СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была использована на РМО учителей истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.»

Тема: Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания.




История и обществознание – учебные предметы, в которых на первый план должен выходить не когнитивный (знаниевый), а личностный компонент. Ведущей задачей является формирование и развитие моральных качеств и ценностей ребенка.

Толерантность в большинстве своем понимается как терпимость и является следствием существования в мире неодинаковых субъектов. Её актуальность определяется изменившимися условиями современного мира: его динамичностью, процессами интеграции и глобализации, усложнением всех сфер жизни общества. Поскольку основой успешного развития общества является существование в обществе базовых ценностей (например: Жизнь, Человек, Труд, Отечество, Земля), толерантность можно рассматривать как с позиции социальной ценности, так и моральной нормы.

Компонентами проявления толерантности являются признание равенства взаимодействующих субъектов; отказ от применения силы; способность сопереживать; умение слушать другого и стремление его понять; готовность принять другого таким, каким он есть.

В основной школе у детей превалирует образно – эмоциональное восприятие. Акцент делаю на формирование и развитие эмоциональной сферы, выработку умений сотрудничества. Средством достижения цели является использование групповых средств обучения. Причем на начальном этапе важным является принцип формирования групп: симпатии, обоюдное желание. Использую диагностику Алексеева, Громовой: учащиеся выбирают треугольник (управленец, руководитель, лидер), круг (создатели доброжелательной атмосферы), прямоугольник (могут творить, но нуждаются в поддержке), квадрат (доводят дело до конца, работоспособны), зигзаг (генераторы идей).

Совместную работу начинают с договора о правилах совместной работы (прислушивайся к точке зрения других, дай возможность высказаться каждому; обращайся только в уважительной форме и др.) и завершают рефлексией о комфортности работы в группе. Постепенно критерии создания групп расширяются: по интересам, по желанию учителя и др.

В результате у подростков формируется способность открыто заявлять о своих желаниях, умение реагировать на замечания, критику, т.е. создаю условия для воспитания толерантных отношений межсубъектных отношений подростков.

Технология «Дебаты», «Развитие критического мышления» являются эффективным средством развития умений отстаивать собственную позицию, не ущемляя достоинства других.

Считаю важным методом организации деятельности учителя и ученика, позволяющим эффективно использовать данные технологии на уроках, диалогический - включает беседу с целью объяснения учителем учебного материала и усвоения его учащимися. Ученики активно участвуют в формулировании задачи и её решении и научаются вести диалог. Может применяться на любом этапе уроке и перерастать в монологический метод, предполагающий изложение учителем готовых выводов и заключений. Предполагает параллельное использование видеоряда.

В старших классах происходит переход к рационально – логическому восприятию окружающего мира. Меняются акценты в преподавании: учащиеся способны осознать глубинный смысл и содержание толерантности. Эвристический (эвристическая беседа с решением познавательных задач) и исследовательский (самостоятельная работа учащихся по решению проблемных заданий) методы становятся актуальными при изучении учебного материала.

Терпимость к чужому мнению, религии, поведению возможны, если не нарушаются нормы морали, общечеловеческие ценности (воспитание гражданственности, патриотизма - основа воспитания толерантности). Поэтому в старшем звене значительна доля решения проблемных ситуаций с целью определения граней терпимости к общественным явлениям (национализм, фашизм и др.).

Выделяю уровни развития толерантности: низкий (желание любыми средствами отстаивать свою позицию и заставить принять её другими; проявление агрессивности к оппонентам; отказ слышать аргументы оппонентов; неконструктивная критика); средний и высокий (ученик может согласиться с доводами оппонента, всегда конструктивно реагирует на непохожее, различает явления жизни, с которыми мириться нельзя).

Средства выявления уровня сформированности толерантного поведения:

- наблюдение во время учебного процесса (умение вести диалог, умение сотрудничать с одноклассниками, учащимися разных классов);

- анкетирование, социологические опросы;

- выполнение специальных задач – ситуаций;

- написание эссе.







ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей

(Источник: журнал "Справочник классного руководителя")

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Критерии для оценки толерантности учителя (оценивают коллеги, например классные руководители)

  1. Уважительное обращение, доброжелательность.

  2. Умение внимательно слушать и слышать.

  3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.

  4. Уважение человеческого достоинства.

  5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.

  6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.

  7. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.

  8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.

  9. Уважение различных культур и верований.

  10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).



Критерии оценки толерантности учителя
(оценивают учащиеся)

  1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.

  2. Умение внимательно слушать и слышать.

  3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.

  4. Интерес к мнению учащихся и родителей.

  5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.

  6. Умение дать нужный совет.

  7. Доброжелательность.

  8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.

  9. Признание права учащегося быть самим собой.

  10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с
номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – "урну".

Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Критерии оценки толерантности класса

  1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

  2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

  3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.

  4. Готовность принять и дать совет, предложение.

  5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.

  6. Доброжелательность.

  7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.

  8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.

  9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.

  10. Признание права каждого быть самим собой.

Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты.

Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.


Анкета для самооценки толерантности родителей

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?

  2. Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?

  3. Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?

  4. Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?

  5. Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?

  6. Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?

  7. Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?

  8. Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?

  9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?

  10. Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?

  11. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка.

Анкета для самооценки толерантности учителя

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)

  2. Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

  9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)



  1. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)




Успехов и терпимости!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!