое время человечество не имело религиозных верований и не нуждалось в них, так как не имело нужды объяснять для своего понимания те или иные природные стихии.

Только у палеоантропов или неандертальцев, как еще называют вторую стадию эволюции человека, живших 80-50 тысяч лет назад, в пещерах ученые находят намеки на доказательства зачатков религиозных верований.

Жизнь этой локальной группы людей протекала во время ледникового периода, когда климатические условия были крайне суровы. Эти условия, по мнению ученых, и явились главным толчком к попытке понять и объяснить природные катаклизмы и явления.

Главным доказательством зачатков религии, ученые предоставляют погребения этих древних людей. Палеоантропы хоронили своих собратьев в небольших углублениях, в своих пещерах-домах, но в необычных позах – на боку с подогнутыми коленями.

Что именно имели в виду неандертальцы, так хоронившие своих мертвецов, доподлинно неизвестно. Но, в сравнении с частью древних племен, например Новой Гвинеи, хоронившие покойников связанными, дабы обезопасить себя от мертвецов, можно сделать выводы о наличии определенной идеи, зарождающейся веры в нечто, пока не обретшее ясные религиозные черты.

Кроманьонцы. Доказательства веры и искусства.

 

Кроманьонцы, следующий этап развития эволюции, более походящие на современного человека и жившие около 30 тысяч лет назад, были более развиты в религиозных представлениях и развитии искусства.

Доказательством служат их погребения, в которых найдены не только останки. К погребенному человеку клали и предметы быта, и орудия труда.

А доказательством их веры в загробную жизнь является сама процедура погребения. На умершего человека надевали украшения и натирали охрой, клали рядом его орудия труда и все, чем он пользовался при жизни, полагая, что все эти вещи пригодятся ему и в загробном царстве.

Так зародился погребальный культ.

Причина зарождения религии.

 

Древний человек испытывал первобытный страх и полное бессилие перед силами и явлениями природы. Жизнь его проходила в постоянной борьбе с окружающим миром.

Именно не способность понять и объяснить такие явления, как гром, дождь, холод, землетрясения или пожары, постоянно угрожающие существованию и влекли за собой голод, нападения зверей, эпидемии, сотнями уносившие жизни собратьев, устойчиво сформировали в человеке естественный страх перед необъяснимым.

Именно потому, что сознание Кроманьонцев уже достигло определенного уровня развития и люди начали задумываться о причинах происходящего, и возникла религия. 

Задав вопрос и не найдя на него ответа, человек приписывал происходящее кому-то более могущественному.

Возникновение Искусства.

 

Зачатки искусства ученые начали находить еще в раннем палеолите, около 33 тысяч лет назад до н.э. Это было отображение образа жизни человека того времени, занимавшегося, в основном, охотой. Доказательством служат и примитивные жилища, и настенные рисунки, изображающие животных и людей, и первые статуэтки.

В более поздние периоды неолита и энеолита развилось искусство орнамента.

Развитие искусства. Эпоха homo sapiens или Кроманьонского человека.

 

Часть антропологов считают эпоху Кроманьонского человека начальной точкой возникновения искусства. 

Эти люди имели большее сходство с современным человеком. У них был выраженный заостренный подбородок, узкая голова. А главное, Кроманьонец имел развитую речь, что способствовало сильнейшему развитию навыков с помощью способности договариваться между собой.

Техника изготовления орудий и скульптуры передавалась из поколения в поколение. Например, проще обрабатывать камень после сильного прогрева его на огне.

При раскопках были найдены сотни фигурок животных пронзенных острыми дротиками, что доказывало веру в колдовство и идею свыше.

Однако археологами доказано, что орудия труда появились практически на миллион лет ранее, чем предметы искусства.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение искусства и религиозных верований»

Фассахиева Наталия Рафиковна

Учитель истории

МАОУ НГО СОШ №12

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?



  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

- Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы



План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.



Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Расскажите об открытие пещерной живописи?

Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.

Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми

  1. Подведение итогов урока.







Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А

  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.

  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014

  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014











































Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?

  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!