СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение об организации воспитательных часов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный час - это одна из основных форм организации воспитательной деятельности в группе. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения воспитательных часов.

Просмотр содержимого документа
«Положение об организации воспитательных часов»

    1. Положение об организации воспитательных часов

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения воспитательных часов в Муниципальном казённом учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Балезинский детский дом».

1.2. Воспитательный час является одной из основных форм организации воспитательной деятельности в группе, которая способствует формированию у воспитанников системы отношений к окружающему миру, людям, самому себе.

1.3. Воспитательный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Это форма общения воспитателя группы с коллективом воспитанников.

1.4. Воспитательный час способствует решению следующих задач:

- обогащение воспитанников знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике, политике, экономике;

- усвоение воспитанниками умений и навыков познавательной и практической дея­тельности;

- формирование и развитие общей культуры и эрудиции, эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности воспитанников;

- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала воспитанника, его творческих и других способностей;

- создание основы для профессионального самоопределения воспитанников;

- формирование и развитие коллектива группы;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- профилактика правонарушений.

2. Организация и проведение воспитательных часов.

2.1. Тематика проведения воспитательных часов определяется коллективом группы на групповом со­брании в начале каждого учебного года. Тематика воспитательных часов может корректироваться в конце месяца.

2.2. Воспитатель при подготовке и проведении воспитательного часа является его основ­ным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного по­тенциала.

2.3. Тип, вид и форму проведения воспитательного часа выбирает коллектив воспитанников под руководством воспитателя группы.

2.4. В детском доме выделяют следующие типы воспитательных часов: час общения, час досуга, час творчества, кулинарный час, политический час, спортивный час, библиотечный час.

2.5. Выделяют следующие виды воспитательных часов:

- организационный – способ коллективного планирования мероприя­тий и дел группы или детского дома;

- плановый или итоговый – подведение итогов (выполнения плана работы группы, успеваемости за месяц, четверть, год и т.д.);

- тематический — связан с определённой темой, торжественной или юбилейной датой;

- информационный — информирует о событиях социальной, полити­ческой, спортивной жизни страны и мира;

- проблемный – беседа по психолого-педагогическим проблемам воспитанников, поиск форм решения данных проблем;

- система воспитательных часов для реализации определённой воспитательной програм­мы.

2.6. Рекомендуемые формы проведения воспитательных часов: игра, беседа, лекция, встреча с интересными людьми, тренинг, дискуссия, прогулка, поход, экскурсия, конкурс, праздник, викторина, соревнование, турнир, агитбригада, тематический вечер и т.д.

2.7. Содержание, цели и задачи воспитательного часа зависят от возрастных особенностей и опыта воспитанников.

2.8. Продолжительность проведения воспитательного часа: 20-50 минут.

2.9. План проведения воспитательного часа включает в себя следующие компоненты:

- тема (название), тип, вид и форма проведения воспитательного часа;

- целевой компонент воспитательного часа (цели и задачи);

- организационно-деятельный компонент (место проведения, участники, гости, оборудование и оформление, предварительная подготовка);

- содержательный компонент (вступительная часть, основная часть, заключительная часть);

- оценочно-аналитический компонент;

- используемые источники.

2.10. Воспитательные часы могут проводиться с привлечением администрации детского дома, социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря, музыкального руководите­ля, руководителя физического воспитания, инструктора по труду, медицинских работников, воспитателей других групп, а также классных руководителей воспитанников.

2.11. При проведении воспитательных часов возможно взаимодействие групп друг с дру­гом.

2.12. При организации и проведении воспитательного часа следует учитывать:

- материально-техническое оснащение;

- гигиенические условия;

- этику взаимоотношений;

- эстетику общего оформления;

- свободное расположение воспитанников в помещении (чтобы каждый видел другого);

- возможность воспитанников высказаться по обсуждаемому вопросу.

