ГАПОУ «Орский нефтяной техникум
им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина»
Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и межинституционального взаимодействия»
Секция «Содержание профессиональной ориентации»
Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи
Тема: Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи
Докладчик:
Фролкова Марина Александровна
Волонтерство –
это добровольная общественная деятельность, не предполагающая какого-либо заработка и нацеленная на помощь на безвозмездной основе определенным категориям граждан (как правило уязвимым и незащищенным), которые в ней нуждаются.
Под волонтерской деятельностью мы понимаем добровольную, альтруистическую деятельность, осуществляемую по собственной инициативе в соответствии с системой ценностей личности и имеющую общественную значимость.
Добровольчество бывает групповым или индивидуальным. Добрые дела можно вершить в одиночку или в компании единомышленников, но решать проблемы сообща все-таки лучше – так больше возможностей помочь людям.
Принципы волонтерской деятельности:
добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);
безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть оплачены расходы волонтера, связанные с его деятельностью);
добросовестность, гуманность, порядочность;
самоуправляемость, открытость и законность.
Направления волонтерства
Российское законодательство четко определяет цели добровольческой деятельности:
помощь социально незащищенным гражданам – малообеспеченным; одиноким старикам; безработным, инвалидам, детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
подготовка людей к преодолению последствий чрезвычайных ситуаций: промышленных катастроф, пожаров, стихийных бедствий – и помощь пострадавшим в них;
поддержка деятельности в сфере образования, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта, творчества, патриотического и духовного воспитания молодежи, укрепления семьи и социальной защиты материнства и детства ;
охрана архитектурного и природного наследия;
защита животных;
бесплатная юридическая помощь;
создание социальной рекламы.
Соответственно целям волонтерскую деятельность принято делить на пять основных направлений:
социальное;
экологическое;
культурное;
спортивное;
медицинское.
Этапы профориентации
Основное направление деятельности наших волонтеров – работа по профессиональному просвещению детей – проведение специальных занятий, профориентационных игр, дискуссий, посещение выставок.
На всех этапах деятельности взрослые, участвующие в проекте, осуществляют обучение, поддержку и экспертизу; берут на себя роль координаторов, организаторов взаимодействия учащихся и внешней среды, социума.
С помощью волонтеров можно уделить внимание большему количеству детей.
На практических занятиях каждому участнику помогает волонтер.
Ранняя профориентация
(этап первичного знакомства с профессиями) - для дошкольников и начальной школы. Его цель - познакомить детей с разнообразными профессиями;
развивать познавательную сферу;
прививать уважение к людям труда
Четвертый год продолжается социальное взаимодействие между воспитанниками дошкольного возраста «Детского дома» г.Орска Оренбургской области группы 2.7 и обучающимися Орского нефтяного техникума. Под руководством воспитателя Стыценковой М.Н и преподавателя Фролковой М.А.
28.08.2021г., к 286-летию города Орск, с целью приобщения дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитания любви и привязанности к родному краю, обучающиеся техникума провели для детей познавательное мероприятие. Для знакомства с учебными заведениями, профессиями, предприятиями города, сопроводили детей на выставку «Орск молодежный»
09.05.2019г., посмотрели Парад Победы , посетили выставку пожарной техники и выставку изделий воспитанников центров детского и юношеского творчества
В рамках знакомства с профессией «Эколог», для приобретения детьми опыта исследовательской деятельности реализовали проект «Огород на подоконнике». В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки, дошкольников приучают внимательно относится к природе и заботиться о растениях.
Живое общение
Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности
Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях.
Организация онлайн - встреч
Яркие впечатления получили воспитанники дошкольного возраста «Детского дома» г.Орска от участия в квесте «Осенний лес», прошедшего 14.09.2020г. на территории «Детского дома» во время прогулки. В условиях карантина все встречи проходят в онлайн формате. Во время квеста ребята получили видеоприглашение от студентов - экологов отправиться в лес. Дошкольники путешествовали по территории Детского Дома и под наблюдение воспитателя выполняли задания старших товарищей.
В рамках акции «Новогоднее чудо для каждого» проели утренник в онлайн формате.
Обсуждение заданий проходило по видеосвязи. Дети старались правильно все выполнить. В ходе мероприятий ребята отгадывали загадки, выполняли практические задания.
Дошкольники отлично справились с заданиями, получили подарки и удовольствие от общения со старшими друзьями.
Видеоролики о профессиях
Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование, видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги. Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.
При выполнении заданий происходит моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду. Волонтеры помогают формировать у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.
Пассивно-поисковый
(этап первичного профессионального выбора) - для учащихся 5- 7 классов . Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Межрегиональный профориентационный форум «Ориентир-2021»
Для учеников 7-8 классов в апреле 2021г. с целью расширения информационных представлений о современном мире труда, профессиях и технологиях, востребованных и перспективных на региональном рынке труда, организованы профориентационные маршруты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Профориентационный квест Разработка фирменного стиля
Профориентационный квест включал 2 постепенно усложняющихся задания.
