Организационный момент.
1. Повторение ранее наученного материала.
Назвать этапы изучения Мирового океана.
Прослушать несколько докладов, подготовленных учащимися (остальные собрать и выставить отметки).
2. Изучение нового материала.
Вспомнить схему «Гидросфера».
- О каких водах у нас шла речь на предыдущих уроках? (О водах Мирового океана,)
— Какие воды гидросферы мы должны с вами рассмотреть? (Воды суши.)
— Какие воды суши выможете назвать? (Подземные воды, реки, озера, ледники, болота.)
Используя схемы «Горные породы и их водопроницаемость , «Образование грунтовых вод и «Образование межпластовых вод» выяснить, как образуются грунтовые воды
Демонстрация опыта.Для наглядности проводим опыт: в стеклянные сосуды с песком, глиной и песком налить воду, и пока ученики будут работать со схемами, вода в сосудах будет просачиваться. Затем обратить внимание учеников на то, в каком из сосудов вода просочилась быстрее и глубже, сделать вывод (наиболее быстро пропускающий воду слой — песок).
Новые понятия учащиеся должны сформулировать сами. Спросить у учащихся, какие новые слова сегодня прозвучали при разборе нового материала.
Предполагаемый ответ:
водопроницаемые — песок, галечник, пропускающие воду;
водоупорные — не пропускающие воду — глина, гранит;
водоносный слой — слой, несущий в себе воду или насыщенный водой;
грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами;
источники (родники)выходы грунтовых вод на поверхность на склонах холмов, в оврагах, речных долинах;
межпластовые воды — воды, которые находятся между двумя водоупорными слоями, иногда эти воды называют артезианскими.
минеральныеводы — подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях;
термальныеводы — теплые подземные воды, которые делятся на теплые до +20 °С, горячие от +37 до +50 °С, очень горячие от + 50 до +90 °С и перегретые свыше 100°С,
При работе со схемой расположения грунтовых и межпластовых вод разъяснить учащимся, где находятся водоупорные и водопроницаемые породы, как они чередуются и что водоносных слоев может быть несколько. Вода верхнего слоя и будет называться грунтовой, а вода, заключенная в слое между двумя водоупорными слоями, — межпластовой.
Движение подземных вод зависит от угла наклона водоупорного слоя и величины пор в водоносном слое. Скорость течения грунтовых вод в песке достигает 7м/сут, а в галечнике, в трещиноватых породах она движется быстрее. Когда подземные воды проходят через растворимые породы (известняк, мел и т. д.), они их частично растворяют и насыщаются минеральными солями. При выходе этих вод на земную поверхность образуются минеральные источники. Схема пор в породах: Грунтовые и межпластовые воды человек широко использует в хозяйственной деятельности. Особенно чистая вода поступает из артезианских скважин.
Показать ученикам районы мира, наиболее известные по содержащимся там минеральным водам, и нанести эти районы на контурную карту (Большой Артезианский бассейн в Австралии, юг Западной Сибири, минеральные воды на Северном Кавказе (Ессентуки, Мацеста, Минеральные Воды), Карлови—Вари в Чехии, Полюстрово в С, -Петербурге, Марциальные воды около Петрозаводска в Карелии, один из первых курортов России. Открыт в 1719 г. по указанию Петра 1 на базе минеральных источников.