СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Александра I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра I»

Разработка урока истории России в 8 классе по теме

«Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг»

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.

Задачи урока:

Образовательные:

найти ответ на вопрос: «Можно ли оправдать участие Александра I в убийстве своего отца, императора Павла I?»; познакомить учащихся с детством и воспитанием царя; создать условия для усвоения обучающимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в России в начале царствования Александра I; раскрыть роль «Негласного комитета» в проведении первых либеральных реформ императора.

Развивающие: 

развивать универсальные учебные действия: умение получать и критически осмысливать информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать с источниками; развивать умение работать в группе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности.

Воспитательные:

создать условия для осознания и принятия обучающимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны; способствовать формированию активной жизненной позиции; развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности и толерантности.


Тип урока: урок открытия нового знания (с применением ИКТ, технологий проблемного обучения и групповой работы).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (учащиеся делятся на 5 групп), коллективная.

Основные понятия: либерализм, самодержавность, реформа, «Негласный комитет», министерства, «вольные хлебопашцы».

Основные даты: 1777-1825 – годы жизни Александра I; 1801-1825 – годы правления Александра I; 1801-1811 гг. – реформа высших органов власти; 1803 г. – реформа народного просвещения; 1803 г. – указ «о вольных хлебопашцах»; 1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике.

Персоналии: Александр I; Ф. Лагарп; П.А. Строганов; Н.Н. Новосильцев; А.А. Чарторыйский; В.П. Кочубей.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России 19 век. Учебник для 8 класса. М., Просвещение, 2012 г.

Опережающее задание: подготовка коротких сообщений о Лагарпе и членах «Негласного комитета».

Структура урока:

1. Организационный момент………………………………………...1 мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся ………………………5 мин.

3. Целеполагание урока……………………………………………...2 мин.

4. Открытие нового знания……………………………………..30 мин.

  1. Император Александр I: приход к власти.

  2. Личность императора Александра I.

  3. «Негласный комитет».

  4. Первые преобразования АлександраI.

5. Закрепление новых знаний учащихся……………………………4 мин.

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности…………………………...2 мин.

7. Организация домашнего задания…………………………………..1 мин



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

  1. Подготовка учащихся к восприятию новой темы:

актуализация опорных знаний учащихся, активизация познавательного интереса.

На прошлом уроке мы узнали о социально-экономическом и политическом развитии Российской империи в начале 19 века. Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам выполнить интересное задание.

Представьте себе, что к нам в руки попали путевые заметки некоего иностранца, путешествовавшего по России в начале 19 века. В этих записках он делится своими впечатлениями и рассказывает, какой увидел нашу страну. Но вот беда: по прошествии двух веков некоторые слова в заметках нашего путешественника стерлись. Для того чтобы их прочитать, мы с вами должны вставить недостающие слова (учащиеся работают с текстами, Приложение 1).

Проверим, что у нас получилось.

«В начале XIX века Россия остается аграрной страной. В сельском хозяйстве занято 9/10 (или 90 %) ее населения. Около половины аграрного сектора составляет помещичье хозяйство, другую половину занимает система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян является само государство.

В основной массе помещичьих имений продолжает применяться принудительный труд крепостных крестьян. Они вынуждены платить оброк (натуральный или денежный) и отрабатывать барщину.

Россия – самое большое по территории государство. Население империи достигает 37 млн. человек.

Россия – многонациональная страна. Основу - 87% составляют русские. Также на ее территории проживают украинцы, белорусы, эстонцы, латыши, литовцы, татары, якуты, казахи и другие народности.

Россия – многоконфессиональное государство. На ее территории представлены разные религиозные учения: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Государственной религией является православие, которое исповедают русские, украинцы, белорусы. 

Россия по политическому строю - самодержавная монархия. Неограниченная, самодержавная власть императора опирается на мощный слой чиновников и дворянство…»

Проверка работ учащихся.

А теперь переходим к изучению новой темы.

  1. Целеполагание урока.

Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг».

Давайте вместе определим цель урока: о чем мы будем сегодня говорить и что нового откроем для себя?

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления

Александра I.

Постановка проблемного вопроса (совместно с учащимися):

Дней Александровых прекрасное начало…

А.С. Пушкин

Почему Пушкин дает столь лестную характеристику началу правления нового императора?

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.

  1. Открытие нового знания.



  1. Император Александр I: приход к власти.

Император Александр I вступил на престол 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота (в тетради делается запись: годы жизни и годы правления императора Александра).

Для того чтобы узнать, как это было, обратимся к историческому источнику (учащиеся работают с текстами, Приложение 2).

Возможно, именно с этих событий начинается столь судьбоносный в истории России 19 век. Хотя, наверное, это не только пролог к царствованию Александра I, но и эпилог правления Павла I…

Одна из загадочных фигур на российском престоле, император Павел I, был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года во время дворцового переворота, с молчаливого согласия своего сына Александра.

