Тема : Прощание с букварём
Цели: формировать у учащихся положительное отношение к школе;
творческие способности обучающихся;
совершенствовать коммуникативные свойства устной речи;
Воспитывать у учащихся чувство уверенности в себе и желание демонстрировать свои достижения.
Учитель:
-Здавствуйте дорогие гости. Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую школьную книгу - букварь. Совсем недавно наши первоклассники переступили порог школы и стали учениками. За это время они научились читать , писать, считать. А научил их читать наш умный интересный и занимательный букварь. Ему мы и посвящаем свой праздник.
(слайд №1)
Давайте дружно позовем Букварь!
(входит Букварь)
У: Здравствуй, Букварь! Мы рады видеть тебя на нашем празднике.
Букварь: Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.
Букварь:
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь!
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
А сейчас. Дети сядьте по местам я загадки вам задам. Вы друг другу помогайте хором громко отвечайте!
Кто шагает с сумкой книг
Утром, в школу… (ученик)
В коридоре топот ног
Кто зовет всех в класс… (звонок)
Долгожданный дан звонок
Это кончился… (урок)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный ...
(Ранец)
Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее
Прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит...
Занимательная штучка
Как зовется она?
(Ручка)
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
(Карандаш)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(Линейка)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я ...
(Тетрадь)
Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят.
(Буквы)
Буквы все от «А» до «Я»
На страницах… (букваря).хором
1 ученик Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели как уже звенят капели.
Прочитали мы букварь.
2 ученик И сегодня книге первой
Говорю: "Благодарю".
Книгу первую мою
Берегу я и люблю!
3 ученик Хоть пока и по слогам,
Я её читаю сам-
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы , песни.
С книгой жить мне интересней!
4 ученик Если мамы дома нет ,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книжка добрая живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
Дети (хором). Спасибо, дорогой Букварь! Ты нас научил грамоте!
Букварь
За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Дети (хором)
Тридцать три!
6 ученик Тридцать три сестрицы,
Расписных красавицы,
На одной живут странице,
Никогда не старятся!
7 ученик К нам сейчас они спешат-
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
"Тридцать три богатыря"
(Стихи для запоминания алфавита)
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.
Командиры во главе –
Это буквы... А, Б, В;
На конях (найдите, где)
Вслед за ними – Г, Д, Е,
А в тележке Ё, и точки
Дребезжат на каждой кочке:
За тележкой – Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несется буква И –
Ишь, какая, посмотри!
А за ней – Й (краткое)
(сверху что-то шаткое).
Копья, латы, к шлему шлем –
Это едут К, Л, М,
А за ними мчится Н
С перекладинкой меж стен.
Разогнав коней в карьер,
Пролетают О, П, Р;
Вслед со свистом – С, Т, У,
Так, что топот на версту;
Чуть потише – Ф, Х, Ц,
Ц с крючочком на конце;
И чуть слышно – три плаща,
Шелестящих Ч, Ш, Щ.
За плащами – Ъ (твердый знак),
Развернув на мачте флаг;
После знака – буквы Ы:
«Полюбуйтесь, вот и мы!»
А поодаль – Ь (мягкий знак)
Тоже едет кое-как;
Напоследок – Э, Ю, Я,
Троечка послед-ня-я.
Из-за леса из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт.
Скачет русский алфавит!
Звучит "Песенка о буквах" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Чернышева).
( дети рассказывают стихотворения)
Буква А
Буква "а" сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Б
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"
Узнаете букву "б"?
Буква В
Буква "в" есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!
Буква Г
Что за грохот? Что за гром?
Букву "г" принес нам гном.
Буква Д
Буква "д", как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е
Буква "е" есть в слове "ель",
Заметает ель метель.
Буква Ё
Буква "ё" есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!
Буква Ж
Узнаешь знакомый звук?
Буква "ж" жужжит, как жук.
Буква 3
"3" звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква И
"И" - игрушки, "и" - игра.
Любит игры детвора!
Буква Й
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К
Буква "к", как куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М
Букву "м" узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".
Буква Н
Вот с подушками кровать но на ней нельзя лежать
Знает Настя и Эдем , что кровать та буква "Н"
Буква О
"О" - похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква П
"П" - прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква Р
"Р" - рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С
"С" - свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву "т" писать.
Буква У
Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву "у"?
Буква Ф
Я в лесу нашла фиалку,
Только рвать фиалку жалко!
Буква X
Веселится буква "х":
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц
Кап-кап-кап - за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква "ц", как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Ш
Я собою хороша!
Вы узнали букву "ш"?
Буква Щ
Буква "щ" есть в слове "щит".
От удара он трещит!
Твердый знак
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы
Буква "ы" есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!
Мягкий знак
Я - мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".
Буква Э
Этот дом похож на наш -
У него один этаж.
