Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)
Цель:
Объяснить взаимосвязь деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком. Активизировать понятия: «природа», «живая/неживая природа», «растения», «группы растений»
Ход урока
Организационный момент
Постановка учебной задачи
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения. Послушайте его внимательно и определите тему нашего урока.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте…
- Что вас натолкнуло на эту мысль?
- Молодцы, вы верно определили тему нашего урока.
Экологическая сказка (вызов)
- Я расскажу вам одну очень грустную сказку.
« В одном городе жил садовник, он очень любил свой сад. Ухаживал за ним, каждый день там появлялись новые растения. Вокруг фонтана собиралось множество птиц.
И вот однажды вышел садовник в сад и ужаснулся. Он не узнал свой цветущий сад. В нем не пели птицы, вода в фонтане была грязная и маслянистая, листья на деревьях съежились и почернели, цветы погибли.
Горько заплакал садовник, он не знал, что случилось. Оказалось, что в соседнем городе открылся химический завод. Из труб завода идет черный дым, а в воду сливается маслянистая жидкость, которая попала в реку. Ночью прошел дождь, который впитал в себя дым завода. Поэтому все живое погибло».
- Какое чувство вызвала эта сказка?
- Что пострадало в результате этой экологической катастрофы?
- Как вы считаете, существует ли связь между деятельностью человека, неживой и живой природой?
- Что же делать?
- Но на заводе производят, пластмассу, из которой сделаны ручки, которыми вы пишете, корпуса мобильных телефонов. Тогда придется от всего этого отказаться?
- Вы пытаетесь решить очень серьезную проблему. Эти проблемы решаются на уровне государства и правительства. Этот 2013 год в России посвящен охране окружающей среды.
- Откройте учебники, начинаем читать текст с.38 под иллюстрацией, пока я не скажу «Стоп!».
- Как природа сама борется с загрязнениями?
- Найдите и прочитайте, как об этом сказано в тексте.
- Найдите и прочитайте названия растений (лопух, крапива, сирень, бук).
- К каким группам относятся названные растения?
- Что интересного узнали о буке?
- У вас на столах лежат учебники, тетради. А ведь они сделаны из древесины, значит, спилили деревья.
Значит не нужно выпускать книги?
- Выход есть - сбор макулатуры.
60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево!
Физминутка
«Речка»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз ,два ,три , четыре !
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно ,
Делать так руками нужно :
Вместе –раз , это –брасс.
Одной , другой – это кроль.
Все как один плыли ,как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Применение знаний
- У нас была физкультминутка про речку, а сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте его внимательно.
С. Михалков. ПРОГУЛКА.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли -
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима. -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли -
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
- Какие чувства вызвала эта история?
- Бываете ли вы с родителями на природе?
- Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?
- Но не всегда вы можете найти мусорный контейнер в лесу или на речке.
- У меня есть пакет с мусором, здесь консервная банка, пластиковая бутылка и бумага. Как вы думаете, сколько потребуется времени, чтобы эти предметы разложились в земле?
- У нас была физкультминутка про речку, а сейчас ребята вам прочитают стихотворение, послушайте его внимательно.
- Какие чувства вызвала эта история?
- Бываете ли вы с родителями на природе?
- Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?
- Но не всегда вы можете найти мусорный контейнер в лесу или на речке.
- У меня есть пакет с мусором, здесь консервная банка, пластиковая бутылка и бумага. Как вы думаете, сколько потребуется времени, чтобы эти предметы разложились в земле?
- Сейчас вы поработаете в парах. На ваших столах лежат листы с изображением этих предметов и временем, которое требуется на разложение их. Соедините предмет и время.
- Посмотрите на слайд.
Пластик – от 100 до 1000 лет, консервные банки – от 10 до 30 лет, бумага – от нескольких
месяцев, до нескольких лет.
- Я поняла, что вы любите бывать в лесу, на лугу, речке. Давайте сформулируем правила поведения в этих местах.
Вы будете работать в группах. Каждая группа получит лист, Вы создадите плакаты с правилами поведения в природе.
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Затем каждая группа защитит свои плакаты.
- Молодцы, вы хорошо справились с задачей.
-Что помогло вам быстро и успешно выполнить задание.
Итог урока
- Молодцы, ребята. Вы прекрасно усвоили все правила поведения в природе.
- Чему был посвящен наш урок?
- Кто узнал что-то новое на уроке?
7