Просмотр содержимого документа
«Воздействие человека на природу урок обществознания в 7 классе»
Технологическая карта урока
Тема урока | Воздействие человека на природу |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Информационно- методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014. |
План урока | 1. Самое громкое слово. 2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. 3. Загрязнение атмосферы. 4. Загрязнение воды и почвы |
Цель урока | Формирование представлений о воздействии человека на природу, о глобальной экологической угрозе |
Формы и методы обучения | Методы: проблемное изложение. Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Экология, экологическое правило |
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность |
Научатся: определять, что такое экологическая угроза; характеризовать взаимо- действие человека на природу. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты; выделять главное; проводить сравнение | Целостно-смысловая и учебно-познавательная компетенции Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; формулировать собственную точку зрения; отыскивать причины явлений |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Вре-мя (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Организационный момент. Проверка Д/З | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит игру по Д/З «Крестики-нолики» (Приложение) Лист самооценки. Взаимопроверка по образцу. Самооценка. | Записывают ответы в тетрадь | Фрон- тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и при-нимают его. Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; логические – поиск существенной информации | Работа в тетради |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Актуализация знаний. Формулировка темы и целей урока. | 3 | Беседа по теме «Воздействие человека на природу» | Организует диалог с учащимися: Предлагаю прослушать песню, которая поможет нам подойти к новой теме (Катя Рябова Раненная птица), по вопросам: - Что символизирует птица в этой песне? (природу) Кто ей угрожает? В чём угроза? – Что вы знаете об экологии? – Кто слышал такое понятие, как «экологический кризис»? – Что оно означает? - Итак о чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Какова тема урока? По какому разделу будем работать? -О чём узнаем? - На какие вопросы ответим? -Какие цели урока сформулируете? (определять, что такое экологическая угроза; характеризовать взаимо- действие человека на природу, защитить природу и быть к ней уважительными.) Самооценка. | Отвечают на вопросы Работают по учебнику: с 122 рубрика «Обсудим вместе» Записывают тему. Зачитывают название раздела… Формулируют цели урока | Фрон- тальная | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – дополняющие и расширяющие имеющееся представление об ответствен- ности за правонарушения | Устные ответы |
III. Изучение нового мате- риала | 20 | 1. Чтение притчи «Незабудка» (см. Приложение). 2. Выполнение заданий 5 мин | 1. Читает притчу, проводит беседу по вопросам: – В чем заключается смысл этой притчи? – А вы часто поступаете, как этот мальчик? – А можно ли сравнивать растения с живыми существами? 2. Работа в группах по2-3 человека. Поясняет задания -Давайте найдём в учебнике информацию в соответствии с планом урока: 1. Самое громкое слово. 2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. 3. Загрязнение атмосферы. 4. Загрязнение воды и почвы - Подготовьте рассказ для одноклассников по своему вопросу. Самооценка. | 1. Отвечают на вопросы. 2. Выполняют задания. Экология Стр 123-131 читают по группам, готовят ответы, Выступают. | 1. Фронтальная. 2. Индивидуальная. | 1. Познавательные: общеучебные – поиск и выделение информации на основе иносказательных образов; логические – построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. 2. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. | 1. Записи в тетради. 2. Проверка выпол- нения заданий в рабочей тетради. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | 3. Работа с материалами рубрики: «Картинная галерея», с. 121, 124–127 | 3. Проводит беседу по вопросам: – Почему художники любят изображать природу? – Какие чувства они стремятся передать зрителю? Самооценка. | 3.Просмат ривают репродук ции картин русских художников, отвечают на вопросы | 3. Фронтальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). 3. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Познавательные: общеучебные – формулирование ответов; логические – осуществление поиска информации | 3. Устное задание |
IV. Первичное осмыс-ление и закреп-ление | 7 | Выполнение заданий в тетради по заданию учебника: с 131 рубрика «В классе и дома» №1
| Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради Самооценка. | Выполняют задания в тетради | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов; логические – осуществление поиска информации. Личностные: проявляют интерес к новому учебному предмету | Проверка выпол- нения заданий в рабочей тетради |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Какие основные причины загрязнения воды и почвы? - Как должен вести себя человек? - По листу самооценки сформулируйте итог урока. - Определите свою оценку за урок. | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фрон- тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и при-нимают его; развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 15, прочитать, отвечать на вопросы учебника. | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение
«Незабудка» – притча о милосердии и любви к природе
для детей
Автор притчи – монах Варнава (Евгений Санин)
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее, о чем он подумал, – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Игра «Крестики-нолики»
Правила игры: крестики - положительный ответ, нолики - отрицательный ответ.
Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников.
Экономика – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Прокурор – лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для данного уголовного дела, вызванное в органы следствия или суда для дачи показаний.
Заработная плата – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за выполненный труд.
Наследники – лица, указанные в завещании или по закону рассматриваемые как правоприемники собственника имущества.
Деньги – открытое хищение чужого имущества.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения
Кредит – тайное хищение чужого имущества.
Обряд – совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
Ответы: X.O.O.X.X.O.X.O.X.