Тема урока : Восточные славяне и их соседи.
Основные вопросы изучения | 1) | Происхождение восточных славян. |
материала | 2) | Хозяйство славян. |
| 3) | Быт и нравы восточных славян. |
| 4) | Духовный мир славян. |
| 5) | Общины земледельцев. |
| 6) | Восточные славяне и их соседи |
| |
Тип урока | Комбинированный |
| |
Ресурсы урока | Учебник Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 1 , § 3, карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.», мультимедийный проектор, презентация. |
| Отрывки из сочинений византийских писателей Прокопия Кесарий- |
| Ского и Маврикия Стратега о восточных славянах |
| |
Основные понятия и термины | Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь, дружина. Народное ополчение. |
| |
| |
| |
Основные даты | 2 тыс. до н. э. — выделение из индоевропейских балто-сла- |
| вянских племён. VI—VIII вв. — расселение славян по Восточно-Ев- |
| ропейской равнине. |
| | |
Домашнее задание | § 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении, |
| используя текст и иллюстрации учебника, сведения документа, пред- |
| ставленного после параграфа. |
| | |
|
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:
Ученики отвечают, а желающий ученик показывает на карте месторасположение племени. Правильные ответы учеников приведены в скобках.
А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы)
Б) Примерно четыре тысячи лет назад произошло выделение племен (балтославянских)
В) К V веку до нашей эры племена разделились на.. ( балтов и славян)
Г) В V веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского и разделились на ветви. ( три ветви – западную, восточную, южную)
Учитель: Вспомним особенности быта и нравов славян. Мультимедийная презентация ( прикреплена в письме) .
Слайд | Вопрос учителя | Примерный ответ ученика |
№1 | Стихотворение – характеристика славян. | |
№2 | Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые волосы, румяное лицо и серые глаза | Славяне. |
№3 | Жили в домах, стены которого, делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. | Дом-полуземлянка. Дом |
№3 | Обычно селились по берегам рек и озер, потому что | Занимались рыболовством Река служила природной защитой от врагов и животных. |
№4 | Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло | Охотиться Собирать ягоды и грибы Бортничество |
№5 | Орудия труда, которые кормили славянина целый год | Соха и борона Переложная система Подсечно-огневая система |
№6 | Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы | Серп |
№7 | Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой | Гончарное ремесло Кузнечное дело |
№8 | Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди | Волхвы или кудесники |
№9 | Священное место, где славяне совершали свои обряды Изображение бога | Капище Идол |
№10 | Бог -повелитель ветра. А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин | Стрибог Русалка |
№11 | Бог молнии и грома (войны и оружия) | Перун |
№12 | Управление | Старейшина Вече Народное ополчение |
Учитель: Во время просмотра презентации мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу (тест) на закрепление материала. На проведение письменной работы отводится 7 минут. Пример теста и ответ приклеплен к письму.
2. Изучение нового материла:
Учитель:
1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря жили балты.
3. На северо-востоке обитали лесные жители- финноугорские племена.
4. В VI на Балканах появляются племена аваров.
5. В VII веке от Кубани до Днепра булгары создают своё государство.
6. В VII веке на территории Северного Дагестана создали своё государство хазары.
В VII – IX вв. славяне заняли обширную территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладожского озера до среднего течения реки Днепр, от реки Буг до верховий Днепра. Особенностью расселения славян было то, что племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и реки Двины расселились славяне ильменские. В районе реки Припяти расселились дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки Десны — северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки, — вятичи.
Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем перелога. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другими промыслами славян являлись рыболовство, охота, также было распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовали развитию судоходства, торговли, различных ремесел, обеспечивающих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.
Подсечно-огневое земледелие .
Накануне образования государственности восточные славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина – это особая группа населения, занимающаяся только военной деятельностью, в частности походами. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники не только участвовали в завоевательных походах, но и управляли присоединенными землями. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже по положению шли смерды или, как их еще называли, мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Еще более низкий статус имела челядь — это члены семей мужей и холопы, не имеющие права участвовать в войске.
Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования, ко временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе их стоял великий Сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян как покровитель скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и финно-угорскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в VIII – IX веках у славян почитался иранский бог солнца Хорос. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается заимствованный у балтов бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечали появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, также существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.
Перун.
Не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников аваров на славянское племя дулебов. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань. Итак, проживая в окружении различных племен и народов, восточные славяне сформировали особую цивилизацию.
