Воспитание любви к природе через народные традиции наших предков
Человек, который понимает природу, благороднее, чище.
Он не сделает дурного поступка. Он прошёл «душевный университет».
Л. Леонов.
Ещё в давние времена вопрос воспитания бережного и уважительного отношения к природе волновал наших предков. В течение многих сотен лет, знания о природе, обязывающие относиться ко всему живому как к святыне, не только накапливались, но и передавались из поколения в поколение. Табасаранский народ тоже накопил большой опыт, свидетельствующий о необходимости уважительного отношения ко всему живому на Земле. Этот опыт отражён в устном народном творчестве.
Через народные традиции, легенды, приметы и поверья дети смогут не только расширить свой экологический кругозор, но и прикоснуться к жизни своих предков.
В далёкие времена понятия «экология» не существовало, но люди всё равно понимали и осознавали ценность природы и важность сохранения природных богатств.
Наши прадеды верили, что каждое дерево, каждая травинка и даже вода – живые. Их с детства учили бережно и уважительно относиться к матушке-природе. Каждый ребёнок верил в поверья и знал, что если разоришь птичье гнездо, то гром может ударить в дом; если сломаешь ветку или сорвёшь цветок для забавы, то можешь поломать руку или ногу; сколько без надобности израсходуешь воду – столько вытечет слёз из глаз. Они знали, что природа даёт им свою жизненную силу и ощущали свою непосредственную связь с окружающим миром. Человек был частью природы и осознавал это.
Уважительное отношение к природе отражалось и в других запретах-предостережениях: нельзя было рубить дерево летом, а только зимой, когда «оно спит и не чувствует боли»; ходить через луг разрешалось только определёнными тропами и только босиком.
Особое место в народных природоохранных обычаях занимают заповедные рощи. В этих местах очень строго соблюдались правила: никто не смел рубить деревья, ломать ветки, косить траву. Очень бережно и уважительно наши предки относились к лесу: «Наш кормилец, наш поилец!» – так обращались они к лесу. Очень строго наказывались те , кто учинял пожар в лесу. О священных местах слагали легенды, которые передавались из поколения в поколение.
Какое отношение к природе завещали наши предки?
Бережность: мы беспощадно, варварски тратим природные ресурсы, рубим лес, охотимся на животных, а наши предки делали всё в меру, чтобы не обеднять окружающую среду. Мы не думаем, сможет ли восстановиться природа после нашего беспощадного отношения к нему.
Забота: наши предки знали, что вредить дереву и даже обычной траве нельзя, ведь они также являются частью природы, но мы об этом, к сожалению, очень быстро забываем.
Знание: современное поколение людей очень мало знает о съедобных и лекарственных растениях, наши же предки были настоящими специалистами и могли назвать множество животных и растений, использовали при лечении многих болезней лекарственные травы и снадобья.
Гармония: человек – это неотъемлемая часть природы; раньше люди это понимали, осознавали, жили и созидали в гармонии с природой, не нанося ей большой вред. Сейчас мы полностью пытаемся отгородиться от неё.
Проблема охраны природы в настоящее время является очень актуальной и воспитание бережного отношения, уважения, любви к природе стало одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания современного человека. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно с самого раннего детства прививать эти благородные чувства. А для этого дать молодым людям представление о том, что природа – это живой организм; без неё человек не может выжить. Охрана природы становится центральным вопросом для благополучного будущего всего человечества.
Берегите природу – наш дом, нашу кладовую, нашу жизнь, наше будущее!
Маллалиева Айниса Шахбановна –
учитель биологии высшей категории