СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и межинституционального взаимодействия» Секция «Содержание профессиональной ориентации». Обобщение опыта работы волонтерской организации по профориентации.  

Просмотр содержимого документа
«Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи»

ГАПОУ «Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина»  Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и межинституционального взаимодействия» Секция «Содержание профессиональной ориентации»  Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи Тема: Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи  Докладчик: Фролкова Марина Александровна

ГАПОУ «Орский нефтяной техникум

им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина»

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и межинституционального взаимодействия»

Секция «Содержание профессиональной ориентации»

Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи

Тема: Волонтерская деятельность как средство сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи

Докладчик:

Фролкова Марина Александровна

Волонтерство – это добровольная общественная деятельность, не предполагающая какого-либо заработка и нацеленная на помощь на безвозмездной основе определенным категориям граждан (как правило уязвимым и незащищенным), которые в ней нуждаются.   Под волонтерской деятельностью мы понимаем добровольную, альтруистическую деятельность, осуществляемую по собственной инициативе в соответствии с системой ценностей личности и имеющую общественную значимость. Добровольчество бывает групповым или индивидуальным. Добрые дела можно вершить в одиночку или в компании единомышленников, но решать проблемы сообща все-таки лучше – так больше возможностей помочь людям.

Волонтерство –

это добровольная общественная деятельность, не предполагающая какого-либо заработка и нацеленная на помощь на безвозмездной основе определенным категориям граждан (как правило уязвимым и незащищенным), которые в ней нуждаются.

 

Под волонтерской деятельностью мы понимаем добровольную, альтруистическую деятельность, осуществляемую по собственной инициативе в соответствии с системой ценностей личности и имеющую общественную значимость.

Добровольчество бывает групповым или индивидуальным. Добрые дела можно вершить в одиночку или в компании единомышленников, но решать проблемы сообща все-таки лучше – так больше возможностей помочь людям.

Принципы волонтерской деятельности:

 добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);

 безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть оплачены расходы волонтера, связанные с его деятельностью);

 добросовестность, гуманность, порядочность;

 самоуправляемость, открытость и законность.

Направления волонтерства

Российское законодательство четко определяет цели добровольческой деятельности:

помощь социально незащищенным гражданам – малообеспеченным; одиноким старикам; безработным, инвалидам, детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;

подготовка людей к преодолению последствий чрезвычайных ситуаций: промышленных катастроф, пожаров, стихийных бедствий – и помощь пострадавшим в них;

поддержка деятельности в сфере образования, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта, творчества, патриотического и духовного воспитания молодежи, укрепления семьи и социальной защиты материнства и детства ;

охрана архитектурного и природного наследия;

защита животных;

бесплатная юридическая помощь;

создание социальной рекламы.

Соответственно целям волонтерскую деятельность принято делить на пять основных направлений:

социальное;

экологическое;

культурное;

спортивное;

медицинское.

Этапы профориентации   Основное направление деятельности наших волонтеров – работа по профессиональному просвещению детей – проведение специальных занятий, профориентационных игр, дискуссий, посещение выставок. На всех этапах деятельности взрослые, участвующие в проекте, осуществляют обучение, поддержку и экспертизу; берут на себя роль координаторов, организаторов взаимодействия учащихся и внешней среды, социума. С помощью волонтеров можно уделить внимание большему количеству детей. На практических занятиях каждому участнику помогает волонтер.

Этапы профориентации

Основное направление деятельности наших волонтеров – работа по профессиональному просвещению детей – проведение специальных занятий, профориентационных игр, дискуссий, посещение выставок.

На всех этапах деятельности взрослые, участвующие в проекте, осуществляют обучение, поддержку и экспертизу; берут на себя роль координаторов, организаторов взаимодействия учащихся и внешней среды, социума.

С помощью волонтеров можно уделить внимание большему количеству детей.

На практических занятиях каждому участнику помогает волонтер.

