СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание культуры поведения у младших школьников в образовательной организации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры поведения у младших школьников в образовательной организации»

Балейский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж»
















Воспитание культуры поведения у младших школьников
в образовательной организации

(Сообщение по дисциплине МДК 04.01)















Выполнила: Семёнова Анна,
студентка 313 группы,

Проверила: Юсова Валентина Ивановна,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин





Балей 2023

Культура поведения - это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, рационально использовать свободное время. Культура поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения. Культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения и отношений между людьми.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребенка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.[1]

Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие учёные как А. М. Виноградова, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, которые утверждали, что необходимо знакомить школьников с правилами поведения, воспитывать навыки культурного поведения в жизни, культуру этикета, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, прививать бережное отношение к культурным ценностям, знакомить педагогов основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.[2]

В настоящее время педагогическая теория опирается на богатый опыт педагогики, в котором большая роль принадлежит таким педагогам как Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Они уделяли внимание воспитанию культуры поведения подрастающего поколения. Перед детьми выдвигалось требование вести себя определённым образом, но при этом педагоги недостаточно обращали внимание на воспитание у детей сознательной потребности в культурном поведении, не рассматривали влияния культуры поведения на внутренний мир человека, на развитие человеческих взаимоотношений. Воспитание подрастающего поколения было ориентировано на освоение норм. [3]

В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).

Нужно уже на начальном этапе обучения, т.е. в начальных классах обучать ребёнка правилам современного этикета.

Вот некоторые общие правила ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником, соблюдающим культуру поведения не только за столом, но и в любой ситуации:

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувства своего собеседника, не старайся его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

4. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные!». Скорее всего, подумают: «Какая невоспитанность!» и скучно отвернутся.

5. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

6. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.

7. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре «Что?» (а тем более «Шо?»). Скажи: «Извините, я не расслышал».

8. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?». Это бессмысленно и невежливо.

9. Расширять запас слов, которым ты пользуешься, конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше – загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять. Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

Работа по воспитанию культуры поведения проходит успешно, если в ней принимают участие все учителя начальных классов. Усилия одного учителя, который ведет работу только в своем классе, не могут дать устойчивого положительного результата. Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться с другими школьниками, от которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения. Трудно будет создать и общешкольное общественное мнение, осуждающее нарушение правил поведения. [4]

На педагогическом совете, на методическом объединении учителей начальных классов нужно определить содержание и методы работы по воспитанию культуры поведения, обязательность ее проведения во всех начальных классах. Целесообразно проводить открытые занятия по культуре поведения, обсуждать методическую сторону их проведения коллективно, находить более эффективные формы работы с детьми.

Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективна, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение моральных представлений.

Поведения учителя, его внешний вид, тон и стиль обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные замечания, что родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения. Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются гораздо быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания друг к другу, товарищеской помощи и заботливости. [5]

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, манеры в них воспитываются, и, что важнее, в этом же направлении вести работу дома, в семье.

В начальной школе на протяжении всех четырех лет ребенок учится общаться со сверстниками, с взрослыми. Ребенок понимает, что самое главное в жизни то, чтобы тебя ценили и уважали, а для этого необходимо делать все правильно, со всеми дружить, никого не обижать. Проще всего это воспитывается через игру.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воспитание культуры поведения младших школьников в образовательном учреждении – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9443/2/2018pecherkina.pdf (дата обращения: 04.02.2023). – Текст электронный.

  2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 04.02.2023). – Текст электронный.

  3. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 18.05.2018). Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 04.02.2023).

  4. Культура поведения младших школьников – URL: https://1-sept.ru/component (дата обращения: 04.02.2023). - Текст электронный.

  5. Формирование норм культуры поведения младших школьников – URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/09/15/formirovanie-norm-kultury-povedeniya-mladshikh (дата обращения 04.02.2023). - Текст электронный.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!