Возникают вопросы: (совместно с учащимися)

  1. Каковы были причины заговора?

  2. Почему Александр согласился на дворцовый переворот?

  3. Можно ли оправдать участие Александра Павловича в убийстве своего отца?

Ответы учащихся.

Вступление на престол Александра возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. 24-летний самодержец был высок, красив, изящен, его супруга – очаровательна. Люди на улицах и в домах плакали от радости, «поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения» (В.О. Ключевский).

  1. Личность императора Александра I.

Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабушкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям (сообщение учащихся).

Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл.

Вместе с тем в последние годы царствования бабушки-императрицы Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для Екатерины, другую для отца. В 1793 году его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

Задания: 
1) Ознакомьтесь с высказываниями современников о русском императоре.
2) Определите, какие черты характера Александра Павловича отмечали большинство его современников.
3) Подумайте, почему именно эти черты развились в его характере (работа в группах)

Ответы учащихся.

Учитель записывает на доске: черты характера Александра I.

+

-

  1. «Негласный комитет».

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

Обратимся к тексту параграфа (стр. 7).

  1. Как назывался кружок близких друзей Александра I?

  2. Кто входил в его состав?

Далее следуют краткие сообщения учащихся о членах «Негласного комитета».

  1. Что объединяет этих людей?

  2. С какой целью был учрежден «Негласный комитет»?

Запись в тетради:

Негласный комитет – неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников, вместе с ним разрабатывавших план необходимых преобразований.

Члены «Негласного комитета»: П.А. Строганов; Н.Н. Новосильцев; А.А. Чарторыйский; В.П. Кочубей.

  1. Первые преобразования Александра I.

В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу».

Работа учащихся с историческими источниками.
«Из дневников и писем Александра I» (приложение 3).
Задания:
1) Определите политические пристрастия молодого цесаревича.
2) Предположите, какую политику он будет проводить, взойдя на престол (работа в группах)


Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по данным вопросам.

Под влиянием Негласного комитета были проведены мероприятия первых лет правления Александра I.

Важнейшие задачи, которые стояли перед Александром в начале его царствования:

  1. ликвидация последствий правления Павла I;

  2. решение крестьянского вопроса;

  3. реформирование системы органов государственного управления;

  4. развитие образования в стране.

Самостоятельная работа групп с текстом учебника.

1) Проанализируйте учебный и справочный материалы.
2) Задания по группам:

1 группа – ликвидация последствий правления Павла I;

2 группа – попытки решения «крестьянского вопроса»;

3 группа - реформирование системы органов государственного управления;

4 группа - развитие образования в стране.

Проверка самостоятельной работы. Совместное составление таблицы «Реформы Александра I в 1801-1806 гг» (возможно, задание переносится на дом, в зависимости от времени урока)


Закрепление новых знаний учащихся.

После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества: реформа высших органов власти – появление «Негласного комитета», реформа Сената, учреждение министерств, упраздненных его отцом, реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса.

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

Итак, давайте подведем итоги.

Сегодня на уроке мы узнали……(ответы учащихся).

Вернемся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале нашего урока: почему же А.С. Пушкин сказал о начале правления молодого императора «Дней Александровых прекрасное начало»? (ответы учащихся)

Какие выводы можно сделать, изучив первые шаги Александра во внутренней политике?

В первые годы правления Александра I проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.

  1. Предпринятые императором меры не являлись коренными преобразованиями существующего строя.

  2. Конституция, о которой грезил император, не была введена, не был созван парламент, однако были реформированы центральные правительственные учреждения.

  3. Крепостное право не отменялось, но были сделаны первые шаги к решению крестьянского вопроса.

  4. Важные шаги были сделаны в развитии школьного и университетского образования.

7. Организация домашнего задания. Параграф 1, подготовка к тестированию.

Учитель благодарит учащихся и оценивает их работу на уроке.



Приложение 1.



«В начале XIX века Россия остается ___________страной. В сельском хозяйстве занято ________ее населения. Около половины аграрного сектора составляет ______________хозяйство, другую половину занимает система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян является само ______________.

В основной массе помещичьих имений продолжает применяться принудительный труд__________ ___________. Они вынуждены платить _______(натуральный или денежный) и отрабатывать__________.

Россия – самое большое по территории государство. Население империи достигает ____________человек.

Россия – многонациональная страна. Основу - 87% составляют _________. Также на ее территории проживают ______________________________________________.

Россия – многоконфессиональное государство. На ее территории представлены разные религиозные учения: ___________________________________. Государственной религией является _______________, которое исповедают русские, украинцы, белорусы. 

Россия по политическому строю - ____________ ___________. Неограниченная, самодержавная власть ______________ опирается на мощный слой чиновников и ____________…»





















Приложение 2.



