СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час "Будь волонтером сегодня!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Будь волонтером сегодня!"»

«Будь волонтёром сегодня!»

Цели: - оказание позитивного влияния на обучающихся при выборе ими жизненных ценностей; формирование позитивных установок на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с волонтёрской деятельностью

Развивающие:

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы

Воспитательные:

- пробуждать интерес к волонтёрству;

- воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;

- учить выслушивать мнения одногруппников, правильно реагировать на их замечания

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформулировать понятие волонтёр;

- научиться извлекать нужную информацию;

- проводить обобщение, делать выводы

Личностные:

- развивать навыки работы в сотрудничестве;

- развивать учебно-познавательный интерес;

- развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности

Метапредметные:

- научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию

Оборудование: проектор, презентация

Подготовительная работа: подготовка мини-сообщений о видах волонтерства в парах

Формы работы: беседа; просмотр видеороликов; выступление с докладами;

План проведения:

1. Постановка целей и задач воспитательного часа

2. Микролекция – «Волонтерство»

3. Выступление обучающихся о видах волонтерства

5. Ответы обучающихся, обсуждение

6.Знакомство с волонтерским отрядом нашего колледжа

7. Подведение итогов

Ход мероприятия:

1.Вступительная часть:

Организационный момент.

Преподаватель: У каждого из нас есть свобода выбора. Это выбор каждого: быть чутким или черствым, равнодушным или отзывчивым, одиночкой или активным членом общества. И здесь возникает вопрос, как и на что потратить себя в этой жизни? Если на первом месте образование – Молодцы, так приятно, что наш труд не напрасен. Будет образование - будет престижная работа – материальные блага. Если на первом месте любовь и дружба - это прекрасно, вы находитесь в кругу друзей и любимых. У вас широкая душа - как это много значит, и в горе, и в радости у вас есть кто-то, кто будет всегда рядом, придет на помощь. Если на первом месте материальные блага - в общем тоже не плохо, но стоит ли тратить жизнь только на это.

Это был ваш выбор для себя. ОН есть всегда. ОН рационален. Мы всегда чем- то жертвуем. НО в жизни есть другие ситуации. Когда нужно сделать выбор в пользу другого человека.

- Постановка проблемы

- Постановка целей и задач

Сегодня мы поговорим о сущности общественных явлений, погрузимся в их историю, обдумаем, что движет людьми, занимающимися добровольческой и благотворительной деятельностью, узнаем подробнее о путях включения в добровольческие и благотворительные практики.

Преподаватель: Давайте вспомним, кто такой волонтер и какими качествами характеризуется деятельность волонтера.

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.

Преподаватель-Скажите, хотели бы вы стать волонтером и помогать кому-то? Да, на этот вопрос трудно сразу ответить. Эта деятельность очень ответственная, требующая много сил и времени. Нельзя взяться за какое-то дело, дать обещание, а потом просто забыть и не выполнить его. В ходе нашего мероприятие подумайте хорошо и в конце дадите ответ.

2. Основная часть:

История развития добровольческого движения

В России при императрице Екатерине II в конце XVIII века была создана сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которых работали добровольцы.

В XIX веке получили развитие различные благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации. Одним из крупнейших было Императорское человеколюбивое общество, образованное в 1802 году по инициативе Александра I. Первыми в мире женщинами-волонтерами (сестрами милосердия) были монахини московской Свято-Никольской обители. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов они добровольно отправились на фронт для помощи раненым солдатам. В 1894 году в Москве были учреждены городские участковые попечительства о бедных, для сбора добровольных пожертвований в них привлекались волонтеры.

В начале XX века в России действовало уже около 20 тысяч попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры.

В СССР добровольческое движение было связано с крупными всесоюзными мероприятиями, массовыми субботниками и пр. Широкое распространение получило добровольческое по сути тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над

26госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонде обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая, занимались восстановлением и сохранением памятников истории и культуры.

Современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. Переломными в развитии российского добровольчества стали 2010-е годы. В указанный период значительно увеличился перечень направлений добровольческой деятельности, появились новые формы добровольческих практик. Преимущественно социальный и социально направленный характер волонтерства, свойственный для 1990-х и 2000-х гг., трансформировался в сторону развития спектра приложения добровольческих усилий.

