Положение об организации воспитательных часов
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения воспитательных часов в Муниципальном казённом учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Балезинский детский дом».
1.2. Воспитательный час является одной из основных форм организации воспитательной деятельности в группе, которая способствует формированию у воспитанников системы отношений к окружающему миру, людям, самому себе.
1.3. Воспитательный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Это форма общения воспитателя группы с коллективом воспитанников.
1.4. Воспитательный час способствует решению следующих задач:
- обогащение воспитанников знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике, политике, экономике;
- усвоение воспитанниками умений и навыков познавательной и практической деятельности;
- формирование и развитие общей культуры и эрудиции, эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности воспитанников;
- содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала воспитанника, его творческих и других способностей;
- создание основы для профессионального самоопределения воспитанников;
- формирование и развитие коллектива группы;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений.
2. Организация и проведение воспитательных часов.
2.1. Тематика проведения воспитательных часов определяется коллективом группы на групповом собрании в начале каждого учебного года. Тематика воспитательных часов может корректироваться в конце месяца.
2.2. Воспитатель при подготовке и проведении воспитательного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала.
2.3. Тип, вид и форму проведения воспитательного часа выбирает коллектив воспитанников под руководством воспитателя группы.
2.4. В детском доме выделяют следующие типы воспитательных часов: час общения, час досуга, час творчества, кулинарный час, политический час, спортивный час, библиотечный час.
2.5. Выделяют следующие виды воспитательных часов:
- организационный – способ коллективного планирования мероприятий и дел группы или детского дома;
- плановый или итоговый – подведение итогов (выполнения плана работы группы, успеваемости за месяц, четверть, год и т.д.);
- тематический — связан с определённой темой, торжественной или юбилейной датой;
- информационный — информирует о событиях социальной, политической, спортивной жизни страны и мира;
- проблемный – беседа по психолого-педагогическим проблемам воспитанников, поиск форм решения данных проблем;
- система воспитательных часов для реализации определённой воспитательной программы.
2.6. Рекомендуемые формы проведения воспитательных часов: игра, беседа, лекция, встреча с интересными людьми, тренинг, дискуссия, прогулка, поход, экскурсия, конкурс, праздник, викторина, соревнование, турнир, агитбригада, тематический вечер и т.д.
2.7. Содержание, цели и задачи воспитательного часа зависят от возрастных особенностей и опыта воспитанников.
2.8. Продолжительность проведения воспитательного часа: 20-50 минут.
2.9. План проведения воспитательного часа включает в себя следующие компоненты:
- тема (название), тип, вид и форма проведения воспитательного часа;
- целевой компонент воспитательного часа (цели и задачи);
- организационно-деятельный компонент (место проведения, участники, гости, оборудование и оформление, предварительная подготовка);
- содержательный компонент (вступительная часть, основная часть, заключительная часть);
- оценочно-аналитический компонент;
- используемые источники.
2.10. Воспитательные часы могут проводиться с привлечением администрации детского дома, социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора по труду, медицинских работников, воспитателей других групп, а также классных руководителей воспитанников.
2.11. При проведении воспитательных часов возможно взаимодействие групп друг с другом.
2.12. При организации и проведении воспитательного часа следует учитывать:
- материально-техническое оснащение;
- гигиенические условия;
- этику взаимоотношений;
- эстетику общего оформления;
- свободное расположение воспитанников в помещении (чтобы каждый видел другого);
- возможность воспитанников высказаться по обсуждаемому вопросу.
2.13. Требования к содержанию воспитательного часа:
- воспитательные часы должны быть построены так, чтобы воспитанникам было интересно работать;
- в ходе воспитательного часа педагог не должен навязывать личного мнения и суждений;
- в содержании воспитательного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации;
- воспитательный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства воспитанников, положительные эмоции;
- в содержании воспитательного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть; любой воспитательный час должен развивать рефлексивные способности воспитанников.
2.14. Рекомендуемые программы для организации воспитательных часов:
- «Учись учиться» - беседы и лекции о рациональной организации учебного труда, мероприятия по развитию способностей, интеллекта, мышления;
- «Познай себя» – теоретические и тренинговые занятия по прикладной психологии, беседы и лекции о закономерностях психики и поведения человека;
- «Найти себя» – мероприятия по профориентации;
- «Общение и этикет» – секреты о том, как привлекать к себе людей;
- «Научись управлять собой» – основополагающие знания о методах, способах, приёмах саморегуляции и самоуправления;
- «Права гражданина и человека» – мероприятия по правовому воспитанию: сведения из Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ и других;
- «Азы рыночной экономики» – основы предпринимательства: как рассчитать бюджет семьи, Права потребителя и т.д.;
- «Основы семейного мира» – секреты создания прочной и счастливой семьи;
- «Моя Отчизна» - знакомство с историей, культурой, традициями, обычаями, природой и т.д. своей малой Родины и России.
3. Организация кулинарных часов.
3.1. Цель проведения кулинарных часов — формирование навыков обращения с кухонными приборами, оказание практической помощи в познании азов кулинарного искусства и сервировки стола.
3.2. В течение месяца в группе проводится 2 кулинарных часа: 1 теоретический, 1 практический. Тематика проведения кулинарных часов в группе согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
3.3. Перед проведением практических кулинарных часов со всеми воспитанниками группы проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите с регистрацией в журнале установленной формы.
3.4. Продукты для проведения кулинарных часов воспитатели получают по заявлению, которое рассматривает и подписывает директор детского дома (в случае отсутствия — заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Полученные продукты списываются по меню.
3.5. Все блюда готовятся строго в соответствии с технологическими картами.
3.6. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств и готовности блюд, а также соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков.
3.7. Приготовленные блюда используются воспитанниками группы для отработки навыков сервировки стола и подачи готовых блюд.
3.8. При проведении кулинарных часов особое внимание нужно уделять культуре поведения за столом.
3.9. Ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за соблюдением воспитанниками техники безопасности и правил поведения во время проведения кулинарного часа возлагается на воспитателя группы (педагога, его замещающего).
3.10. После проведения кулинарного часа группа наводит порядок на рабочем месте, моет использованную посуду и оборудование, отключает электрические приборы.
4. Критерии успешности воспитательных часов.
Критериями успешности воспитательных часов являются:
4.1. Интерес воспитанников к теме, к занятиям в целом.
4.2. Активность воспитанников, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других.
4.3. Улучшение отношений воспитателя с воспитанниками, сближение, углубление взаимопонимания.
4.4. Изменение нравственно-психологического климата в группе, сплочение коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств.
4.5. Отсутствие конфликтов.
4.6. Вовлечённость в активную жизнь группы всех воспитанников.
4.7. Повышение ответственности за учёбу и, как следствие, повышение успеваемости.
5. Документация.
5.1. Темы воспитательных часов включаются в годовой план работы группы.
5.2. Воспитатель делает отметку о проведении воспитательного часа в «Журнале проведения воспитательных часов»:
Вид, тип, форма проведения воспитательного часа, название | Цели и задачи | Используемые источники |
Например, Тематический час досуга, экскурсия «Приметы зимы» | 1. Закрепление и обобщение знаний о приметах зимы. 2. Развитие кругозора, творческих способностей, фантазии. 3. Воспитание бережного отношения к природе | Интернет-ресурсы |