Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Многие подростки не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа – семья – общество - ребенок.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет, 5 – 9 классы) — переходный от детства к юности. Он совпадает с глубокой перестройкой всего организма. При разработке программы учитывались и психологические особенности классного коллектива. Поэтому за основу программы были выбраны два главных направления:
- проведение классных часов: просмотров фильмов про здоровый образ жизни, о подвигах на войне;
- Беседы с медработником.
Микроклимат в классе: класс небольшой, мальчиков больше (15), чем девочек (9) почти вдвое, четверо учащихся (25%) с двуязычием (молдавский, узбекский, таджикский, якутский); есть учащиеся, неоднократно уезжающие в длительные отпуска посреди учебного года – все это накладывает свой отпечаток на формирование коллектива. Явных группировок не имеется, дружат между собой Щеглова А., Друзьева Т., Сизинцева Д., Новиков А.; Амбарцумян А. и Кутенков М.; остальные дети сами по себе.
Отношение к труду: все ученики выполняют свои обязанности добросовестно, кроме, Лебедеко А., Кутенков М., Мамедов Г., Голубев В., Гордиенко А.
Творческий потенциал класса не высокий, не любят и не умеют выполнять творческие задания, участие принимают Щеглова А., , Сизинцева Дарья, Амбарцумян Артем, Иранов Элдар, Лагоша Е.
Отношение к учению: 2 ученика учатся на отлично, 10 на хорошо, 12 человек на удовлетворительно. Дети с огромным желанием посещают школу, очень любят уроки физкультуры, они очень добрые и отзывчивые. Учителей по русскому языку, истории, ЯНК, музыки обожают, приходят каждый день на урок и обнимаются, поэтому с помощью этой программы хочется сохранить и развить те положите качества, которые, которые есть у учащихся.
Октябрь 28-2 | Классный час «Правда об алкоголе» Форма проведения – видеолекция, дискуссия. | Классный час «Умеем ли мы прощать?» Форма проведения – ролевая игра | Поздравление именинника. | Изготовление поздравительных открыток и стенгазеты для учителей. | | Поздравление с профессиональным праздником! | Проверка дневников учащихся. Составление характеристик учащихся. |
5-9 | «Веселые старты». | Посещение уроков. | «День пожилых людей» «Международный день музыки» «День учителя» «День материи». | Классный час: «Вся правда о наркотиках». | | | |
12-16 | Месячник психологического здоровья. Беседа с психологом: мои трудности. | Педагог-психолог. | 15 октября-15 ноября | Классный час «Права, обязанность, ответственность» Форма проведения – деловая игра | | Предупрежде-ние непосещае- мости занятий учащихся «группы риска» | Индивидуальные работы учителей предметников с неуспевающими детьми. |
19-23 | Проведение физкультминуток. | | Поздравление именинника. | | | Подведение итогов I четверти. | |
26-30 | «Международный день отказа от курения» | Классный час «Вред курения» Форма проведения – круглый стол. | Инструктаж «Осторожно гололед». | Конкурс сочинений «Пусть всегда будет мама!» | Консультация | | Беседа о внешнем виде. Работа с опаздывающими учениками. |
Ноябрь 9-13 | | | Беседа: Бывает ли любовь с первого взгляда? | Поход на корт. | Индивидуальная работа с родителями по пропускам уроков. | | Проверка дневников учащихся. |
16-20 | Беседа с девушками на тему « Я – девушка». | Классный час «Конвенция о правах ребенка». | | | Родительское собрание «Роль домашнего задания». | | Индивидуальная работа с отстающими детьми. |
22-27 | | | | | | | |
Месяц | Здоровье | Учеба | общение | досуг | Работа с родителями | Нравственность | Индивидуальная работа с учащимися |
Декабрь 30-4 | | Презентация: «СПИДу –нет!» Форма проведения – видеолекция, беседа. | Классный час: «Государственные символы России». | | | Беседа с соцпедагогом. | Подготовка к новому году Поздравительные номера. |
7-11 | Проведение физкультминуток. | Классный час: Конституция - основной закон государства 12.12.15 | Беседа, как я понимаю поговорку «Один за всех и все за одного», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». | | Индивидуальная работа с родителями по пропускам уроков. | «Любовь к родителям, учителям, к родной земле!» | |
14-18 | Беседа, как правильно закаляться. | | | Поход на корт. | | | Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми. |
21-25 | Проведение физкультминуток. | Посещение уроков. | | Классный час: «Настоящий друг» Форма проведения – деловая игра | Родительское собрание «Адаптация пятиклассников», итоги II четверти | | Проверка посещаемости спортивных секций. |
28-30 | Беседа: что такое ЗОЖ? | Классный час: наука археология. | Изготовление новогодней игрушки. | Оформление стенгазеты с новым годом! | | | Проверка дневников. |