2.13. Требования к содержанию воспитательного часа:

- воспитательные часы должны быть построены так, чтобы воспитанникам было интересно работать;

- в ходе воспитательного часа педагог не должен навязывать личного мнения и суждений;

- в содержании воспитательного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации;

- воспитательный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства воспитанников, положительные эмоции;

- в содержании воспитательного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть; любой воспитательный час должен развивать рефлексивные способности воспитанников.

2.14. Рекомендуемые программы для организации воспитательных часов:

- «Учись учиться» - беседы и лекции о рациональной организации учебного труда, мероприятия по развитию способностей, интеллекта, мышления;

- «Познай себя» – теоретические и тренинговые занятия по прикладной психо­логии, беседы и лекции о закономерностях психики и поведения человека;

- «Найти себя» – мероприятия по профориентации;

- «Общение и этикет» – секреты о том, как привлекать к себе людей;

- «Научись управлять собой» – основополагающие знания о методах, способах, приёмах саморегуляции и самоуправления;

- «Права гражданина и человека» – мероприятия по правовому воспитанию: сведения из Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ и других;

- «Азы рыночной экономики» – основы предпринимательства: как рассчитать бюджет семьи, Права потребителя и т.д.;

- «Основы семейного мира» – секреты создания прочной и счастливой семьи;

- «Моя Отчизна» - знакомство с историей, культурой, традициями, обычаями, природой и т.д. своей малой Родины и России.

3. Организация кулинарных часов.

3.1. Цель проведения кулинарных часов — формирование навыков обращения с кухонными приборами, оказание практической помощи в познании азов кули­нарного искусства и сервировки стола.

3.2. В течение месяца в группе проводится 2 кулинарных часа: 1 теоретический, 1 практический. Тематика проведения кулинарных часов в группе согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

3.3. Перед проведением практических кулинарных часов со всеми воспитанниками группы проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите с регистрацией в журнале установлен­ной формы.

3.4. Продукты для проведения кулинарных часов воспитатели получают по заявлению, которое рассматривает и подписывает директор детского дома (в случае отсутствия — заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Полученные продукты списываются по меню.

3.5. Все блюда готовятся строго в соответствии с технологическими картами.

3.6. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы меди­цинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств и готовности блюд, а также соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовно­сти, блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинар­ных недостатков.

3.7. Приготовленные блюда используются воспитанниками группы для отра­ботки навыков сервировки стола и подачи готовых блюд.

3.8. При проведении кулинарных часов особое внимание нужно уделять культуре по­ведения за столом.

3.9. Ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за соблю­дением воспитанниками техники безопасности и правил поведения во время проведения кулинарного часа возлагается на воспитателя группы (педагога, его замещающего).

3.10. После проведения кулинарного часа группа наводит порядок на рабочем месте, моет использованную посуду и оборудование, отключает электрические приборы.

4. Критерии успешности воспитательных часов.

Критериями успешности воспитательных часов являются:

4.1. Интерес воспитанников к теме, к занятиям в целом.

4.2. Активность воспитанников, готовность участвовать, делать, заботиться, полу­чать удовольствие от коллективной деятельности на благо других.

4.3. Улучшение отношений воспитателя с воспитанниками, сближение, углубле­ние взаимопонимания.

4.4. Изменение нравственно-психологического климата в группе, сплочение коллектива, появ­ление совместных ценностей, переживаний и чувств.

4.5. Отсутствие конфликтов.

4.6. Вовлечённость в активную жизнь группы всех воспитанников.

4.7. Повышение ответственности за учёбу и, как следствие, повышение успевае­мости.

5. Документация.

5.1. Темы воспитательных часов включаются в годовой план работы группы.

5.2. Воспитатель делает отметку о проведении воспитательного часа в «Журнале проведения воспитательных часов»:


Вид, тип, форма проведения воспитательного часа,

название

Цели и задачи

Используемые источники

Например,

Тематический час досуга, экскурсия «Приметы зимы»

1. Закрепление и обобщение знаний о приметах зимы.

2. Развитие кругозора, творческих способностей, фантазии.

3. Воспитание бережного отношения к природе

Интернет-ресурсы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!