Ранняя профориентация

(этап первичного знакомства с профессиями) - для дошкольников и начальной школы. Его цель - познакомить детей с разнообразными профессиями;

развивать познавательную сферу;

прививать уважение к людям труда

Четвертый год продолжается социальное взаимодействие между воспитанниками дошкольного возраста «Детского дома» г.Орска Оренбургской области группы 2.7 и обучающимися Орского нефтяного техникума. Под руководством воспитателя Стыценковой М.Н и преподавателя Фролковой М.А.

28.08.2021г., к 286-летию города Орск, с целью приобщения дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитания любви и привязанности к родному краю, обучающиеся техникума провели для детей познавательное мероприятие. Для знакомства с учебными заведениями, профессиями, предприятиями города, сопроводили детей на выставку «Орск молодежный»

09.05.2019г., посмотрели Парад  Победы , посетили  выставку   пожарной   техники и   выставку  изделий воспитанников центров детского и юношеского творчества

В рамках знакомства с профессией «Эколог», для приобретения детьми опыта исследовательской деятельности реализовали проект «Огород на подоконнике». В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки, дошкольников приучают внимательно относится к природе и заботиться о растениях.

Живое общение Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности  Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.   Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях.

Живое общение

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности

Основная цель ранней профориентации для дошкольников заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытии перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности. Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях.

Организация онлайн - встреч   Яркие впечатления получили воспитанники дошкольного возраста «Детского дома» г.Орска от участия в квесте «Осенний лес», прошедшего 14.09.2020г. на территории «Детского дома» во время прогулки. В условиях карантина все встречи проходят в онлайн формате. Во время квеста ребята получили видеоприглашение от студентов - экологов отправиться в лес. Дошкольники путешествовали по территории Детского Дома и под наблюдение воспитателя выполняли задания старших товарищей. В рамках акции «Новогоднее чудо для каждого» проели утренник в онлайн формате. Обсуждение заданий проходило по видеосвязи. Дети старались правильно все выполнить.  В ходе мероприятий ребята отгадывали загадки, выполняли практические задания. Дошкольники отлично справились с заданиями, получили подарки и удовольствие от общения со старшими друзьями.

Организация онлайн - встреч

Яркие впечатления получили воспитанники дошкольного возраста «Детского дома» г.Орска от участия в квесте «Осенний лес», прошедшего 14.09.2020г. на территории «Детского дома» во время прогулки. В условиях карантина все встречи проходят в онлайн формате. Во время квеста ребята получили видеоприглашение от студентов - экологов отправиться в лес. Дошкольники путешествовали по территории Детского Дома и под наблюдение воспитателя выполняли задания старших товарищей.

В рамках акции «Новогоднее чудо для каждого» проели утренник в онлайн формате.

Обсуждение заданий проходило по видеосвязи. Дети старались правильно все выполнить. В ходе мероприятий ребята отгадывали загадки, выполняли практические задания.

Дошкольники отлично справились с заданиями, получили подарки и удовольствие от общения со старшими друзьями.

Видеоролики о профессиях Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование, видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги. Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых. При выполнении заданий происходит моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.   Волонтеры помогают формировать у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.

Видеоролики о профессиях

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование, видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги. Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

При выполнении заданий происходит моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду. Волонтеры помогают формировать у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.

Пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) - для учащихся 5- 7 классов . Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. Межрегиональный профориентационный форум «Ориентир-2021» Для учеников 7-8 классов в апреле 2021г. с целью расширения информационных представлений о современном мире труда, профессиях и технологиях, востребованных и перспективных на региональном рынке труда, организованы профориентационные маршруты. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Пассивно-поисковый

(этап первичного профессионального выбора) - для учащихся 5- 7 классов . Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Межрегиональный профориентационный форум «Ориентир-2021»

Для учеников 7-8 классов в апреле 2021г. с целью расширения информационных представлений о современном мире труда, профессиях и технологиях, востребованных и перспективных на региональном рынке труда, организованы профориентационные маршруты.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Профориентационный квест Разработка фирменного стиля Профориентационный квест включал 2 постепенно усложняющихся задания. Задания выполняются в группе школьников (10 человек) З адача для решения школьниками. Сегодня вы – дизайнеры-разработчики логотипов. Задание:  Сейчас я предлагаю вам придумать и выполнить на бумаге свой собственный комбинированный логотип. По завершению работы преподаватель с учащимися устраивают просмотр работ с кратким описанием каждого логотипа.