Особую роль в становлении современного добровольческого движения сыграли волонтерские программы ХХII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирных летних студенческих Игр (Универсиады) 2013 года в Казани, переломившие общественное мнение и обеспечившие волонтерству узнаваемость и характеристику социально одобряемого вида деятельности. А так же, давайте вспомним,восемь лет назад, 22 августа 2014 года, в Луганск, находившийся на гране гуманитарной катастрофы, прибыл первый гуманитарный конвой Российской Федерации.

Именно Россия была единственной страной, которая начала бить тревогу из-за гуманитарного кризиса в Донбассе. РФ неоднократно пыталась направить гуманитарную помощь в зону конфликта, но каждый раз получала отказ от Украины.

14 августа порядка 2 тысяч тонн гуманитарного груза Российской Федерации было доставлено на границу с Украиной. Но Украина не пропустила колонну – начала намеренно затягивать процесс, требуя все новые документы или выдвигая ничем не обоснованные требования. В итоге, более 2 сотен КАМазов с продовольствием и лекарствами простояли 7 дней на границе.

22 августа по решению российской стороны, которая отметила, что "дальше терпеть подобный беспредел, откровенную ложь и недоговороспособность Украины нельзя", грузовики с гуманитарной помощью начали движение.

В тот же день, гуманитарная помощь, в которой так нуждалось мирное население Республики, прибыла в Луганск.

Люди были спасены!

Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. Свое участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в настоящее время подтверждают 15 процентов опрошенных взрослых российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных.

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. Полное название этого праздника - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Предложила его ввести Генеральная Ассамблея ООН довольно давно - в 1985 году. С тех пор праздник получил свое официальное название и международный статус.

В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.

Согласно опросам, две трети населения нашей страны готовы оказать помощь незнакомому человеку, попавшему в беду.

С каждым годом добровольческая деятельность становится всё более популярной как в нашей стране, так и за её пределами. Всё больше направлений, в которых волонтёр может самореализоваться. Развитие института добровольчества идёт семимильными шагами, ведь в любой сфере жизнедеятельности сейчас может понадобиться помощь волонтёра.

Наиболее приятным моментом для всех неравнодушных людей в 2018 году стал Федеральный Закон "О добровольчестве (волонтёрстве)", согласно которому оба этих понятия признаны равноценными. И неспроста. Ранее в Российском законодательстве использовался только термин "Доброволец". И к нему все привыкли, он был понятен и как-то легче воспринимаем людьми.

А потом, в 2007 году появились документы, регламентирующие Олимпиаду 2014 года, и именно в них доселе не распространённый   термин "Волонтёр" получил широкое применение, причём настолько широкое, что синоним “доброволец” не использовался вовсе.

Добровольная помощь всегда была характерной чертой русского народа наряду с соучастием и сопереживанием судьбе ближнего. Прототипом сегодняшних волонтёрских движений были отряды коллективной помощи при строительстве домов, помощи погорельцам, и т.д.

Но время идёт, меняется язык, и как мы уже заметили, добровольческая деятельность стала делиться на направления, об основных из которых мы хотели бы сегодня рассказать.

Доклады обучающихся:

1-Первое направление – это социальное волонтёрство, оно самое известное.

Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными. Социальное волонтёрство – это исторически сложившееся направление. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтёрских организаций занимаются именно социальным волонтёрством. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтёром, первое, о чём он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте. Но на самом деле волонтёрство очень разное, и есть много других крупных, интересных направлений волонтёрства.

2-Если говорить про второе и по степени развитости, и по степени узнаваемости направление – это спортивное волонтёрство.

Благодаря тому, что в России прошла в 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу. спортивное волонтёрство – отдельное состоявшееся направление. Спортивное волонтёрство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтёра – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определённого вида спорта, особенно если это волонтёрство на чемпионате, посвящённом определённому виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.

Ещё одно направление – это событийное волонтёрство, или эвент-волонтёрство.

Это волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города. Это направление, наверное, интересно в первую очередь тем людям, которые хотели бы и дальше развиваться в индустрии организации крупных событий или в каких-то более узких специальностях. И приятным бонусом служит возможность посмотреть изнутри на то событие, которое организовывается

3-Третье направление – это культурное волонтёрство.

