СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне и их соседи.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по теме "Восточные славяне и их соседи" содержит материал для проведения урока по дисциплине история России в 6 классе. Это презентация, тест и сама методическая разработка урока.

Просмотр содержимого документа
«Тест. Восточные славяне и их соседи»

Тест. Восточные славяне

Вариант 1

1. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, местам погребения и т.д., называется

1) археологией 2) лингвистикой 3) археографией 4) нумизматикой


2. Среди восточных славян наиболее многочисленными были племена

1) дреговичей 2) полян 3) древлян 4) полочан


3. Система земледелия, при которой сначала сжигали деревья, затем выкорчевывали пни и распахивали землю, называлась

1) переложной 2) трехпольем 3) подсечно-огневой 4) ирригационной


4. В VI–VIII вв. н.э. восточные славяне заселили земли

1) между реками Обью и Леной 2) от озера Ильмень до реки Волги

3) от Волги до Енисея 4) от Карпат до реки Луары


5. Землю славяне вспахивали

1) сохой 2 бороной 3) серпом 4) топором


6. Установите соответствие между именами богов и сферой их покровительства Запишите получившиеся пары букв и цифр.

Бог

Сфера покровительства

А) Перун

Б) Стрибог

В) Велес

1) гром и молния

2) ветер

3) солнце

4)скотоводство


7. Во главе племени славян находился

1) старейшина 2) конунг 3) каган 4) волхв


8. Что (кого) восточные славяне называли «щуром»?

1) тень предка 2) дружинника 3) бога Солнца 4) орудие труда


9. Что из названного можно отнести к обычаям славян?

1) праздник накануне боя 2) сватовство 3) кровную месть 4) обмен оружием с гостем


10. Каменные статуи богов у славян назывались .......... .


Тест. Восточные славяне

Вариант 2

1. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, местам погребения и т.д., называется

1) археологией 2) лингвистикой 3) археографией 4) нумизматикой


2. Восточнославянские племена, название которых произошло от слова «болото»

1) вятичи 2) дреговичи 3) древляне 4) полочане


3. Система земледелия, при которой участки земли использовались в течение нескольких лет до полного их истощения, а затем забрасывались, называется

1) переложной 2) трехпольем 3) подсечно-огневой 4) ирригационной


4. Балтославянские индоевропейские племена заселили около 4 тысяч лет назад

1) Апеннинский полуостров 2) Сибирь

3) Центральную и Восточную Европу 4) Малую и Переднюю Азию


5. Собирание дикого меда

1) сев 2) охота 3) огородничество 4)бортничество


6. Установите соответствие между термином и определением. Запишите получившиеся пары букв и цифр.

Термин

Определение

А) вече

Б) вервь

В) волхв

1) человек, общающийся с богами

2) община

3) общий совет, собрание (общины, племени)

4)войско


7. Русалками славяне называли

1) души умерших детей и утонувших женщин 2) нечистую силу

3) покровительниц плодородия 4) обитательниц леса


8. Восточные славяне жили в домах

1) полуземлянках 2) саманках 3) теремах 4) саклях


9. Отметьте обычай, который отсутствовал у восточных славян.

1) прощение врагов 2) умыкание невест 3) многоженство 4) гостеприимство


10. Многобожие (поклонение многим богам) называется по-другому .......... .






Ответы. Тест. Восточные славяне

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

1

2

3

2

1

124

1

1

3

идолами

Вариант 2

1

2

1

3

4

321

1

1

1

язычеством


Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне и их соседи»

Тема урока : Восточные славяне и их соседи.



Основные вопросы изучения

1)

Происхождение восточных славян.

материала

2)

Хозяйство славян.


3)

Быт и нравы восточных славян.


4)

Духовный мир славян.


5)

Общины земледельцев.


6)

Восточные славяне и их соседи



Тип урока

Комбинированный



Ресурсы урока

Учебник Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 1 , § 3, карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.», мультимедийный проектор, презентация.


Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарий-


Ского и Маврикия Стратега о восточных славянах



Основные понятия и термины

Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь, дружина. Народное ополчение.







Основные даты

2 тыс. до н. э. — выделение из индоевропейских балто-сла-


вянских племён. VI—VIII вв. — расселение славян по Восточно-Ев-


ропейской равнине.




Домашнее задание

§ 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении,


используя текст и иллюстрации учебника, сведения документа, пред-


ставленного после параграфа.





Ход урока.



1.  Вступительное слово учителя

На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:

Ученики отвечают, а желающий ученик показывает на карте месторасположение племени. Правильные ответы учеников приведены в скобках.

А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы)
Б) Примерно четыре тысячи лет назад произошло выделение племен (балтославянских)
В) К   V веку до нашей эры племена разделились на..  ( балтов и славян)
Г)  В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского и разделились на ветви. ( три ветви – западную, восточную, южную)



Учитель:  Вспомним особенности быта и нравов славян. Мультимедийная презентация ( прикреплена в письме) .

Слайд

Вопрос учителя

Примерный ответ ученика

№1

Стихотворение – характеристика славян.

 

№2

Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые  волосы, румяное лицо и серые глаза

Славяне.

№3

Жили в домах,  стены которого,  делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева.

Дом-полуземлянка.
Дом

№3

Обычно селились по берегам рек и озер, потому что

Занимались рыболовством
Река служила природной защитой от врагов и животных.

№4

 Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло

Охотиться
Собирать ягоды и грибы
Бортничество

№5

Орудия труда, которые кормили славянина целый год

Соха и борона
Переложная система
Подсечно-огневая система

№6

Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы

Серп

№7

Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой

Гончарное ремесло
Кузнечное дело

№8

Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди

Волхвы или кудесники

№9

Священное место, где славяне совершали свои обряды
Изображение бога

Капище
Идол

№10

 Бог -повелитель ветра.
А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин 

Стрибог
 Русалка

№11

Бог молнии и грома (войны и оружия)

Перун

№12

Управление

Старейшина
Вече
Народное ополчение



Учитель: Во время просмотра презентации мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу (тест) на закрепление материала. На проведение письменной работы отводится 7 минут. Пример теста и ответ приклеплен к письму.



2.  Изучение нового материла:

Учитель:

1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря жили балты.
3. На северо-востоке обитали лесные жители- финноугорские племена.
4. В VI  на Балканах появляются племена аваров.
5. В  VII веке от Кубани до Днепра булгары создают своё государство.
6. В  VII веке на территории Северного Дагестана создали своё государство хазары.

В VII – IX вв. сла­вяне за­ня­ли об­шир­ную тер­ри­то­рию Во­сточ­ной Ев­ро­пы. Они рас­се­ли­лись на тер­ри­то­рии от Ла­дож­ско­го озера до сред­не­го те­че­ния реки Днепр, от реки Буг до вер­хо­вий Дне­пра. Осо­бен­но­стью рас­се­ле­ния сла­вян было то, что пле­мен­ные союзы во­сточ­ных сла­вян сло­жи­лись в бас­сей­нах круп­ных рек, где впо­след­ствии воз­ник­ли цен­тры пле­мен­ных кня­жеств. В рай­оне озера Иль­мень и реки Двины рас­се­ли­лись сла­вяне иль­мен­ские. В рай­оне реки При­пя­ти рас­се­ли­лись дре­го­ви­чи и древ­ляне. В вер­хо­вьях Дне­пра по рекам Сож и Сейм жили ра­ди­ми­чи. В сред­нем те­че­нии Дне­пра рас­се­ли­лись по­ляне. В бас­сейне реки Десны — се­ве­ряне. На се­ве­ро-во­сто­ке, в бас­сейне реки Оки, — вя­ти­чи.

