СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Воспитательная система класса и гражданско - патриотическое воспитание учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение и воспитательная система.

Просмотр содержимого документа
«" Воспитательная система класса и гражданско - патриотическое воспитание учащихся.»

" Воспитательная система класса и гражданско - патриотическое воспитание учащихся.



Афанасов А.А.

Учитель истории и технологии, МБОУ «СШ № 20» Россия, г. Иваново


В статье "Гражданско - патриотическое воспитание учащихся на примере воспитательной системы класса констатируется, что содержание образования, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих и религиозные подходы, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому в современных условиях гражданско-патриотическое образование и воспитание приобретает особую ценность и значимость при формировании общероссийской гражданской идентичности.

Ключевые слова: гражданское образование, воспитательная система, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, патриотизм, общероссийская гражданская идентичность с опорой на нормативно-правовые документы.

Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия. Нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В настоящее время главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в государстве и в гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое  и нравственное образование и воспитание. Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории и в воспитательной системе школы и класса. В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.

Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

Краеведение – в воспитательной системе важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Считаю, что учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать по возможности большинство школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты свой страны.

Меня как учителя школы и классного руководителя волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций, считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина  должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности в воспитательной системе школы и класса, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».

Ведь краеведение, что особо важно в воспитательной системе класса обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно, краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.

Содержание курса краеведения позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. В воспитательной системе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам города, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом музее, викторины, заочные и очные путешествия, диспуты, создают презентации и видеоэкскурсии. Выполняют творческие работы. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например,  темы «Отмена крепостного права», «Наш край в годы ВОВ»… Учащиеся анализируют  документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на классном часе. При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных солдатах – Ивановцах, которые участвовали во всех сражениях войны, работают над созданием виртуального музея 117-Иваново - Познаньской стрелковой дивизии».

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. В ходе диалогового обсуждения на классных часах  выявляется общее и единичное в культуре Ивановского края. На мероприятиях посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры.




Литература

1.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

3. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждения // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

4. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

5. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2008. – № 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!