СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание культурной речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение словесной вежливости на уроках русского языка из опыта учителя русского языка и литературы.

Тема «Воспитание культуры речи» 5 класс

З.С.  Сеит-Джемилевой МБОУ «Зоркинская СОШДС»

     Одним из важнейших аспектов работы учителя-словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи.

     Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушается, например с нами перестают здороваться близкие люд, то мы испытываем настоящее потрясение.

     Вежливая речь предполагает умение отбирать языковые средства, помогающие наиболее деликатно, в приемлемой для собеседника форме выражать мысли в определённой ситуации общения.

     Дети много говорят по телефону, но далеко не всегда помнят, что при этом нужно поздороваться, забывают прощаться, благодарить за внимание. Ребята не привыкли следить за своим тоном, громко разговаривают и даже кричат в общественных местах. Словом, о разговорах со взрослыми и со сверстниками у них недостаёт культуры общения.

     Конечно, школьный учитель не может ограничиваться лишь беседами о вежливости. Воспитание истинной вежливости – это прежде всего воспитание уважительного отношения к человеку, воспитание доброты. Поэтому учитель должен сам быть добр и вежлив, внимателен к детям и взрослым. Если дети в классе слышат грубые окрики-замечания учителя или если учитель формально вежлив, но невнимателен к ним, не спешит им помочь, вряд ли он добьётся желаемых результатов в воспитании вежливости.

     Вместе с тем, важно подчеркнуть и другое:  деликатность, учтивость, вежливость не исключают принципиальности, а, напротив, предполагают умение сказать правду, умение найти средства выражение мысли, которые не мешали бы собеседнику воспринять истину, пусть не всегда приятную.

     Если мы хотим наших ребят вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь учителя и учащихся постоянно звучала на уроках русского класса во всех класса.

     Необходимо, чтобы вопросы типа «Можно ли выразить эту мысль более вежливо?», «Вежливо ли так говорить?», «Почему не совсем вежливо звучит это выражение?» - были постоянными спутниками общения учителя с детьми и детей между собой.

     В результате систематической и целенаправленной работы по анализу  речи товарищей-одноклассников учащиеся смогут осознавать некоторые средства  выражения вежливости в русском языке и, главное, начнут более внимательно оценивать и строить свои собственные высказывания.

     Приведу конкретный пример из опыта моей работы.

     При изучении темы «Местоимение»  (Повторение изученного в начальных классах). Я показала  неделикатность употребления личных местоимений: он, она в присутствии лица, о котором идёт речь. С этой целью на одном из уроков двум ученикам предложила рассказать об успехах друг друга.

     Вот как примерно звучит рассказ Серёжи:    

     Она в этом году занимается в драматическом кружке. Она не пропустила ещё ни  одного занятия. Она будет играть роль девочки в сказке Маршака «Двенадцать месяцев». Всем нравится, как её исполняет.

     Обращаюсь к классу с вопросом: «Был ли Серёжа вежлив по отношению к Тане?» Некоторые ученики заметили, что не только Тане, но и всем ребятам было неприятно слушать Серёжу, что он ни разу не назвал её по имени. Вместо имени (Таня) Серёжа всё время говорил она. В следующем высказывании эта ошибка уже не повторялась.

     На данном уроке был обработан и другой момент речевого поведения, связанный с высказыванием собственного мнения по поводу чего-либо. Я учила детей использовать в своей речи такие выражения, как мне кажется (вместо резкого, категоричного я считаю); я не могу с тобой согласиться (вместо более резкого ты не прав). Для тренировки я выложила задание.

     На доске помещен рисунок. Предупреждаю ребят, чтобы их высказывания о нём были не только обоснованными, но и деликатным. Их оценки не должны обидеть автора рисунка.

     Вот содержание одного из диалогов

  • Лена, тебе понравился рисунок Володи?
  • Нет. Я считаю, что он не умеет рисовать зверей. Заяц и лиса на себя не похожи.
  • Мне кажется, ты не совсем права. Я думаю, не всё уж так плохо. Например, у Володи хорошо получился берёзовый лес.

     Во время обсуждения учащихся делают вывод, что Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос нет, а могла бы сказать не совсем понравился). Ей действительно мог не понравится рисунок, но  высказывание о нём могло быть более деликатным. Например «Это , чем рисунок Володи понравился мне меньше его другие работы.». Ребята ответили также, что выражения с местоимением мне(мне кажется, мне думается) звучат мягче, чем выражения с местоимением я ( я считаю, думаю, полагаю).