Ос­нов­ные за­ня­тия сла­вян ис­хо­ди­ли из осо­бен­но­стей земли. В лесах прак­ти­ко­ва­лось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Степ­ную же землю осва­и­ва­ли путем пе­ре­ло­га. Но все равно уро­жай­ность была низ­кая по при­чине рез­ко-кон­ти­нен­таль­но­го кли­ма­та. Дру­ги­ми про­мыс­ла­ми сла­вян яв­ля­лись ры­бо­лов­ство, охота, также было рас­про­стра­не­но борт­ни­че­ство. Нов­го­род­ско-иль­мен­ский край был богат ле­са­ми, там рас­цве­тал пуш­ной про­мы­сел. В южных об­ла­стях прак­ти­ко­ва­лась охота на лосей и мед­ве­дей. Оби­лие рек, озер, хо­ро­шо раз­ветв­лен­ная вод­но­транс­порт­ная си­сте­ма спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию су­до­ход­ства, тор­гов­ли, раз­лич­ных ре­ме­сел, обес­пе­чи­ва­ю­щих про­дук­цию для об­ме­на. На пе­ре­пу­тьях тор­го­вых путей ос­но­вы­ва­лись круп­ные го­ро­да, пле­мен­ные цен­тры, такие как Киев и дру­гие.

Под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие .

На­ка­нуне об­ра­зо­ва­ния го­су­дар­ствен­но­сти во­сточ­ные сла­вяне жили со­сед­ской об­щи­ной, в ко­то­рой офор­ми­лась част­ная соб­ствен­ность. У каж­дой семьи было право на рас­чи­щен­ную землю — ля­ди­ну. В сла­вян­ском об­ще­стве вы­де­ля­лись во­ен­ные вожди, и фор­ми­ро­ва­лась дру­жи­на. Дру­жи­на – это осо­бая груп­па на­се­ле­ния, за­ни­ма­ю­ща­я­ся толь­ко во­ен­ной де­я­тель­но­стью, в част­но­сти по­хо­да­ми. Для обо­ро­ны же су­ще­ство­ва­ло опол­че­ние сво­бод­ных об­щин­ни­ков. Дру­жин­ни­ки не толь­ко участ­во­ва­ли в за­во­е­ва­тель­ных по­хо­дах, но и управ­ля­ли при­со­еди­нен­ны­ми зем­ля­ми. Во главе стоял князь, ко­то­ро­му под­чи­ня­лись дру­жи­на и во­е­во­ды. Ниже по по­ло­же­нию шли смер­ды или, как их еще на­зы­ва­ли, мужи (главы пат­ри­ар­халь­ных семей, у ко­то­рых было право участ­во­вать в вой­ске). Еще более  низ­кий ста­тус имела че­лядь — это члены семей мужей и хо­ло­пы, не име­ю­щие права участ­во­вать в вой­ске.

