СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокальное слово и дикция

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока    Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

- Обучить правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию гласных.

- учить чисто интонировать.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Вокальное слово и дикция»

Вокальное слово и дикция


Методическая разработка урока

(преподаватель МБУ ДО ДШИ №8 г.Ульяновска

Казюханова Г.В.)



Тема занятия: Вокальное слово и дикция. (Для детей второго года обучения)
Форма организации деятельности учащихся на занятии - индивидуальная. 
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

- Обучить правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию гласных.

- учить чисто интонировать.

Развивающие:

- Развить дикционные способности и навыки. 
Развить образное мышление средствами музыкальной выразительности, 
логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокого понимания в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения, видеть в музыкальном образе смысловые доминанты и воплощать их в повседневной жизни. 
Развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя. 

Воспитательные: 
- Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры.

- Способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения. 

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение,

- фортепиано,

- зеркало.

Метод обучения: Беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни. 

Психологические условия на уроке: Утверждение радости на уроке. 
Личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход. Психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение, право учиться успешно.

Проектируемый результат: Ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.

Ученица 1 класса хорового отделения (ФГТ) Ольга Тимченко.

Концертмейстер Ольга Борисовна Юдина.

  1. Введение в тему

Краткая беседа с учащимся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, педагога, ободряющей голосовой интонацией. «Хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь». К.С.Станиславский.

На протяжении всего учебного года мы учимся петь. Что является самым важным в пении? Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция. А без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без дикции и слов.

  1. Объяснение темы.

Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань). 

- Все эти органы участвуют в формировании звука? – Да. - Попробуй без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы». (Ученица пробует. Не получается). - А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ (ученица выполняет задание). Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки. Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста.

3. Согласные.

Безголосые – образуются без участия работы голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха, состоят из одних шумов: К, П, С, Т, Ф, Х, Ч, Ц, Ш, Щ. Голосовые – образуются из ротовых шумов и голоса. Явно выражен основной тон: Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р.

Вокальные согласные: В, Ж, З, Л, М, Н, Р – обладают звонкостью и протяженностью. Л, М, Н, Р – сонорные, звучат вокально, голос преобладает над шумом. Б, Г, Д – звонкие взрывные.

Не вокальные согласные произносятся с большей интенсивностью, энергично. Могут провоцировать на форсированное звукоизвлечение.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены. "Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса". (С.Юдин)

Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Итак, дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен», это зависит от челюстей, языка, губ. Вокальное красивое открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М. Гарсиа. 

- Оля, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно? - Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания. - А для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно? - Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос, как любой музыкальный инструмент, требует правильной настройки. - Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. 

4. Практическая часть. Дикция.

- А теперь я предлагаю вспомнить скороговорку, которую мы разучили на предыдущем занятии:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак.

Сунул руку Грека в реку,

Рак за руку грека цап.

Рекомендации: В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата. Если текст, звучит четко и уверенно, постепенно можно увеличить темп, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

5. Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата. 

Рекомендации: Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнять упражнение, пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжатым, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылать в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посылание звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса. 
После пения закрытым ртом поем на слоги «зо зи зо». Всего 5-6 упражнений. 
Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь на одном дыхании, плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой. 
Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона.

6. Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения.

На прошлом занятии мы начали разучивать песню Б.Савельева «Настоящий друг». Домашнее задание было выучить слова песни наизусть. 
- Понравилась тебе песня? О чем она? – Да. Красивая песня о дружбе. - 
Песня написана в куплетной форме.(3 куплета и припев). Размер – 2/4. 

Рекомендации: Песня веселая, в характере польки. Исходя из этого, ребенок не может петь вяло. Но слишком увлекаться с жесткой атакой звука нельзя. Иначе пойдет разговор в тональности. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединить слог за слогом, звук за звуком. 
Поём песню (1 куплет, потом припев) по фразам с закрытым ртом на звук «м». Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, нужно спеть его со словами, сохраняя оформление гласных звуков, их связность, согласные звуки при этом обязательно произносит, четко, коротко без утрирования. Активность и слаженность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. Рот вокалиста должен быть свободен, и «красиво активен». 
Особо стоит отметить, что внимание ученика должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тогда тем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессовать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пения скандированным. "Рваная" дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая".
После такой работы по небольшим частям над звуковедением, над дыханием, нужно поработать над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить её полностью (1 куплет и припев) под аккомпанемент фортепиано, которое должно быть тихим, легким, ни в коем случае не заглушающим голоса ребенка.

7. Подведение итогов.

Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковедением в целом. Познакомились с новыми понятиями. Итак, навык артикуляции включает: 
- отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение; 
- умеренное округление гласных за счет пения на скрытом зевке; 
-нахождение высокой вокальной позиции; 

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе. А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песни, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования.


Литература:
1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997. 

2. Варламов А. Полная школа пения. М., 1989. 

3. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- М., Музыка, 1968 
4. Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- М., Музгиз, 1964. 
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие, 1999г. 

6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб, 1996. 

7. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Учитель, 2002. 

8. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб, Музыкальная палитра, 2008 

9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Л., Музыка, 1977 
10. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Л., Наука, 1967 
11. Орлова Т.М., Белкина С.И. Учите детей петь. – М.,1987г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!