СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание сегодня – ради чего и как воспитывать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание сегодня – ради чего и как воспитывать»

Доклад на педсовете

 

Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать

ВВЕДЕНИЕ

Нравственное воспитание личности ребенка — одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравствен­ных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Раньше руководствовались марксистско-ленинским учением о коммунистиче­ской морали основными положениями Морального кодекса строи­теля коммунизма, творческими идеями советской педагогики и психологии, опирались на достижения советской школы.

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплу­атации труда.

Наша школа должна давать мо­лодежи умение вырабатывать самим нравственных норм взгляды. Школа должна воспитывать в под­растающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая не может быть ограничена лич­ным самоусовершенствованием, а требует обязательной насту­пательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни, за распространение и внедрение норм общественной морали.

Наша мораль наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные че­ловечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собст­венного достоинства, товарищество, взаимное уважение — все это неотъемлемые черты морального облика чело­века1.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и пред­полагает становление его отношений к Родине, обществу, кол­лективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувства патриотизма, интернационализма, товари­щества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Общественная направлен­ность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Нравственное формирование человека начинается с рож­дения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются эле­менты нравственности: формируются первоначальные нравствен­ные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически в течение одиннадцати лет под руководством учителей, детских организаций. Педагогическая ос­нова преемственности в воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нрав­ственные знании и чувства являются тем фундаментом, на ко­тором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. Между воспитанием на предыдущей и последующей ступенях существу­ет диалектическая взаимосвязь. Предшествующее воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется на осо­бенности будущего, готовит к нему, а последующее воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребен­ка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный период еще слабым и неразвернутым.

Психологи установили, что младший школьный возраст ха­рактеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в по­ведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте воз­никают большие возможности для систематического и последо­вательного нравственного воспитания детей.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет по­ложительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятель­ность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся, проводят ли сбор — всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качест­ва, положительные или отрицательные. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раз­дел воспитания и как сторону любого другого раздела воспита­ния. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает воз­можность влиять на их нравственное развитие, дать ему правильную направленность.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимо­отношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нрав­ственных отношений детей. Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. Такие микроколлективы бывают временными и постоянными, напри­мер дежурные, цветоводы, группы детей, объединенных для игры. В небольшой группе школь­ник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он мо­жет не только с помощью учителя, по и самостоятельно устано­вить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать свое общественное поведение. Соб­ственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в про­цессе нравственного просвещения.

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюде­нием, он учится прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечет за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспи­тательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмот­реть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются в жизни, их можно создать и специаль­но в игре, учении, труде и в творческих занятиях. Словом, учитель_ должен научиться правильно действовать, когда за ним не на­блюдают, когда от него не требуют отчета.

Накапливая собственнный нравственный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его по­ступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить пове­дение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание деть­ми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное раз­витие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивиду­альности. "Общий идеал как необходимая общая цель воспитания принимает в личности индивидуальную форму. Ин­дивидуализация воспитания должна вести .к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты качества. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные из­менения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы прояв­ляются в устойчивости нравственного поведения детей в обыч­ных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля —совести, осознания моральной сто­роны поступков и самого себя как носителя нравственности, нравственное развитие — это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.

Нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребенка только при поверхностном подходе может показаться
делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место раз­нообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помо­гать и принимать помощь.

На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения но­вых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном от­
ношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей ин­дивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особенно ловок,_изящен, отлично владеет своим телом, движениями, чётвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен._Эти сильные стороны личности ребенка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок становится более знающим и умеющим в какой-то обла­сти.

В прочесе обучения в школе дети побывают на многих экскурсиях. Экскурсии имеют основной целью познакомить детей с окружающей жиз­нью, природой и трудом людей. При этом главная воспитатель­ная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей активное отношение к действительности, желание и умение посильно охранять природу, уважать и беречь результаты труда людей. Груп­пы детей перед экскурсией получают общие задания; выполняя их, школьники приобретают опыт совместного труда.
Для накопления жизненного опыта большое значение имеет
сочетание занятиий «по расписанию» и в собственно «свободное»время. «Свободное» время дается ребенку, чтобы он учился проводить его с пользой для себя и других. Это время, которое ребенок проводит по собственному желанию. Организованная прогулка, чтение и игры по расписанию — это еще не свободное время в полном смысле этого слова. В свободное время ребенок должен иметь возможность сам или с товарищем заняться ка­ким-то делом по собственному выбору, пусть выбор ограничен вначале двумя-тремя видами деятельности. «Свободное» время уставит ребенка в положение, когда он может и должен организовать себя сам, найти себе занятие, осознать свои желания и реа­лизовать свои интересы. Учить детей самостоятельно занимать «несвободное» время любимым делом — значит воспитать у них желание и потребность иметь «свободное» время.

Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель ре­шает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармониче­ского развития личности ребенка. Система нравственного про­свещения строится концентрически, т. е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от клас­са к классу увеличивается объем знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в I классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедли­вости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной от­ветственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет обучения.

Нетрудно заметить, что упомянутые нравственные понятия являются парными, дополняющими друг друга. Доброжелатель­ность к одному человеку будет обесценена, если она несправед­ливо обернется недоброжелательностью к другим людям. Точно так же дружба двух или нескольких ребят не должна идти в ущерб их товарищескому отношению ко всем членам классно­го коллектива. Наконец, коллективизм обязательно предполагает личную ответственность каждого, без которой никакое дело не может быть успешным, а коллектив теряет свою силу.

Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из книг). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает выработке у де­тей способности сопереживания с другими, формирует их поло­жительные нравственные эмоции.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеет ра­бота над Правилами для учащихся. На их основе строится жизнь коллектива. Выполнение правил является тем по­казателем, по которому можно судить о воспитанности детей. Надо пользоваться всяким подходящим случаем, чтобы напом­нить о правиле, требовать его соблюдения, пока оно не войдет в привычку, отмечать выполнение правил и не пропускать их на­рушений. И это нужно делать не только учителю. Сами ребята должны напоминать друг другу о правилах, добиваться их не­укоснительного выполнения.

С школьниками необходимо проводить системати­ческие беседы на этические темы. Этические беседы проводятся по определенной программе и в связи с событиями в классе.

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотноше­ний. В обстановке взаимной заботливости и внимания, добро­желательности и требовательности каждый ученик ощущает се­бя равноправным членом коллектива. Такая обстановка благо­приятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

Следует помнить о том, что на нравственном развитии школь­ников отрицательно сказывается чрезмерное увлечение баллами, соревнованиями за первое место, наказаниями и поощрениями. Злоупотребление такими стимулами вносит разлад в коллектив класса, может приводить к ссорам между детьми. Борьба за от­метки, баллы, за выигрыши в соревнованиях подчас выступает на передний план. Между тем прежде всего нужно направлять внимание детей на деятельность, которая может принести пользу людям. Внешние стимулы целесообразно использовать в период, когда дети еще не заинтересованы самим делом. Сфера их приме­нения ограничена (спортивные, санитарно-бытовые мероприя­тия, труд). Внешние стимулы не могут занимать значительное место в общественной работе, где главное — чувство долга перед коллективом, в учении, где большую роль играет разница в инди­видуальных способностях.

В нравственном воспитании младших школьников определя­ющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учени­ками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, таки­ми же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его посту­пок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, на­оборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.

За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, матема­тике.

Следить за результатами воспитательной работы — значит располагать фактами, которые характеризуют поведение детей, их представления и переживания. По этим фактам учитель мо­жет судить об успехах и неудачах проводимой им работы.

Как же получить достоверные факты?

Учитель независимо от того, ставит ли он перед собой такую специальную задачу или нет, всегда наблюдает за поведением детей, за их взаимоотношениями и высказываниями, за проявле­ниями их чувств. Но в классе много детей, и наблюдать их од­новременно— значит смириться с тем, что будут замечены лишь факты яркие и повторяющиеся. Разумеется, и по ним можно со­ставить представление о том, что интересно детям и где влияние воспитательной работы наиболее эффективно. Но эти факты мо­гут быть случайными. Наряду с наблюдениями за всем классом целесообразно проводить более глубокие наблюдения за тремя— пятью учениками, выбранными учителем.

Полезно провести и специальную работу по исследованию изменении в уровне нравственной воспитанности детей.