Слож­ной, раз­но­об­раз­ной, с де­таль­но раз­ра­бо­тан­ны­ми обы­ча­я­ми была ре­ли­гия во­сточ­ных сла­вян. Ее ис­то­ки ухо­дят в ин­до­ев­ро­пей­ские древ­ние ве­ро­ва­ния, ко вре­ме­нам па­лео­ли­та. Ре­ли­гия, су­ще­ство­вав­шая у раз­ных на­ро­дов до при­ня­тия ими хри­сти­ан­ства или ис­ла­ма, на­зы­ва­лась язы­че­ством (мно­го­бо­жие). Сла­вяне на­се­ли­ли мир раз­ны­ми бо­га­ми и бо­ги­ня­ми. Во главе их стоял ве­ли­кий Сва­рог — бог все­лен­ной. Его сы­но­вья — сва­ро­жи­чи — солн­це и огонь, были но­си­те­ля­ми света и тепла. Бог солн­ца Даж­дь­бог весь­ма по­чи­тал­ся сла­вя­на­ми. Мо­ли­лись сла­вяне роду и ро­жа­ни­цам — богу и бо­ги­ня­ми пло­до­ро­дия. Этот культ был свя­зан с зем­ле­дель­че­ски­ми за­ня­ти­я­ми на­се­ле­ния и по­это­му был осо­бен­но по­пу­ля­рен. Бог Велес по­чи­тал­ся у сла­вян как  по­кро­ви­тель ско­то­вод­ства, Стри­бог по­ве­ле­вал вет­ра­ми. По мере сли­я­ния сла­вян с неко­то­ры­ми иран­ски­ми и фин­но-угор­ски­ми  пле­ме­на­ми их боги пе­ре­ко­че­ва­ли и в сла­вян­ский пан­те­он. Так в VIII – IX веках у сла­вян по­чи­тал­ся иран­ский бог солн­ца Хорос. С на­ча­лом во­ен­ных по­хо­дов у сла­вян все боль­ше на пер­вый план вы­дви­га­ет­ся за­им­ство­ван­ный у бал­тов  бог грома и мол­нии Перун. По­яв­ля­ет­ся осо­бое от­но­ше­ние к по­гиб­шим во­и­нам (по­гре­баль­ные ко­ст­ры, кур­га­ны и так далее). У сла­вян су­ще­ство­вал го­до­вой цикл зем­ле­дель­че­ских празд­ни­ков: Ко­ля­да, день ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, мас­ле­ни­ца, 1-2 мая от­ме­ча­ли по­яв­ле­ние пер­вых ве­сен­них всхо­дов, празд­ник Ивана Ку­па­лы и так далее. Мно­гие из этих празд­ни­ков со­хра­ни­лись и сей­час. В каж­дом доме у сла­вян были идолы богов, также су­ще­ство­вал культ Шуров, неболь­ших се­мей­ных идо­лов домов.

Перун.

Не со всеми со­се­дя­ми у сла­вян были дру­же­ские от­но­ше­ния. В сла­вян­ских пре­да­ни­ях рас­ска­зы­ва­ет­ся о на­па­де­нии тюр­ко­языч­ных ко­чев­ни­ков ава­ров на сла­вян­ское племя ду­ле­бов. В VIII веке во­сточ­но­сла­вян­ские пле­ме­на полян, се­ве­рян, вя­ти­чей и ра­ди­ми­чей по­ко­ри­ли ха­за­ры, за­ста­вив их пла­тить дань. Итак, про­жи­вая в окру­же­нии раз­лич­ных пле­мен и на­ро­дов, во­сточ­ные сла­вяне сфор­ми­ро­ва­ли осо­бую ци­ви­ли­за­цию.



Практическая работа.

Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске:

На схематическую карту нанести:

– название государства, города-столицы соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали соседние племена
– написать занятия соседей

В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.

Учитель:  Итог:  восточнославянские племена жили в окружении многих народов. И эти соседи оказывали разное влияние на славян.



Домашнее задание:

§ 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении, используя текст и иллюстрации учебника.



Ре­ко­мен­до­ван­ное до­маш­нее за­да­ние- ответить на следующие вопросы:

  1. Когда на тер­ри­то­рии нашей стра­ны по­яви­лись сла­вяне?

  2. Как вли­я­ла при­ро­да на за­ня­тия и ве­ро­ва­ния во­сточ­ных сла­вян?

  3. Ка­ки­ми были вза­и­мо­от­но­ше­ния сла­вян с со­сед­ни­ми пле­ме­на­ми и на­ро­да­ми?

 Литература:

  1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 1

  2. История государства Российского: Хрестоматия. М: 2013 год.

Ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы ин­тер­нет

  1. http://www.booksite.ru/enciklopedia/ - Древнерусская жизнь в картинках.

  2. http://old-ru.ru/ -Древнерусская литература.

  3. http://historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (исторические документы).

  4. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/ - история России.

  5. http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.

  6. http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека.

  7. http://www.world-history.ru/ — статьи по истории России и всемирной истории.

  8. http://istoriku.ru/ — Отечественная история — факты, события, даты.