Задания выполняются в группе школьников (10 человек)
З адача для решения школьниками.
Сегодня вы – дизайнеры-разработчики логотипов.
Задание:
Сейчас я предлагаю вам придумать и выполнить на бумаге свой собственный комбинированный логотип.
По завершению работы преподаватель с учащимися устраивают просмотр работ с кратким описанием каждого логотипа.
Активно-поисковый - для учащихся 8 -9 классов. Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса).
С целью оказать действенную помощь учащимся в осознанном выборе профессии, в ОНТ проведен профориентационный урок «IT в современном мире: возможности и перспективы»
Давайте больше узнаем о людях и компаниях, которые задают и создают технологические тренды, помогают человечеству жить лучше.
Для прохождения тестирования на сайте http://proekt-pro.ru/online-tests/1 , нужна помощь волонтеров.
Какую ИТ-профессию посоветовал вам сайт? Слышали вы раньше об этих профессиях? Представляли, чем занимаются специалисты в этой области? Как вы считаете, почему мы так мало знаем об этих профессиях?
Предлагаю вам узнать больше информации о профессии, которую определил для вас тест. Учащиеся знакомятся с материалом по указанной профессии на сайте http://opis.pro/informacionnye-tehnologii.
Предлагаем всем пройти тест на предложенных сайтах и выяснить, какие из профессий больше всего подходят вам в данный момент. http://proekt-pro.ru/online-tests/1, https://proforientator.ru/tests/
Профессиональное определение учащихся 9 классов.
Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.
Проблемы и трудности школьников, обусловлены противоречивостью и кризисностью подросткового возраста. Во многих сферах жизни подростки не находят взаимопонимания со взрослыми.
Убеждения и поведение школьников во многом зависят от влияния сверстников, «интимно-личностное общение с которыми является ведущей деятельностью в подростковом возрасте».
волонтерство
Участие в конкурсах
Профессиональная проба «Разработка фирменного стиля.» организована для учащихся 9,10 классов
Задание I уровень сложности
Технологический
Создать на листе бумаги свой собственный эскиз комбинированного логотипа. Создание комбинированного логотипа, включает в себя знак-изображение и название фирмы «Орские пирожки» на основе шаблона.
Ситуативный
Изготовить логотип фирмы «L-soft» по продаже программного обеспечения с помощью программы GIMP.
Функциональный
Изготовить логотип фирмы «Орские пирожки» с помощью программы GIMP.
Профессиональная проба Разработка фирменного стиля
Результат
1.Задание выполнено, если обучающиеся создали эскиз комбинированного логотипа, включающего в себя знак-изображение и название фирмы «Орские пирожки» на листе бумаги.
2.Задание выполнено, если создан логотип фирмы «L-soft» по продаже программного обеспечения с помощью программы GIMP
3.Задание выполнено правильно, если создан логотип фирмы «Орские пирожки» с помощью программы GIMP
Подведение итогов выполнения задания профессиональной пробы
Для подведения итогов профессиональной пробы, по результатам каждого задания проводится анализ, насколько участники справились с предоставленными заданиями, также проводится демонстрация правильного выполнения задания с подробным объяснением алгоритма действий.
Что дает волонтерство?
Хотя волонтерство предполагает отсутствие денежного вознаграждения за труд, альтруисты-добровольцы все-таки получают бонусы. Это в первую очередь опыт, специальные знания и умения.
Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:
работать в команде и управлять ею;
аргументировать свою точку зрения;
находить компромиссы, чтобы решить проблему;
общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;
разрабатывать проекты;
управлять рисками и ресурсами социальных проектов;
создавать сообщества вокруг проектов (азы комьюнити-менеджмента);
продвигать социальные инициативы.
Что дает волонтерство?
На этапе подготовки к построению карьеры волонтерство тоже может стать бонусом: многие, но пока далеко не все, российские вузы дают при поступлении за добровольческую деятельность дополнительные баллы. Всего абитуриент плюсом к сумме за ЕГЭ может заработать 10.
Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях. Это и понятно – работодатели видят добровольцев в деле и не хотят терять ценных сотрудников.
Образовательные курсы «Полезный компьютер" в ГАПОУ «Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина» позволили организовать общение представителям разных поколений. Общение с молодёжью для людей старшего возраста — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями. А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и житейского опыта. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, для этого нужно организовывать встречи на подходящих для диалога площадках.
Практическая значимость реализации проекта заключается в преодолении людьми пенсионного и предпенсионного возраста информационной и социальной изоляции, создании условий для общения поколений, воспитание патриотизма у обучающихся техникума.
Спасибо за внимание!
Участие в волонтерской деятельности дает подросткам возможность в значительной степени восполнить «дефицит социальной востребованности», почувствовать собственную значимость, свой вклад во «взрослое» дело.