В начале и в конце года учитель по одной и той же методике фиксирует уровень воспитанности детей. Сравнение данных двух отстоящих друг от друга на год или пол­года исследований о нравственном поведении и представлениях детей даст известное основание для выводов об эффективности проведенной воспитательной работы. Сопоставляя результаты наблюдений и других данных, можно с наибольшей полнотой охарактеризовать нравственное развитие ребенка.

Учитель строит план своей воспитательной работы как с классом в целом, так и с отдельными учащимися, учитывая полученные материалы о развитии детского коллектива и отдель­ных школьников.

ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками, формируется нравственность ребенка, обогащается его жизнен­ный опыт. Переживания школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учебой. На уроке взаимодейст­вуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитатель­ные моменты,

Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность и идейность содержания урони, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность лич­ности учителя, его отношение к изучаемому материалу и др.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке:

не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе —и учитель оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает меж­ду ними отношении, характеризующиеся многими признаками, которые cвoйственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически отно­ситься к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с по­зиции общей работы. Для того чтобы эти возможности урока ре­ализовать практически, учителю необходимо создавать в тече­ние урока ситуации, и которых у учеников была бы возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить иногда из­лишне строгую регламентацию поведения детей на уроках.

Перед учителем стоит сложная задача— так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, что­бы она вызывала общие переживания, способствовала воспита­нию коллективизм, были источником становления высоконрав­ственных взаимоотношении детей.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценил на уроке не только знания учеб­ного материала, но и обращал внимание на нравственные по­ступки школьников. Учителю на уроках необходимо ис­пользовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрыть их обязанности как членов коллек­тива, предупредить отрицательные поступки. В совместной де­ятельности на уроках у школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам уче­ников в классе.

Совместная работа школьников может быть разно­образной. Общение детей возможно и на уроках математики. Дети придумывают примеры и задачи па определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос или задачу. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении примеров. Детям дается зада­ние придумать пример, записать его па карточке, нарисовать к нему картинку. Потом карточки объединяются, получается об­щий задачник. Можно дать детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Например, один ученик имеет счетный материал одного цвета и формы, другой — иного. Задание учителя — составить задачу, используя материал обо­их цветов и обеих форм. Дети должны научиться объединять свои усилия, обращаться друг к другу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Как показывает опыт, домашние задания могут быть более эффективно использованы дли решения воспитательных задач, если выполнение их эпизодически поручать группе учеников. Ха­рактер заданий для домашней групповой работы иной, нежели для индивидуальной. Упражнения па повторение могут быть заданы в форме дидактических игр и практических заданий.

Групповые домашние задания нужно вводить постепенно. Первое задание можно дать одной, двум группам учащихся уже во второй половине января. В группу включать от двух-трех до четырех-пяти человек. Дети, выполнив задание, рассказывают классу о результатах своей работы. На их примере учитель зна­комит учащихся с правилами выполнения коллективных заданий.

Задания такого типа даются примерно раз в две педели. Учи­тель, организуя групповые домашние задания, ставит перед со­бой следующие воспитательные задачи: выработать у детей уме­ние самостоятельно совместно работать, организовать взаимную помощь детей, воспитать чувство доброжелательности, справед­ливости, проявляющееся в распределении работы, в оценке уси­лий каждого.

Групповые домашние задания способствуют созданию в клас­се дружных маленьких коллективов, объединенных на основе де­ловых, учебных интересов, развития личных дружеских отноше­ний между детьми.

Составляя группы для общей работы, педагог учитывает уже имеющиеся товарищеские связи, взаимные симпатии и антипа­тии детей, уровень их подготовленности к коллективной работе.

 

Объединение детей в микроколлективы для выполнения до­машних заданий позволяет дифференцировать подход к детям и по уровню их знаний. Одним группам можно давать более сложные задания, другим — менее сложные. Иногда менее развитого ребенка имеет смысл включить в группу более сильных детей, чтобы ему было за кем тянуться.

В содержание домашних групповых заданий включаются на­блюдения, подготовка учебного материала для класса, дидакти­ческие игры. Дидактические игры позволяют организовать повторение учебного материала в увлекательной для детей форме.

Играя, дети приобретают также навыки общения в группе. Основой общения в данном случае является не просто игра, а учебная игра, подготовка к урокам.