Тест. Восточные славяне

Вариант 1

1. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, местам погребения и т.д., называется

1) археологией 2) лингвистикой 3) археографией 4) нумизматикой



2. Среди восточных славян наиболее многочисленными были племена

1) дреговичей 2) полян 3) древлян 4) полочан



3. Система земледелия, при которой сначала сжигали деревья, затем выкорчевывали пни и распахивали землю, называлась

1) переложной 2) трехпольем 3) подсечно-огневой 4) ирригационной





4. В VI–VIII вв. н.э. восточные славяне заселили земли

1) между реками Обью и Леной 2) от озера Ильмень до реки Волги

3) от Волги до Енисея 4) от Карпат до реки Луары



5. Землю славяне вспахивали

1) сохой 2 бороной 3) серпом 4) топором



6. Установите соответствие между именами богов и сферой их покровительства Запишите получившиеся пары букв и цифр.

Бог

Сфера покровительства

А) Перун

Б) Стрибог

В) Велес

1) гром и молния

2) ветер

3) солнце

4)скотоводство



7. Во главе племени славян находился

1) старейшина 2) конунг 3) каган 4) волхв



8. Что (кого) восточные славяне называли «щуром»?

1) тень предка 2) дружинника 3) бога Солнца 4) орудие труда



9. Что из названного можно отнести к обычаям славян?

1) праздник накануне боя 2) сватовство 3) кровную месть 4) обмен оружием с гостем



10. Каменные статуи богов у славян назывались .......... .

Тест. Восточные славяне

Вариант 2

1. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, местам погребения и т.д., называется

1) археологией 2) лингвистикой 3) археографией 4) нумизматикой



2. Восточнославянские племена, название которых произошло от слова «болото»

1) вятичи 2) дреговичи 3) древляне 4) полочане



3. Система земледелия, при которой участки земли использовались в течение нескольких лет до полного их истощения, а затем забрасывались, называется

1) переложной 2) трехпольем 3) подсечно-огневой 4) ирригационной



4. Балтославянские индоевропейские племена заселили около 4 тысяч лет назад

1) Апеннинский полуостров 2) Сибирь

3) Центральную и Восточную Европу 4) Малую и Переднюю Азию



5. Собирание дикого меда

1) сев 2) охота 3) огородничество 4)бортничество



6. Установите соответствие между термином и определением. Запишите получившиеся пары букв и цифр.

Термин

Определение

А) вече

Б) вервь

В) волхв

1) человек, общающийся с богами

2) община

3) общий совет, собрание (общины, племени)

4)войско



7. Русалками славяне называли

1) души умерших детей и утонувших женщин 2) нечистую силу

3) покровительниц плодородия 4) обитательниц леса



8. Восточные славяне жили в

1) полуземлянках 2) саманках 3) теремах 4) саклях



9. Отметьте обычай, который отсутствовал у восточных славян.

1) прощение врагов 2) умыкание невест 3) многоженство 4) гостеприимство



10. Многобожие (поклонение многим богам) называется по-другому .......... .







Ответы. Тест. Восточные славяне

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант 1

1

2

3

2

1

124

1

1

3

идолами

Вариант 2

1

2

1

3

4

321

1

1

1

язычеством


















9



Просмотр содержимого презентации
«Восточные славяне и их соседи»

Восточные славяне “ Утро, пробуждается природа  Первые рассветные лучи  На ворота древнего посёлка  Отблески оставили свои.  Здесь живет народ,  Высокий и красивый, -  Светлоокие и сильные мужи,  Женщины, изящные как ивы,  Дети, словно крепкие дубы”. Презентация к уроку Восточные славяне и их соседи.(6 клаcc)

Восточные славяне

“ Утро, пробуждается природа Первые рассветные лучи На ворота древнего посёлка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, Высокий и красивый, - Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные как ивы, Дети, словно крепкие дубы”.

Презентация к уроку

Восточные славяне и их соседи.(6 клаcc)

Славянский дом

Славянский дом

Занятия славян

Занятия славян

Орудия труда

Орудия труда

Управление

Управление


Скачать

© 2016 5913 157

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!