Буква Ю
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я
Не забудь, что буква "я"
Самая последняя!
Дети, прочитав стихи, садятся на свои места. ( слайды №3-33)
12 ученик Поприветствуйте их дети,
Перед вами все рядком
Очень сложно жить на свете
Тем кто с ними не знаком!
13 ученик Буквы эти разные гласные согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке малютку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
14 ученик А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шуметь,
Но не хочется им петь.
Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог.
Взявшись за руки шагают
И в слова всю жизнь играют.(слайд№34)
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
На уроке я сначала
Только палочки писала,
А теперь в Букварь гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Спасибо книге Букварю.
Каллиграфия моя,
Ты замучила меня!
Буквы вывожу, стараюсь,
А они со мной играют!
Станут косо, станут криво
И мигают мне игриво.
Я кулак им покажу:
«Я сейчас вас накажу!
Станьте ровно – мой приказ!
А не то размажу вас!»
Буквы вроде испугались,
стали ровно навсегда.
Как мы с ними постарались,
Потрудились, хоть куда!
Песня " Учат в школе"
Букварь (выходит). -. Молодцы! Вижу вы многому научились А теперь я хочу проверить, как вы научились читать.
У. Наши первоклассники, уважаемый Букварь не только научились читать, но ещё и научились быть добрыми, честными и воспитанными
игра "Да-Нет"
Друга выручим всегда? - Да
Врать не будем никогда? - Да
В классе списывать ответ? - Нет
Кинуть камень кошки вслед?- Нет
Брать в автобусе билет? - Нет
Ай-яй-яй! Как это - нет?
Надо брать билет всегда? - Да
Не робеть, когда беда? - Да
Не жалеть для дел труда? - Да
Рук не мыть когда обед? - Нет
Как же это не мыть? Мыть обязательно
Грязь смывать без следа? - Да
Солнце, воздух и вода? - Да
Мы лентяем шлем привет? - Нет
А тем, кто трудиться всегда? - Да
Учитель А также научились соблюдать все правила и законы школьной жизни .И сейчас познакомят всех вас с заповедями первоклассника. А ты Букварь посиди послушай как дети научились читать. (дети по очереди читают заповеди первоклассника по карточкам)
1.Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
2.Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
3.Не дерись без обиды.
4.Не обижайся без дела.
5.Сам ни к кому не приставай.
6.Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.
7.Иди в школу в хорошем настроении.
8.Не дразни, не канючь, не выпрашивай ни чего. Никого два раз ни о чем не проси.
9.Уважай старших, заботься о малышах.
10.Не ябедничай за спиной у товарищей.
11.Не будь грязнулей.
12Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем.
13.На уроках не болтай как заморский попугай
14.Запомни парта не кровать и на ней нельзя лежать.
15. Ответить хочешь не шуми , только руку подними.
Учитель. Видишь какие молодцы наши первоклассники!
Ой а кто это к нам пришел?
На сцену входит Лентяйка
Я - лентяйка. Учиться - лень!
Отдыхаю целый день.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
"Почитай-ка, Вика, вслух!"
Покраснею, побледнею,
Ведь читать я не умею!
Лучше спрячу я букварь! (уводит Букварь)
А зачем вы тут собрались? Вам не лень? Лучше бы повалялись на диване!
О-о, какие-то буковки! Да что в них толку Одни большие другие меньше .Какая разница? А то ещё придумали какой-то: Букварь!!!
Учитель. Лентяйка, а знаешь ли ты , что такое азбука?
Лентяйка. Не ..ет...
Учитель. Расскажем ей?
Ученик. Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий стой.
Строй как строй, да не простой
Он зовётся азбукой.
Ученик Из книги мы узнали, что в давние времена буквы назывались не так как сейчас, а немного по- другому: вместо "А"-"Аз", вместо " Б"-"Буки".
Вот и книгу ,по которой учат буквы, назвали "Азбука".
Учитель. Теперь ты поняла Лентяйка, что значит это слово?
Лентяйка Да...я ..теперь поняла интересно.
Учитель Но Букварь познакомил нас не только с буквами. Его страницы научили нас быть дружными (появляется надпись на экране " Дружба" слайд№35).
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие! (слайд36)
Дружба нам всего дороже!
Мы живём дружить умея
От Адиле и до Эдема
Весь наш класс от "А" до "Я"
Очень дружная семья!
Учитель Наши первоклассники научились дружить , и даже сами составили правила дружбы (слайд№ 37 )
Учитель Может прочитаешь , а Лентяйка?
Лентяйка Да.....я ..да .. мне...
( дети читают по очереди) ( слайд№38-39 )
Правила дружбы
Не предавай своего друга
Не ссорься, будь справедливым
Не зазнавайся
Не перекладывай свою вину на другого
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга
Останови друга, если он делает что-то плохое
Не обманывай друга
Умей принять помощь, совет
Умей признать свои ошибки, помириться с другом
Будь вежлив со своими товарищами,
не забывай им говорить «волшебные» слова
Лентяйка Вот это да ! Здорово!