 

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому внимание учителя к вопросам организации и становления детского коллек­тива должно быть неослабным и постоянным в течение всех лет обучения детей в школе.

Процесс формирования классного коллектива происходит в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой. Кол­лектив класса в жизни школьника выступает как ос­новной коллектив, потому что именно в нем происходит общест­венно ценная и значимая для детей деятельность. В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность — учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития. Ребенок может находиться и в других коллективах, где он развивает и совершенствует свои самые разнообразные способности. Однако коллективы по интересам (кружки и секции внешкольных учреждений, музыкальные и художественные шко­лы, школы спортивные, кружки и секции по местожительству и т. п.) играют скорее вспомогательную роль в развитии личности ребенка, и только в классном коллективе ребенок может наибо­лее полно осознать свои способности, возможности, свои успехи и неудачи. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, на­учить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботить­ся о каждом своем товарище, знать об условиях1_в_которых он живет, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетво­рению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищенным от неспра­ведливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу. Забота о личности — первейшая заповедь коллектива. Справедливость требует, чтобы недобросовестный че­ловек не мог злоупотреблять заботой коллектива, эксплуатиро­вать гуманное отношение коллектива к нему. Вот почему с вос­питанием коллективизма неразрывно связано формирование личной ответственности за общее дело.

Большое значение придается игре как важнейшей форме совместной деятельности детей и как одному из приемов организации учения, труда и других занятий.

Содержание сюжетных творческих игр помогает учителю об­ратить внимание детей на нравственную сторону взаимоотно­шений людей (это игры в «почту», в «магазин», в «путешествен­ников», в «город вежливых» и др.).

Коллективные подвижные игры подобраны так, что выполнение правил игры требует следования нравственным нор­мам, соблюдение которых необходимо для того, чтобы игра со­стоялась и была интересной. В этих играх одновременно с дости­жениями в ловкости движений, в скорости бега решаются и чи­сто воспитательные задачи. Участники игры оказывают помощь товарищам, забывая о своих личных интересах. Таким образом формируется чувство коллективизма.

В воспитательном отношении большое значение имеет пра­вильный состав играющих. Задача педагогов — оценить достоин­ства каждого ребенка и сделать его присутствие в той или иной играющей группе необходимым и полезным для других.I

Личность ребенка многообразна и не исчерпывается только успешностью в учении и дисциплинированностью.

 

У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, моральные качества, характериологические особенности и способности к тому или иному виду деятельности. Все это может и должно найти в класcном коллективе необходимые условия для положительного развития.

Ярко выраженная подражательность детей, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей — таков далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми учитель встретится в с коллективом школьников в процессе всестороннего развития индивидуальности каждого ребенка.

Учитель может рассаживать детей исходя из самых разных оснований: активного ребенка с пассивным, девочку с мальчиком, хорошо успевающего ученика с отстающим и т. п., однако при всем этом необходимо сохранить основной принцип: сосед по парте не должен вызывать антипатии у ребенка. В течение года можно несколько раз провести «пересадку», это даст возможность детям ближе познакомиться друг с другом, лучше узнать большее количество детей.

Для организации детского коллектива большое значение име­ет установление дежурства по классу. Обычно дежурят дети, си­дящие за одной партой, а само дежурство организуется по ря­дам. Следует подчеркнуть, что дети, выполняющие данную об­щественную обязанность, должны четко знать, что и как им необходимо делать, а учитель на первых порах помогает детям в установлении отношений руководства и подчинения. Дежурные выступают руководителями детского коллектива, и каждый ре­бенок должен уметь подчиняться их законным просьбам и рас­поряжениям.

Особенностью деятельности детей является ак­тивное и более сознательное включение их самих в процесс организации жизни класса. Некоторые функции, связанные с организацией коллективной жизни учащихся, частично переходят от педагогов к самим школьни­кам. Дети более самостоятельно организуются для выполнения той или иной работы. Задача состоит в том, чтобы про­думать, какие стороны коллективной жизни класса можно по­степенно передать в руки детей, какие организационные формы использовать для этого. Овладение элементами самоуправле­ния — самый верный путь подготовки детей к деятельности в детской организации.