Или как часто его называют арт-волонтёрство

Это направление появилось в конце 2014 года. Весь 2015 год оно развивалось как в столице, так и во всей стране. Его отделение в качестве особого направления связано с тем, что во-первых появилось много событий, связанных с искусством, культурой и кинематографом. Например, в 2015 году в России был год литературы, 2016 год – год российского кинематографа – темы, напрямую связанные с культурой. И во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – они тоже видят, что волонтёры способны оказать им очень большую помощь, поэтому они открывают свои двери и приглашают волонтёров.

4-Ещё одно достаточно узнаваемое направление – экологическое волонтёрство.

И здесь мы говорим не только о сохранении природы в классическом её понимании, но ещё и о защите флоры и фауны. И третий важный момент – это экология мегаполиса. Особенно это актуально для крупных городов. Здесь можно говорить и о просветительской работе, и об акциях, и о проектах; есть фонды и организации, занимающиеся экологическим волонтёрством системно. Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? И ещё много подобных моментов, которые помогают человеку адаптироваться с точки зрения экологического следа, который он оставляет.

5-Ещё одно направление, которое тоже можно считать классическим – это донорство.

Очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтёрство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтёры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по-другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве.

Движение «Волонтеры-медики» основано в 2013 году активистами проекта «Волонтеры Склифа», в 2016 году получило официальный статус всероссийской общественной организации. Их главная Миссия-Возрождение традиций милосердия и оказание помощи практическому здравоохранению. Основной деятельностью волонтеров-медиков является: оказывание помощь медицинскому персоналу медучреждений, повышение уровень медицинской грамотности населения, сопровождение спортивных и массовых мероприятий, содействие развитию донорства крови и ее компонентов, популяризация здорового образа жизни, профориентационная работа среди школьников.

6-Волонтёры общественной безопасности.

Волонтёры спасатели – тоже узкое, уникальное направление. К сожалению, об этом волонтёрском направлении заговорили в том числе и на государственном уровне после достаточно трагических событий: наводнение в Крымске, стихийное бедствие в хабаровском крае, после природных катаклизмов. Те люди, которые тогда откликнулись, конечно же, очень сильно помогли. Существуют специальные программы, которые готовят волонтёров общественной безопасности. Они практически играют роль «аккредитации», когда волонтёр может сказать: «Да, я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь. Я знаю, что делать, если наводнение. Я знаю, что делать, если пожар». Но при этом всегда есть возможность поучаствовать не непосредственно на месте трагедии, а какими-то дополнительными действиями: например, сбором гуманитарной помощи, когда волонтёры работают на складе – фасуют, сортируют, подписывают. Это тоже очень важная часть волонтёрской работы в плане общественной безопасности, потому что такая помощь сильно разгружает организаторов.

7-Ещё одно новое, узкое, совсем ещё «зелёное» направление в волонтёрстве – это медиа-волонтёрство.

Есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтёрстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в соц.сетях, дизайнеры… Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтёрской деятельности – волонтёрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтёрским движениям…

А что даёт волонтёрство молодым людям?

Преподаватель: Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности. Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству — в душе, в характере, в культуре нашего народа.

А также добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:

- внутренняя психологическая потребность быть нужным;

- потребность в общении и уважении;

- развитие лидерских способностей;

- способ поделиться своим опытом;

- защита своих прав и интересов;

- возможность жить интересной и яркой жизнью;

- потребность в самореализации;

Обучающийся 1: Взрослые хотят, чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.

Обучающийся 2: В Российской Федерации волонтёры, в отличии от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций, не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

3. Заключительная часть:

Преподаватель. Ребята, скажите вы участвовали когда-то в волонтерской деятельности?

Спасибо за ответы, и у нас в колледже есть свой волонтерский отряд «Прометей»

В прошлом году преподаватели и обучающие нашего колледжа приняли активное участие во многих мероприятиях и акциях (показ слайдов с описанием)

- Подведение итогов

- Рефлексия. («Прием незаконченного предложения»).

Преподаватель: И в завершении нашего мероприятия я предлагаю каждому продолжить предложения

Обучающиеся обсуждают то, что узнали, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале воспитательного часа (занятия) целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных темы. Ребятам предлагается высказаться одним предложением.

«Сегодня я узнал…».

«Мне было трудно...»

«Мне было интересно, потому что…».

«Теперь я знаю…».

«Теперь я буду…».

«Больше всего мне понравилось…».

«Я могу похвалить себя за то, что …».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!