     Важный момент повторения темы «Местоимение» - отработка умения употреблять  в речи местоимение вы как форму вежливого обращения к одному лицу. Прежде всего я кратко рассказала детям об истории употребления в русском языке местоимений вы и ты.

     Местоимение вы в обращении к одному лицу появилась в русской речи в XVIIIв., и употреблялась главным образом среди образованных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, слугам, крестьянам обращались только на ты, как бы подчёркивая этим социальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) молодая царевна обращается к ней только на ты:

«… Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

     В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обращается только на ты. Например,

  • Скажи, пожалуйста, - начала она, как только тот [Гаврила], не без некоторого внутреннего терпения, переступил порог её кабинета, - что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!
  • Собака-с… какая-с… может быть, немого собака-с, - произнёс он не совсем твёрдым голосом.
  • Чтоб ей сегодня же его не было… слышишь!
  • Слушаю-с
  • Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

    Сейчас таких различий в употреблении данных местоимений нет. Но всё же есть определённое правила употребления местоимений ты и вы, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила и неоправданно использовать в речи местоимение ты вместо  местоимения вы.

     В итоге обсуждаем вопрос, к кому же из взрослых можно обращаться на ты? (К родным; маме, папе, бабушке, сестре и т.д.) При обращение к незнакомому взрослому человеку следует употреблять только местоимение вы и глагольную форму второго лица множественного числа (скажите, пройдите, садитесь и т.д.)

     Затем предлагаю детям ситуацию: вы приехали в незнакомый город и не знаете, где находится музей А.С. Пушкина. Как вы обратитесь к незнакомому прохожему, чтобы узнать, как пройти в Музей А.С. Пушкина?

     Ученики предлагают различные типы вопросов:

  • Скажите, как пройти к музею А.С. Пушкина?
  • Не скажите ли Вы, где находится музей А.С. Пушкина, как можно к нему пройти? (Вторая просьба выражена более деликатно, так как употреблён не такой приказной глагол)
  • Скажите, пожалуйста, где находится музей А.С. Пушкина, как можно к нему пройти? (Здесь слово пожалуйста смягчает выражение просьбы) 

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культурной речи»

Обучение словесной вежливости на уроках русского языка из опыта учителя русского языка и литературы.

Тема «Воспитание культуры речи» 5 класс

З.С. Сеит-Джемилевой МБОУ «Зоркинская СОШДС»

Одним из важнейших аспектов работы учителя-словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи.

Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушается, например с нами перестают здороваться близкие люд, то мы испытываем настоящее потрясение.

Вежливая речь предполагает умение отбирать языковые средства, помогающие наиболее деликатно, в приемлемой для собеседника форме выражать мысли в определённой ситуации общения.

Дети много говорят по телефону, но далеко не всегда помнят, что при этом нужно поздороваться, забывают прощаться, благодарить за внимание. Ребята не привыкли следить за своим тоном, громко разговаривают и даже кричат в общественных местах. Словом, о разговорах со взрослыми и со сверстниками у них недостаёт культуры общения.

Конечно, школьный учитель не может ограничиваться лишь беседами о вежливости. Воспитание истинной вежливости – это прежде всего воспитание уважительного отношения к человеку, воспитание доброты. Поэтому учитель должен сам быть добр и вежлив, внимателен к детям и взрослым. Если дети в классе слышат грубые окрики-замечания учителя или если учитель формально вежлив, но невнимателен к ним, не спешит им помочь, вряд ли он добьётся желаемых результатов в воспитании вежливости.

Вместе с тем, важно подчеркнуть и другое: деликатность, учтивость, вежливость не исключают принципиальности, а, напротив, предполагают умение сказать правду, умение найти средства выражение мысли, которые не мешали бы собеседнику воспринять истину, пусть не всегда приятную.

Если мы хотим наших ребят вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь учителя и учащихся постоянно звучала на уроках русского класса во всех класса.

Необходимо, чтобы вопросы типа «Можно ли выразить эту мысль более вежливо?», «Вежливо ли так говорить?», «Почему не совсем вежливо звучит это выражение?» - были постоянными спутниками общения учителя с детьми и детей между собой.

В результате систематической и целенаправленной работы по анализу речи товарищей-одноклассников учащиеся смогут осознавать некоторые средства выражения вежливости в русском языке и, главное, начнут более внимательно оценивать и строить свои собственные высказывания.