Январь | | Классный час: «Питание и здоровье» Форма проведения – практикум, работа в группах. | День воинской славы «Блокада» Форма проведения – видеолекция. | | Консультация | Предупрежде-ние непосещае- мости занятий учащихся «группы риска» | Беседа о внешнем виде. Работа с опаздывающими Беседа об успеваемости Выяснение причин пропус-ков учащимися учебных занятий |
| Проведение физкультминуток. | | Классный час: «портрет современного человека» | Генеральная уборка в классе. | | Предупрежде-ние непосещае- мости занятий учащихся «группы риска» | |
| Беседа «Личная гигиена подростка». | Классный час: «Этикет». | Традиционный студенческий праздник «Татьянин день». | | Индивидуальная работа с опаздывающими детьми. | | Индивидуальная работа с остающимися детьми. |
| | Проверка дневников учащихся. | | | | | |
Февраль | | | Классный час: «Урок мужества» Форма проведения – историческое путешествие. | Акция «Протяни руку помощи беспомощным» | Консультация | Предупрежде-ние неуспевае-мости и конфликтных ситуаций с учащимися | Беседа о внешнем виде Работа с опаздывающими Беседа об успеваемости |
| | Спортивный час «Мама, папа я – дружная семья» Форма проведения – спортивные соревнования | Классный час: «Спутники жизни». | Изготовление поздравительных «валентинок». | Индивидуальная беседа о профилактике пропусков уроков. | | Проверка посещаемости спортивных секций. |
| | | Час общения. Усвоение основных этических требований в поведении. | «День защитника отечества». Мероприятия с чаепитием. | | Классный час: Моя прекрасная дама. | |
| Классный час: «Терпение и труд, все перетрут». | Посещение уроков. | | Генеральная уборка. | | | |
Месяц | Здоровье | Учеба | общение | досуг | Работа с родителями | Нравственность | Индивидуальная работа с учащимися |
Март | Беседа: «Всемирный день борьбы с туберкулёзом» | Беседа: «Как уберечь себя от туберкулёза?» Форма проведения – лекция, беседа | Классный час: «Культура речи (сквернословие)» Форма проведения –дискуссия. | Экскурсия на местное предприятие. | | Предупреждение неуспеваемости и конфликтных ситуаций с учащимися | Беседа о внешнем виде Работа с опаздывающими Беседа об успеваемости Выяснение причин пропус-ков учащимися учебных занятий Составление характеристик |
| Проведение физкультминуток | Посещение уроков. | Оформление стенгазеты посвященной «8 марта». | Конкурс в классе «Мисс и мистер». Чаепитие. | Индивидуальная беседа о профилактике пропусков уроков. | Классный час: «Молодежные субкультуры». | учащихся |
| Беседа с психологом. | Проверка дневников. | | Классный час: «Мое хобби». | Родительское собрание по итогам III четверти | | Проверка посещаемости спортивных секций. |
| Классный час: «Осторожно гололед»! | | Урок-игра «Мое отношение к компьютерным играм». | Акция «Обнимашки». | | | |
Апрель | «Всемирный день здоровья». | Анкетирование «Режим дня», презентация, обсуждение | Классный час: «Веселья час» ( посвящается дню юмора) Форма проведения – игра | Проверка состояния учебников, дневников, тетрадей | Консультация | Беседа с соцпедагогом. Сообщение о детях относящих к группе-риска. | Беседа о внешнем виде Работа с опаздывающими Беседа об успеваемости Выяснение причин пропус-ков учащимися учебных занятий |
| Участие школьной эстафете посвященной дню здоровья. | Классный час: «следы древней жизни: динозавры» | | Пробуждение природы. Экскурсия в лес. | Индивидуальная беседа о профилактике пропусков уроков. | | |
| | | Беседа «Мои слабые и сильные стороны». | | Классный час: «О подвигах, о доблестях, о славе». | | Проверка посещаемости спортивных секций. |
| | Проверка состояний учебников. | | Подготовка стенгазеты посвященной «ВОВ». | | Беседа о поведении учащихся. С опаздывающими учениками. | |
Май | Проведение физкультминуток. | Посещение уроков. | Классный час: «День победы» – видеолекция | Экскурсия в музей. | Индивидуальная работа с родителями учащихся пропускающих уроки. Выяснение причин. Решение. | | Беседа о внешнем виде Работа с опаздывающими Беседа об успеваемости |
| | Обсуждение успеваемости в классе, ремонт в классе. Распорядок летних каникул. | Беседа про бездомных питомцев | Посещение катка. | | Классный час на тему ВОВ, «Письмо ветерану». | |
| | Классный час: мои успехи и неудачи в 2014-2015 учебном году. | | | | «Венок памяти», возложение цветов памятнику ВОВ. | |
| Совместный поход с родителями на шашлыки и проведение спортивных состязаний на свежем воздухе. | | | | Родительское собрание по итогам 2015-2016 учебного года | Беседа. Правила поведения во время летних каникул. | |