Воспитание личности школьника
на уроках географии
Воспитание - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воздействие на личность общества. Формирование системы качеств личности, взглядов и убеждений. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок ,образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания развитию называть формированием личности. Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности- познавательной, предметно- практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной.
Наиболее обобщенной классификацией воспитания можно считать- умственное трудовое, и физическое Если во главе угла поставить аспекты воспитательного процесса- идейно-политическое, военно-патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое.
Педагогическая концепция такова; формирование здорового образа жизни коллектива, создание условий доброжелательности и взаимопомощи, Создание каждому ребенку душевного комфорта.
Основными идеями будут: свобода выбора, добровольность, деятельность, взаимная терпимость, личная ответственность и т.п.
В объяснительной записке программы по географии говорится, что цели обучения географии сводятся к трем основным позициям:
1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности.
2.Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах, своеобразие истории и условий современной жизни их жителей.
3.Служить одной из основ формирования духовности ,воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории ,не только своей Родины ,но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания. То есть сама программа нас нацеливает на воспитание личности школьника, способного самореализоваться в жизненных ситуациях.
Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность ,т. е. воздействие на процесс становления человека и соответствующие изменения в этом процессе. Известный писатель С Соловейчик утверждает: «Воспитатель, как и художник, действует по плану, не по отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств, и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребенка под этот идеальный образ»