СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные аспекты современного урока, как средства формирования личностных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель воспитания сегодня - социализация и жизненная адаптация развитие коммуникативных возможностей воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию формирование гражданской позиции, любви и уважения к ценностям отечественной культуры. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся  должны быть сформированы: внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.Достижению результата способствует планомерная работа педагога. В классе должна постоянно поддерживаться психологически комфортная атмосфера, где ребёнок не боится высказать свою точку зрения, встречать доброжелательную поддержку со стороны учителя и сверстников,  приобретать опыт переживания ситуации успеха и возможность преодоления первых трудностей.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные аспекты современного урока, как средства формирования личностных универсальных учебных действий»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»







ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ».



















Подготовила: Сарафанова О.В.
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.( Н.Е. Щуркова). Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно- методических требований к уроку.

  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

  • Практическая направленность учебного процесса.

  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

  • Дифференциация домашних заданий.

  • Обеспечение благоприятных гигиенических условий. Обеспечение эстетических условий.

  • Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

  • Меняется  позиция и имидж учителя. Из «театра одного актера» традиционного образования, где учитель брал на себя 90% нагрузки, он постепенно  переходит в интерактивный режим, разделяя нагрузку с  учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому.

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»- говорил Джон Дьюи. Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования и выход в сферу надпредметных результатов, т.е. универсальных учебных действий, которые становятся  основой умения учиться.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Сегодня мы поговорим о личностных УУД.

К ним относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  • осваивать новые виды деятельности,

  • участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Формирования личностных универсальных учебных действий является одним из самых сложных. Мы часто пытаемся  оценить личность самого ребенка, сказать, как надо делать, или запретить что-то. Но всегда ли это понятно ученику и правильно?  Например: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации.

Цель воспитания сегодня - социализация и жизненная адаптация развитие коммуникативных возможностей воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию формирование гражданской позиции, любви и уважения к ценностям отечественной культуры. Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, – С. 8-9.)

Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и индивидуальных жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действия, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. … Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей. (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – С. 8. )

 В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся  должны быть сформированы: внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределению,

знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Для формирования  личностных УУД в образовательном процессе используются следующие образовательные технологии:

-Технология проблемного обучения:

Личностные: способность систематизировать и накапливать знания; способность к саморазвитию и самокоррекции.

-Технология исследовательско - проектной деятельности    

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

-Информационно-коммуникационные технологии 

Личностные: усиление мотивации учения (повышение активности и инициативности);

- умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности ЦОР;

- соблюдение правил безопасности при работе с компьютером. ИКТ – это открытое (но контролируемое) пространство информационных источников.

-Здоровье сберегающие технологии 

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;

- умение преодолевать усталость, повышение работоспособности;

Игровые технологии   

Личностные: следование моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;

- преодоление различных трудностей.

Каждому учителю начальных классов очень важно владеть технологиями, которые позволяли бы формировать универсальные учебные действия у обучающихся.

Проанализировав собственный опыт работы по формированию УУД, выделим следующие технологии:

1. С первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.

2. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.

4. Учить учащихся ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлять совместный план действий.

5. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

6. Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем, должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.

7. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.

8. На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.

9. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

10. Учитель должен помочь ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

11. Учитель должен научить детей разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Со своими учениками нужно общаться с позиции сотрудничества; показывать, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками.

Формировать  УУД у обучающихся нужно постоянно, выстраивая этот процесс от урока к уроку, используя новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.).

С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока.

Хотелось бы дать некоторые рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;

- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;

-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;

-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. 

Достижению результата способствует планомерная работа педагога. В классе должна постоянно поддерживаться психологически комфортная атмосфера, где ребёнок не боится высказать свою точку зрения, встречать доброжелательную поддержку со стороны учителя и сверстников,  приобретать опыт переживания ситуации успеха и возможность преодоления первых трудностей.

Существует пять основных принципов педагогической техники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию личностных УУД.
1. Принцип свободы выбора .
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
2. Принцип открытости.« Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности. Учитель привлекает детей к  поиску новых знаний. Они вместе обсуждают для  чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи. Учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности. ( Высокого КПД ). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.

Список литературы.

    1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение

    2. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е.А.Коняева, Л.Н. Павлова.

    3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!