Соответственно изменяется и позиция учителя в руководстве внеклассной деятельностью детей. Учитель теперь ча­ще выступает как советчик, консультант, высказывающий свое мнение, дающий оценку происходящему. Он все более воздейст­вует на учащихся через актив, убеждая их в правильности и целесообразности своих предложений.

Однако без непосредственного участия учителя во всех делах класса трудно обойтись. Он присутствует на классных собраниях. Его слово ос­тается решающим в конфликтных ситуациях. Учителю еще часто приходится напоминать детям об их обязанностях. Он направля­ет взаимоотношения детей, обращает их внимание на проявления товарищества, доброжелательности, справедливости, тактично­сти, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость. Словом, учи­тель по-прежнему регулирует жизнь детей в классе, группе, но старается осуществлять свое руководство опосредован­но—через актив класса. Становление и развитие детского коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений — процесс сложный и длительный.

Во внеклассной работе большое значение имеет нравственное воспитание в общественно полезном труде, игре, на дополнительных занятиях.

В детской ор­ганизации между детьми формируются отношения, которые свя­заны прежде всего с товарищеской солидарностью, умением дей­ствовать сообща, потребностью передавать свои знания и уме­ния другим, учиться у других.

Выбор классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физруков, затейников, библиотекарей, ответственных за ведение календаря погоды, за­ранее нужно подбирать кандидатуры наиболее подходящих ребят. При распределении общественных поручений следует придерживать­ся таких правил: во-первых, каждому ребенку должно быть по сердцу то, что ему поручает выполнить коллектив, во-вторых, каждый ребенок должен чувствовать ответственность за пору­ченное дело, а для этого эпизодически рассказывать, что он де­лает для классного коллектива, в-третьих, необходимо охва­тить поручениями всех детей. Сами поручения не следует давать на длительный срок. Можно раз и месяц или и четверть менять ответст­венных за тот или иной участок общественной работы. Если ре­бенок отказывается выполнять поручение, то учитель тактично узнает причину отказа (не следует насильно заставлять ребенка выполнять поручение) и нужно убеждать школьника в необ­ходимости его работы для коллектива.

Уже с первых дней учения в коллективе на­чинает формироваться общественное мнение. Учитель должен уметь осторожно и ненавязчиво управлять им.

Работая с коллективом, нужно ежемесячно проводить клас­сные собрания, на которых дети учатся распределять обществен­ные поручения, рассказывать, что они сделали для коллектива, обсуждать, что было хорошего и что плохого за прожитый месяц. В самом начале делает это вместе с детьми, но затем постепенно активизирует большую самостоятельность учащихся, формируя самодеятельность детского коллектива. Одна­ко нужно помнить, что общественное мнение коллектива — очень мощное средство, поэтому не следует, например, на классных собраниях обсуждать и осуждать неуспевающих учеников, так как мнение учащихся зачастую категорично, а их суж­дения лишены необходимого такта. Нередко такого рода об­суждения скорее разрушают, а не сплачивают детский кол­лектив.

Процесс становления детского коллектива длителен и сложен. Он не ограничивается и не исчерпывается организацией дежурств в классе, выборами ответственных лиц, распределением поручений.

Основная задача учителя в работе с коллективом состоит в том, чтобы у каждого ребенка найти сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед коллективом то хорошее, что в нем уже есть. Само собой разумеется, что педагог не только раскрывает возможности ребенка, но и формирует их в процессе воспитательной работы, устраняя недостатки его харак­тера и поведения.

Особым вниманием учителя должны пользоваться те дети, которые по разным причинам не получают признания в среде сверстников. Нередко полные, неуклюжие, худые дети или дети с какими-либо физическими недостатками получают обидные прозвища, их не принимают в общие игры. Обо всем этом учи­тель должен знать и решительно пресекать неуважительное от­ношение к таким детям. В течение всего года в классном кол­лективе должна быть создана атмосфера доброжелательного, уважительного отношения к каждому без исключения ребенку. Своей активной гуманистической позицией и стилем отношения ко всем детям педагог создает образец для гуманных взаимо­отношений между детьми. Учитель добивается того, чтобы ре­бенку было приятно идти в школу, где он встретит гуманное отношение как со стороны педагога, так и со стороны детского коллектива.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!