«…Собрались у преображенца Талызина, ужинали. У генерала Талызина, командира гвардейского Преображенского полка, что квартировал в пристройке Зимнего дворца. Хозяин отсутствовал. Но вино лилось рекой. Как обычно разговоры, анекдоты и … насмешки в адрес государя. Заурядная офицерская попойка в промозглом Петербурге вечером 11 марта 1801 года. Правда, странно, что гости, не Бог весть какая знать, собрались по личному приглашению наследника российского престола Александра Павловича и генерал-губернатора столицы Петра Алексеевича Палена… Время близится к полуночи, ужин – к концу. И вот появляются генералы – граф Пален, барон Беннигсен и братья Зубовы. Принесли еще шампанского. Пален поднимает тост за здоровье Его императорского величества Александра. Александра? Позвольте, ведь Александр – наследник. Это ошибка. Платон Зубов, фаворит Екатерины, громогласно заявляет, что такова была еще воля императрицы, а Пален говорит, что наследник согласен. Сомнений у разгоряченных людей нет. Но как быть с нынешним царем? Что если он станет сопротивляться? Там видно будет. И глава заговорщиков, граф Пален, произносит (разумеется по-французски) свою вошедшую во все мемуары фразу: «Не разбив яиц, не приготовить омлета».

Пален делит нетрезвых офицеров на две партии: одна пойдет с ним, другая – с Платоном Зубовым и Беннигсеном. Пойдут разными путями. Но место встречи одно и цель одна. Место – Михайловский замок, цель – убийство императора Павла…»



























Приложение 3.



«Современники об императоре Александре I»

«Он был красив и добр, но качества, которые можно было заметить в нем тогда и которые должны были обратиться в добродетели, никогда не могли вполне развиться». (Головина В.Н. Мемуары)


«Он имел нрав благородный и великодушный; ему было свойственно не только сострадание, но и откровенность, он оставался чужд коварству и фальши… В России наступил «золотой век». Об этом свидетельствовала любовь и всеобщее восторженное почитание нового императора». (Воспоминание г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.)


«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский посол в России Лагербильке. Цит. по: Сахаров А.Н. Человек на троне)



«Царь их тех людей, которые привлекают и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается. Если бы я был человеком, поддающимся чисто личным впечатлениям, то мог бы привязаться к нему всем сердцем. Но наряду с выдающимися умственными способностями и умением покорять окружающих в нем есть черты, которые я не могу понять. Это нечто я не смогу лучше объяснить, чем сказав, что во всем ему всегда чего-то не хватает. Самое удивительное в том, что никогда нельзя предугадать, чего ему не будет хватать в том или ином случае или в данных обстоятельствах, потому что это нехватающее разнообразно до бесконечности». (Наполеон, император Франции. Цит. по: Валлоттон А. Александр I)



«… Я с грустью видела, что Александр был окружен только молодыми людьми, плохо относившимися к лицам пожилого возраста; по причине своей застенчивости (объясняемой, по-моему, его глухотой) их избегал и сам император. Четыре года царствования Павла, который делал из своих сыновей только капралов, были потеряны для их образования и умственного развития…
Я предвидела, что душевная доброта императора и прочно усвоенные принципы гуманности и справедливости не помешают окружению завладеть его доверием, а министрам и высшим сановникам – делать все, что они пожелают». (Дашкова Е.Р. Записки княгини: воспоминания. Мемуары)









Приложение 4.



«Из дневников и писем Александра I»

«Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее, как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил. К стыду России рабство в ней еще существует. Не нужно, я думаю, описывать, сколь желательно, чтобы оное прекратилось. Но, однако же, должно признаться, сие весьма трудно и опасно исполнить…»«… Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая творит все шиворот – навыворот… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены… Если когда-либо придет и мой черед царствовать, то … я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев… Это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законною властию, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих последователей…»

(Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. I)



Из Манифеста императора Александра I от 12 марта 1801 года

«Мы, приемля наследственно Императорский Всероссийский Престол, восприемлем купно и обязанностей управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Второй, коея память нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да, по ея премудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы и доставить ненарушимое блаженство всем верным подданным нашим…» (Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. II)



















Готовят короткие сообщения дома

Лагарп — швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и  республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины II он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца — Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменились лишь после высылки Лагарпа из Петербурга. Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп предостерегал своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

Можно предложить учащимся прокомментировать и оценить эти слова Лагарпа. Центральное место в рассказе учителя должна занять деятельность «Негласного комитета». Раскрывать содержание этого вопроса предпочтительно через характеристики входивших в его состав государственных деятелей.