Приведу конкретный пример из опыта моей работы.

При изучении темы «Местоимение» (Повторение изученного в начальных классах). Я показала неделикатность употребления личных местоимений: он, она в присутствии лица, о котором идёт речь. С этой целью на одном из уроков двум ученикам предложила рассказать об успехах друг друга.

Вот как примерно звучит рассказ Серёжи:

Она в этом году занимается в драматическом кружке. Она не пропустила ещё ни одного занятия. Она будет играть роль девочки в сказке Маршака «Двенадцать месяцев». Всем нравится, как её исполняет.

Обращаюсь к классу с вопросом: «Был ли Серёжа вежлив по отношению к Тане?» Некоторые ученики заметили, что не только Тане, но и всем ребятам было неприятно слушать Серёжу, что он ни разу не назвал её по имени. Вместо имени (Таня) Серёжа всё время говорил она. В следующем высказывании эта ошибка уже не повторялась.

На данном уроке был обработан и другой момент речевого поведения, связанный с высказыванием собственного мнения по поводу чего-либо. Я учила детей использовать в своей речи такие выражения, как мне кажется (вместо резкого, категоричного я считаю); я не могу с тобой согласиться (вместо более резкого ты не прав). Для тренировки я выложила задание.

На доске помещен рисунок. Предупреждаю ребят, чтобы их высказывания о нём были не только обоснованными, но и деликатным. Их оценки не должны обидеть автора рисунка.

Вот содержание одного из диалогов

  • Лена, тебе понравился рисунок Володи?

  • Нет. Я считаю, что он не умеет рисовать зверей. Заяц и лиса на себя не похожи.

  • Мне кажется, ты не совсем права. Я думаю, не всё уж так плохо. Например, у Володи хорошо получился берёзовый лес.

Во время обсуждения учащихся делают вывод, что Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос нет, а могла бы сказать не совсем понравился). Ей действительно мог не понравится рисунок, но высказывание о нём могло быть более деликатным. Например «Это , чем рисунок Володи понравился мне меньше его другие работы.». Ребята ответили также, что выражения с местоимением мне(мне кажется, мне думается) звучат мягче, чем выражения с местоимением я ( я считаю, думаю, полагаю).

Важный момент повторения темы «Местоимение» - отработка умения употреблять в речи местоимение вы как форму вежливого обращения к одному лицу. Прежде всего я кратко рассказала детям об истории употребления в русском языке местоимений вы и ты.

Местоимение вы в обращении к одному лицу появилась в русской речи в XVIIIв., и употреблялась главным образом среди образованных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, слугам, крестьянам обращались только на ты, как бы подчёркивая этим социальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) молодая царевна обращается к ней только на ты:

«… Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обращается только на ты. Например,

  • Скажи, пожалуйста, - начала она, как только тот [Гаврила], не без некоторого внутреннего терпения, переступил порог её кабинета, - что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!

  • Собака-с… какая-с… может быть, немого собака-с, - произнёс он не совсем твёрдым голосом.

  • Чтоб ей сегодня же его не было… слышишь!

  • Слушаю-с

  • Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Сейчас таких различий в употреблении данных местоимений нет. Но всё же есть определённое правила употребления местоимений ты и вы, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила и неоправданно использовать в речи местоимение ты вместо местоимения вы.

В итоге обсуждаем вопрос, к кому же из взрослых можно обращаться на ты? (К родным; маме, папе, бабушке, сестре и т.д.) При обращение к незнакомому взрослому человеку следует употреблять только местоимение вы и глагольную форму второго лица множественного числа (скажите, пройдите, садитесь и т.д.)

Затем предлагаю детям ситуацию: вы приехали в незнакомый город и не знаете, где находится музей А.С. Пушкина. Как вы обратитесь к незнакомому прохожему, чтобы узнать, как пройти в Музей А.С. Пушкина?

Ученики предлагают различные типы вопросов:

  • Скажите, как пройти к музею А.С. Пушкина?

  • Не скажите ли Вы, где находится музей А.С. Пушкина, как можно к нему пройти? (Вторая просьба выражена более деликатно, так как употреблён не такой приказной глагол)

  • Скажите, пожалуйста, где находится музей А.С. Пушкина, как можно к нему пройти? (Здесь слово пожалуйста смягчает выражение просьбы)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!