Профориентационный квест Разработка фирменного стиля

Профориентационный квест включал 2 постепенно усложняющихся задания.

Задания выполняются в группе школьников (10 человек)

З адача для решения школьниками.

Сегодня вы – дизайнеры-разработчики логотипов.

Задание:

Сейчас я предлагаю вам придумать и выполнить на бумаге свой собственный комбинированный логотип.

По завершению работы преподаватель с учащимися устраивают просмотр работ с кратким описанием каждого логотипа.

Активно-поисковый - для учащихся 8 -9 классов. Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса).

С целью оказать действенную помощь учащимся в осознанном выборе профессии, в ОНТ проведен профориентационный урок «IT в современном мире: возможности и перспективы»

Давайте больше узнаем о людях и компаниях, которые задают и создают технологические тренды, помогают человечеству жить лучше.

Для прохождения тестирования на сайте http://proekt-pro.ru/online-tests/1 , нужна помощь волонтеров.

Какую ИТ-профессию посоветовал вам сайт? Слышали вы раньше об этих профессиях? Представляли, чем занимаются специалисты в этой области? Как вы считаете, почему мы так мало знаем об этих профессиях?

Предлагаю вам узнать больше информации о профессии, которую определил для вас тест. Учащиеся знакомятся с материалом по указанной профессии на сайте http://opis.pro/informacionnye-tehnologii.

Предлагаем всем пройти тест на предложенных сайтах и выяснить, какие из профессий больше всего подходят вам в данный момент.  http://proekt-pro.ru/online-tests/1,  https://proforientator.ru/tests/

Профессиональное определение учащихся 9 классов.  Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Проблемы и трудности школьников, обусловлены противоречивостью и кризисностью подросткового возраста. Во многих сферах жизни подростки не находят взаимопонимания со взрослыми. Убеждения и поведение школьников во многом зависят от влияния сверстников, «интимно-личностное общение с которыми является ведущей деятельностью в подростковом возрасте».

Профессиональное определение учащихся 9 классов.

Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Проблемы и трудности школьников, обусловлены противоречивостью и кризисностью подросткового возраста. Во многих сферах жизни подростки не находят взаимопонимания со взрослыми.

Убеждения и поведение школьников во многом зависят от влияния сверстников, «интимно-личностное общение с которыми является ведущей деятельностью в подростковом возрасте».

  волонтерство Участие в конкурсах Профессиональная проба «Разработка фирменного стиля.» организована для учащихся 9,10 классов Задание I уровень сложности Технологический Создать на листе бумаги свой собственный эскиз комбинированного логотипа. Создание комбинированного логотипа, включает в себя знак-изображение и название фирмы «Орские пирожки» на основе шаблона. Ситуативный Изготовить логотип фирмы «L-soft» по продаже программного обеспечения с помощью программы GIMP. Функциональный Изготовить логотип фирмы «Орские пирожки» с помощью программы GIMP.

волонтерство

Участие в конкурсах

Профессиональная проба «Разработка фирменного стиля.» организована для учащихся 9,10 классов

Задание I уровень сложности

Технологический

Создать на листе бумаги свой собственный эскиз комбинированного логотипа. Создание комбинированного логотипа, включает в себя знак-изображение и название фирмы «Орские пирожки» на основе шаблона.

Ситуативный

Изготовить логотип фирмы «L-soft» по продаже программного обеспечения с помощью программы GIMP.

Функциональный

Изготовить логотип фирмы «Орские пирожки» с помощью программы GIMP.

Профессиональная проба  Разработка фирменного стиля Результат 1.Задание выполнено, если обучающиеся создали эскиз комбинированного логотипа, включающего в себя знак-изображение и название фирмы «Орские пирожки» на листе бумаги. 2.Задание выполнено, если создан логотип фирмы «L-soft» по продаже программного обеспечения с помощью программы GIMP 3.Задание выполнено правильно, если создан логотип фирмы «Орские пирожки» с помощью программы GIMP  Подведение итогов выполнения задания профессиональной пробы Для подведения итогов профессиональной пробы, по результатам каждого задания проводится анализ, насколько участники справились с предоставленными заданиями, также проводится демонстрация правильного выполнения задания с подробным объяснением алгоритма действий.