Граф Павел Александрович Строганов (1772—1817) родился в Париже и был крестником будущего императора Павла. В 1786 г. был зачислен адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1787 г. вместе со своим воспитателем Ш. Ж. Роммом (ставшим в годы Великой французской революции видным ее деятелем, автором «республиканского календаря», одним из последних монтаньяров) отправился за границу и сам стал участником революционных событий. Он записался в основанный Роммом клуб «Друзей закона», позднее вступил в Якобинский клуб. Эта его деятельность не прошла незамеченной для Екатерины II: Павел Александрович был вызван в Россию и отправлен в ссылку в подмосковное село Братцево. Лишь после смерти императрицы и вступления на престол своего крестного отца Павла I Строганов смог вернуться ко двору, где сблизился с цесаревичем Александром, стал его близким другом и доверенным лицом. Он сразу признал итоги переворота 11 марта 1801 г. В мае того же года он подал царю записку, в которой предлагал учредить «Негласный комитет» из числа сторонников государственных преобразований с целью предварительного обсуждения реформаторских законопроектов. Он стал не только автором создания «Негласного комитета», но и самым активным его участником. Предлагал упразднить крепостничество, отстаивал французскую систему организации народного образования, при которой низшие учебные заведения носят общеобразовательный характер, а специальное образование приобреталось в высших учебных заведениях. В 1802—1807 гг. был товарищем министра внутренних дел. Сенатор. Выполнял важные дипломатические поручения царя. Однако после отказа Александра I от либерального курса в знак протеста отошел от политической деятельности и поступил на военную службу простым волонтером (имея чин тайного советника, равный генеральскому званию). Принимал активное участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и русско-турецкой войне 1806—1812 гг. В период Отечественной войны командовал сводной казачьей дивизией, участвовал в заграничном походе 1813—1814 гг., имел звание генерал-лейтенанта. После гибели в 1814 г. его единственного сына Павел Александрович вышел в отставку и вскоре умер.

Николай Николаевич Новосильцев (1761—1836) был племянником графа А. С. Строганова, в семье которого он жил и воспитывался. В детстве был записан в пажи. В 1783 г. поступил на военную службу в чине капитана. Отличился в войне со Швецией (1788—1790), обратив на себя внимание великого князя Александра. Участвовал в подавлении Польского восстания 1794 г. После смерти Екатерины II был вынужден уйти в отставку и покинуть Россию. В Лондоне он в течение четырех лет слушал лекции в университете. После возвращения в Россию был одним из активных участников дворцового переворота 11 марта 1801 г., а вскоре стал и одним из самых авторитетных членов «Негласного комитета». В частности, предложил идею реформирования коллегий в министерства. Выполнял также и ответственные дипломатические поручения. В 1813 г. был назначен вице-президентом временного совета Варшавского герцогства, а в 1815 г. — императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Отличался антипольскими настроениями, выступал за отмену польской конституции 1815 г. В Петербург возвратился только в 1831 г., где стал членом Государственного совета, а в 1832 г. возглавил Государственный совет и Комитет министров, был пожалован титулом графа.

Князь Адам Адамович Чарторыйский (1770—1861) прожил большую и сложную жизнь. Он был представителем одного из самых знатных и влиятельных польских родов. После третьего раздела Речи Посполитой был отозван в Петербург и поступил на службу при дворе. Здесь он вскоре сблизился с великим князем Александром. В 1799 г. был назначен посланником России в Сардинском королевстве. Лишь после переворота 1801 г. был возвращен императором Александром в Петербург, где стал вначале товарищем министра иностранных дел, а в 1804 г. — министром иностранных дел России. В 1805 г. выдвинул идею восстановления польского государства в границах 1772 г., связанного с Россией династической унией. Однако последовавшее сближение России с Пруссией показало несбыточность этих планов, после чего Чарторыйский вышел в отставку с поста министра. Он оставался сенатором, членом Государственного совета, являлся попечителем Виленского учебного округа. С образованием в 1815 г. Царства Польского он вначале вошел в состав временного правительства, но вскоре вышел в отставку. Выступал за присоединение к Царству Польскому Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. Во время Польского восстания 1830—1831 гг. занимал в созданном сеймом правительстве пост председателя и главы внешнеполитического ведомства. После подавления восстания эмигрировал в Париж, где провел остаток жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции. 

Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) был племянником светлейшего князя А. А. Безбородко, в доме которого воспитывался. Служил в русской миссии в Швеции, затем в Лондоне. С 1792 по 1797 гг. состоял русским посланником в Турции. В 1798 г. назначен вице-канцлером Коллегии иностранных дел. После вступления на престол Александра I вошел в состав «Негласного комитета», где показал себя сторонником умеренных реформ. В 1801—1802 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В 1802— 1807 и 1819—1823 гг. возглавлял Министерство внутренних дел. В декабре 1826 г. возглавил учрежденный Николаем I Особый комитет для подготовки проектов государственных преобразований. В 1827 г. стал председателем Государственного совета и Комитета министров.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!