«Возможности использования проектных заданий и технологий
в практике обучения истории и обществознанию»
Чуканова Наталья Алексеевна, учитель истории и обществознания
Одним из наиболее активно применяемых на уроках истории и обществознания разновидностей проблемно – поискового обучения является метод проектов. Это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
В свете требований Федерального государственного стандарта второго поколения проектная деятельность является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах. Проектная деятельность предполагает использования в образовательном процессе технологий деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подхода.
Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
В ходе организации проектной деятельности учащихся реализуются следующие задачи:
1) Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности учеников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;
2) Развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой, расширение кругозора, эрудиции;
3) Воспитание личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Образовательный проект представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Основными условиями применения метода проектов являются:
- существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Анализируя свой опыт использования метода проектов на уроках истории и обществознания, можно выделить ряд особенностей, характерных для исторического проектирования. Основное предпочтение при выборе темы учащиеся отдают истории России, краеведению, истории своей семьи. Тип проекта напрямую зависит от возраста учащихся и темы.
Можно выделить следующие типы проектов:
1) информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации). Например, такие проекты, как «Значение Столетней войны» (6 класс), «Реформация в Европе» (7класс);
2) исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования). Например, проекты «Завоевания Карла Великого» (6 класс), «Сравнение образовательных систем на примере европейской, японской, китайской» (7 класс);
3) практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта). Например, проекты «Проблема сохранения исторического наследия г. Рязани» (7 класс); «Макет средневекового замка» (6 класс);
4) творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества). Например, проекты «Портрет средневекового рыцаря» (6 класс), «Архитектура барокко» (7 класс);
5) приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения). Например, «В сердце средневекового города» (6 класс), «Рождение университетов» (6 класс).
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию:
данные социологического опроса;
рукописный учебник истории;
исторический журнал;
ролевая игра;
письмо в…прошлое;
сценарий;
праздник;
костюм;
видеофильм;
видеоклип;
социальная реклама;
стенгазета;
разработанный маршрут экскурсии;
театрализация;
игра;
путеводитель и др.
Проекты обществоведческой тематики на всех ступенях образования носят практико-ориентированный характер. Поэтому создание таких проектов, как «Кто на кого похож?», «Известные люди с ограниченными возможностями», «От увлечения – к профессии» вызывает интерес у подростков.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведёт к формированию собственных оценок, развитию критического мышления, преодолению догматизма, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Использование проектного метода важно и для учителя, поскольку это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с учениками. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому – более эффективным.