Практическая работа.
Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске:
На схематическую карту нанести:
– название государства, города-столицы соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали соседние племена
– написать занятия соседей
В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.
Учитель: Итог: восточнославянские племена жили в окружении многих народов. И эти соседи оказывали разное влияние на славян.
Домашнее задание:
§ 3 учебника. Составьте рассказ о жизни в славянском поселении, используя текст и иллюстрации учебника. |
Рекомендованное домашнее задание- ответить на следующие вопросы:
Когда на территории нашей страны появились славяне?
Как влияла природа на занятия и верования восточных славян?
Какими были взаимоотношения славян с соседними племенами и народами?
Литература:
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 6 класс. В 2-х частях. Часть 1
История государства Российского: Хрестоматия. М: 2013 год.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
http://www.booksite.ru/enciklopedia/ - Древнерусская жизнь в картинках.
http://old-ru.ru/ -Древнерусская литература.
http://historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (исторические документы).
http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/ - история России.
http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.
http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека.
http://www.world-history.ru/ — статьи по истории России и всемирной истории.
http://istoriku.ru/ — Отечественная история — факты, события, даты.
Тест. Восточные славяне
Вариант 1
1. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, местам погребения и т.д., называется
1) археологией 2) лингвистикой 3) археографией 4) нумизматикой
2. Среди восточных славян наиболее многочисленными были племена
1) дреговичей 2) полян 3) древлян 4) полочан
3. Система земледелия, при которой сначала сжигали деревья, затем выкорчевывали пни и распахивали землю, называлась
1) переложной 2) трехпольем 3) подсечно-огневой 4) ирригационной
4. В VI–VIII вв. н.э. восточные славяне заселили земли
1) между реками Обью и Леной 2) от озера Ильмень до реки Волги
3) от Волги до Енисея 4) от Карпат до реки Луары
5. Землю славяне вспахивали
1) сохой 2 бороной 3) серпом 4) топором
6. Установите соответствие между именами богов и сферой их покровительства Запишите получившиеся пары букв и цифр.
Бог | Сфера покровительства |
А) Перун Б) Стрибог В) Велес | 1) гром и молния 2) ветер 3) солнце 4)скотоводство |
7. Во главе племени славян находился
1) старейшина 2) конунг 3) каган 4) волхв
8. Что (кого) восточные славяне называли «щуром»?
1) тень предка 2) дружинника 3) бога Солнца 4) орудие труда
9. Что из названного можно отнести к обычаям славян?
1) праздник накануне боя 2) сватовство 3) кровную месть 4) обмен оружием с гостем
10. Каменные статуи богов у славян назывались .......... .
Тест. Восточные славяне
Вариант 2
1. Наука, изучающая историческое прошлое человечества по орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, местам погребения и т.д., называется
1) археологией 2) лингвистикой 3) археографией 4) нумизматикой
2. Восточнославянские племена, название которых произошло от слова «болото»
1) вятичи 2) дреговичи 3) древляне 4) полочане
3. Система земледелия, при которой участки земли использовались в течение нескольких лет до полного их истощения, а затем забрасывались, называется
1) переложной 2) трехпольем 3) подсечно-огневой 4) ирригационной
4. Балтославянские индоевропейские племена заселили около 4 тысяч лет назад
1) Апеннинский полуостров 2) Сибирь
3) Центральную и Восточную Европу 4) Малую и Переднюю Азию
5. Собирание дикого меда
1) сев 2) охота 3) огородничество 4)бортничество
6. Установите соответствие между термином и определением. Запишите получившиеся пары букв и цифр.
Термин | Определение |
А) вече Б) вервь В) волхв | 1) человек, общающийся с богами 2) община 3) общий совет, собрание (общины, племени) 4)войско |
7. Русалками славяне называли
1) души умерших детей и утонувших женщин 2) нечистую силу
3) покровительниц плодородия 4) обитательниц леса
8. Восточные славяне жили в
1) полуземлянках 2) саманках 3) теремах 4) саклях
9. Отметьте обычай, который отсутствовал у восточных славян.
1) прощение врагов 2) умыкание невест 3) многоженство 4) гостеприимство
10. Многобожие (поклонение многим богам) называется по-другому .......... .
Ответы. Тест. Восточные славяне
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 124 | 1 | 1 | 3 | идолами |
Вариант 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 4 | 321 | 1 | 1 | 1 | язычеством |
9