СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности использования проектных заданий и технологий на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возможности использования проектных заданий и технологий на уроках истории и обществознания»

«Возможности использования проектных заданий и технологий

в практике обучения истории и обществознанию»

Чуканова Наталья Алексеевна, учитель истории и обществознания

Одним из наиболее активно применяемых на уроках истории и обществознания разновидностей проблемно – поискового обучения является метод проектов. Это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

В свете требований Федерального государственного стандарта второго поколения проектная деятельность является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах. Проектная деятельность предполагает использования в образовательном процессе технологий деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подхода.

Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.

В ходе организации проектной деятельности учащихся реализуются следующие задачи:

1) Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности учеников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;

2) Развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой, расширение кругозора, эрудиции;

3) Воспитание личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Образовательный проект представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Основными условиями применения метода проектов являются:

- существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Анализируя свой опыт использования метода проектов на уроках истории и обществознания, можно выделить ряд особенностей, характерных для исторического проектирования. Основное предпочтение при выборе темы учащиеся отдают истории России, краеведению, истории своей семьи. Тип проекта напрямую зависит от возраста учащихся и темы.







Можно выделить следующие типы проектов:

1) информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации). Например, такие проекты, как «Значение Столетней войны» (6 класс), «Реформация в Европе» (7класс);

2) исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования). Например, проекты «Завоевания Карла Великого» (6 класс), «Сравнение образовательных систем на примере европейской, японской, китайской» (7 класс);

3) практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта). Например, проекты «Проблема сохранения исторического наследия г. Рязани» (7 класс); «Макет средневекового замка» (6 класс);

4) творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества). Например, проекты «Портрет средневекового рыцаря» (6 класс), «Архитектура барокко» (7 класс);

5) приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения). Например, «В сердце средневекового города» (6 класс), «Рождение университетов» (6 класс).

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию:

  • данные социологического опроса;

  • рукописный учебник истории;

  • исторический журнал;

  • ролевая игра;

  • письмо в…прошлое;

  • сценарий;

  • праздник;

  • костюм;

  • видеофильм;

  • видеоклип;

  • социальная реклама;

  • стенгазета;

  • разработанный маршрут экскурсии;

  • театрализация;

  • игра;

  • путеводитель и др.

Проекты обществоведческой тематики на всех ступенях образования носят практико-ориентированный характер. Поэтому создание таких проектов, как «Кто на кого похож?», «Известные люди с ограниченными возможностями», «От увлечения – к профессии» вызывает интерес у подростков.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведёт к формированию собственных оценок, развитию критического мышления, преодолению догматизма, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

Использование проектного метода важно и для учителя, поскольку это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с учениками. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому – более эффективным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!