Учитель А ещё мы умеем петь и сейчас споём песню о дружбе. Присоединяйся к нам Лентяйка.
(звучит песня "Дружба")(слайд№ )
Лентяйка Мне понравилось! А что вы ещё умеете?
Учитель Наши первоклассники научились не только читать слова, но и находить в одном слове другое.
В каждом из этих слов спряталось ещё слово, которое вы сможете отыскать, если у каждого слова заберёте по букве. Найдите эти слова.
(слайд № )
Хлев, уточка ,щель, зубр, коса, мрак ,полк.
Лентяйка Да интересно как вы нашли эти слова?
У А теперь буквы у нас перепутались и спрятали слова:
Какое слово странное,
Совсем как иностранное.
Составим из букв слова.
М Е Т Б О Г Е (бегемот)
Р А Ж И Ф (жираф)
Б Е Р З А (зебра)
Учитель Ребята вы быстро отыскали слова, а вот сможете ли разобраться в стихотворении А. Шибаева " Буква заблудилась"
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной!
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме: —
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!..
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Сели в ложку и — айда! —
По реке — туда, сюда.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам — скок да скок!
Забодал меня котёл,
На него я очень зол!
На волке — сметана,
творог, молоко.
И рад бы поесть,
да достать нелегко...
Учитель - Молодцы!!
Лентяйка - Вот это да! Мне уже и на диване валятся расхотелось.
А может вы ещё и сказки читаете? .(дети хором да)
Не может быть! Не верю!
Учитель Ну чтобы Лентяйка убедилась в том , что мы читаем сказки, давайте поиграем в игру " Угадай сказку". Согласны? (слайд№ )
Игра "Угадай сказку»
1С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)
2 Ребята, ребята давайте жить дружно!
Не нужно ругаться и злиться не нужно!
Ведь даже травинка чувствует боль!
Поёт добродушно кот...(Кот Леопольд)
3Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(Дюймовочка )
4Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка и серый волк )
5Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …
("Маша и медведь")
6Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор...(Айболит)
7Был он тучкой грозовой,
С Пятачком ходил домой.
Больше всех любил он мёд,
Крошка маленький ...
(не Енот, а Винни Пух)
8Было яичко у нас золотое
А осталось лукошко пустое!
Плачет дед плачет баба,
Но их утешает .. (курочка ряба)
9Укатился он из дома
По дороге незнакомой
Ты узнал его дружок?
Это самый непослушный, говорливый простодушный
И румяный( колобок)
Лентяйка Сколько сказок вы знаете. А я ничего не знаю всё время проспала да про ленилась. Я даже не знаю сколько букв в алфавите .Скажите мне ребята, пожалуйста. (дети хором 33).Как много. Я бы тоже хотела их выучить.
Учитель Учиться никогда не поздно. Верни нам Букварь, пожалуйста!
И он тебя обязательно всему научит.
Лентяйка Ладно, сейчас верну. (приходит Букварь)
Букварь Ладно Лентяйка я на тебя не обиделся приходи в первый класс ,я тебя тоже читать научу. Только пообещай , что не будешь больше лениться.
Лентяйка Обещаю!!!
Букварь. Хоть меня и спрятала Лентяйка, но я всё слышал. Молодцы, ребята! Мне вы очень понравились - весёлые, находчивые, дружные. Все заслуживают самой высокой оценки. Пришло время наградить вас за успешную сдачу весёлых экзаменов.
Букварь: Позади нелёгкий труд,
Медленного чтения:
Вам сегодня выдают
УДОСТОВЕРЕНИЯ,
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки.
(вручение удостоверений и словарей)
Букварь А ещё я вам подарю словарики чтобы вы все были грамотными.
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!.
У: Пришло время проститься с нашим Букварём
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)
. Жалко с букварем прощаться.
На второй год хочу остаться,
Но жалко с вами расставаться.
И жалко с букварем прощаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!
. Мы при расставании скажем на прощание:
Друг наш, до свидания, дорогой Букварь!
. До свидания! До свидания!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдёт.
Букварь.
Не раз упадёт малыш, пока научится ходить. Вырасти настоящим человеком тоже непросто. Пока растут ребята, пока правильную дорогу ищут, тоже и ошибиться могут, и споткнуться. Страшного в этом нет: рядом с ними друзья – и старшие, и сверстники – помогут, поправят, подскажут.
Книга – тоже друг. Она тоже хочет помочь ребятам расти честными и смелыми, добрыми и настойчивыми, и весёлыми! Мы прощаемся с Букварём и говорим: «Здравствуйте!» другим книгам. На их страницах живут грусть и смех, добрая улыбка и загадка.
До свидания, ребята
( Звучит песня прощай букварь)