Профессиональная проба Разработка фирменного стиля

Результат

1.Задание выполнено, если обучающиеся создали эскиз комбинированного логотипа, включающего в себя знак-изображение и название фирмы «Орские пирожки» на листе бумаги.

2.Задание выполнено, если создан логотип фирмы «L-soft» по продаже программного обеспечения с помощью программы GIMP

3.Задание выполнено правильно, если создан логотип фирмы «Орские пирожки» с помощью программы GIMP

Подведение итогов выполнения задания профессиональной пробы

Для подведения итогов профессиональной пробы, по результатам каждого задания проводится анализ, насколько участники справились с предоставленными заданиями, также проводится демонстрация правильного выполнения задания с подробным объяснением алгоритма действий.

Что дает волонтерство? Хотя волонтерство предполагает отсутствие денежного вознаграждения за труд, альтруисты-добровольцы все-таки получают бонусы. Это в первую очередь опыт, специальные знания и умения. Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся: работать в команде и управлять ею; аргументировать свою точку зрения; находить компромиссы, чтобы решить проблему; общаться с коллегами, подопечными и представителями власти; разрабатывать проекты; управлять рисками и ресурсами социальных проектов; создавать сообщества вокруг проектов (азы комьюнити-менеджмента); продвигать социальные инициативы.

Что дает волонтерство?

Хотя волонтерство предполагает отсутствие денежного вознаграждения за труд, альтруисты-добровольцы все-таки получают бонусы. Это в первую очередь опыт, специальные знания и умения.

Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:

работать в команде и управлять ею;

аргументировать свою точку зрения;

находить компромиссы, чтобы решить проблему;

общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;

разрабатывать проекты;

управлять рисками и ресурсами социальных проектов;

создавать сообщества вокруг проектов (азы комьюнити-менеджмента);

продвигать социальные инициативы.

Что дает волонтерство? На этапе подготовки к построению карьеры волонтерство тоже может стать бонусом: многие, но пока далеко не все, российские вузы дают при поступлении за добровольческую деятельность дополнительные баллы. Всего абитуриент плюсом к сумме за ЕГЭ может заработать 10. Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях. Это и понятно – работодатели видят добровольцев в деле и не хотят терять ценных сотрудников.

Что дает волонтерство?

На этапе подготовки к построению карьеры волонтерство тоже может стать бонусом: многие, но пока далеко не все, российские вузы дают при поступлении за добровольческую деятельность дополнительные баллы. Всего абитуриент плюсом к сумме за ЕГЭ может заработать 10.

Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях. Это и понятно – работодатели видят добровольцев в деле и не хотят терять ценных сотрудников.

Образовательные курсы «Полезный компьютер

Образовательные курсы «Полезный компьютер" в ГАПОУ «Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина» позволили организовать общение представителям разных поколений. Общение с молодёжью для людей старшего возраста — это возможность быть в курсе актуальных процессов, освоить новые технологии, и, что важно, делиться своими воспоминаниями. А для молодёжи пожилые люди — это обладатели большого профессионального и житейского опыта. Поколениям есть чему поучиться друг у друга, для этого нужно организовывать встречи на подходящих для диалога площадках.

Практическая значимость реализации проекта заключается в преодолении людьми пенсионного и предпенсионного возраста информационной и социальной изоляции, создании условий для общения поколений, воспитание патриотизма у обучающихся техникума.

 Спасибо  за  внимание! Участие в волонтерской деятельности дает подросткам возможность в значительной степени восполнить «дефицит социальной востребованности», почувствовать собственную значимость, свой вклад во «взрослое» дело.

Спасибо за внимание!

Участие в волонтерской деятельности дает подросткам возможность в значительной степени восполнить «дефицит социальной востребованности», почувствовать собственную значимость, свой вклад во «взрослое» дело.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!