Воспитательный час (конспект беседы)
НА ТЕМУ:
«Выбор профессии»
9-11 классы
Истинное сокровище для людей – умение трудиться. Эзоп.
Беседа, посвященная проблеме осознанного выбора профессии. В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность. В сценарии воспитательного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
ЦЕЛИ: расширить представления детей о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, побуждать детей к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: час общения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ: предложить ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста – в сценарии).
ОФОРМЛЕНИЕ: презентация в виде слайдов.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:
1.Интерактивная беседа по теме « Профессиональная характеристика».
2.Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
3. Проблемная ситуация «Факторы влияющие на выбор будущей профессии».
4. Создание «Формулы профессии», демонстрация «Выбранной профессии»
5. Тестирование.
- Заключительное слово.
- Подведение итогов (рефлексия).
ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Слайд 1. Учитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
Слайд 2.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Слайд 3.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая - «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки).
Задание: перед вами Примерные списки профессий, из которого вы должны выбрать те профессии которые вы считаете относятся к вашей группе, также вы можете дополнить сами. Вам на это задание выделяется 3 минуты (юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер).
Ответ:
Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.
Вывод: Спасибо всем группам за работу. Конечно, вы здесь перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Проблемная ситуация «Факторы влияющие на выбор будущей профессии».
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.
Вопрос классу: Почему так много молодых людей ошибается в своем выборе профессии? Как вы считаете?
Примерные ответы детей: «давят» родители, идут за модой, ничего не знают о профессии, которую выбрали, выбирают «за компанию», не имеют способностей и наклонностей к этой профессии, подражают героям кино и сериалов.
Учитель: Выводы после ответов учащихся.
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Слайд 4.
Учитель: Скажите пожалуйста, что получится, если длину классной комнаты умножить на ширину? (площадь классной комнаты)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу», и «надо»? (Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. (Учитель дописывает на доске после трех слов названия классного часа: = осознанный выбор профессии».) Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- ХОЧУ- это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- МОГУ- это все, что мне по силам, по способностям
- НАДО- это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
6. Демонстрация осознанного выбора профессии « Это мой выбор!»
Учитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это в исполнении (желающие). (К доске выходят ученики, читают или произносят тексты).
Ученица 1: Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3: Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь- стану репортером.
Учитель: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии? (Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора профессии.) Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
7. Тестирование.
Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения- 30 сек. (Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети считают) А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Слайд 5.
Заключительное слово. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».