СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг."

Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I Организационный момент

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы приступаете к изучению истории России XIXв. Наше государство в начале столетия было могущественным, однако требовались и преобразования в экономической, политической сферах. ВО многом крепостное право задерживало развитие страны.

В первый год XIX века на российский престол вступил новый император – сын Павла I Александр I (1801 – 1825 гг.). О его внутренней политике сегодня и пойдёт речь на уроке. "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах."

 

В конце урока вам необходимо ответить на вопрос:

- Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои прекрасные начинания?                  

 

Сегодня на уроке мы ознакомимся с личностью Александра I. Узнаем о его деятельности в направлении внутренней политики. Выясним какие реформы высших органов власти; народного просвещения были осуществлены в период 1801-1806 гг.

Дадим оценку деятельность правителя. Научимся давать оценку началу деятельности царя.  

Внимательно выслушаем доклад, который подготовил один из ваших одноклассников и ответим на вопрос:

"Какие черты характера АлександраI, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?"  

 

 

 

I. Портрет АлександраI

  При восшествии на престол издал манифест - Что такое манифест?

В манифесте говорилось, что он обещал управлять « по законам и по сердцу Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины».  

Учащиеся смотрят отрывок видофильма и отвечают на вопрос: Что было сделано в первые годы с царствования Александра I?  

 

 

В ходе «Мозгового штурма» вы в парах обсудите и проанализируете высказывания известных людей об Александре I Работа с высказываниями об Александре I  1. «Он всё делает наполовину» ( М. М. Сперанский).    2. «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остёр как бритва, фальшив как пена морская» (шведский  дипломат Лагербильке).  -  В современном обществе эти черты характера актуальны?   3. «Республиканец на словах и самодержец на деле». (А. И. Тургенев).

 

- Республика -  форма правления, при которой государственная власть принадлежит выбранным людям.  Либерализм – течение объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод и свободы предпринимательства.   Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец либерализма.     Известный писатель Иван Андреевич Крылов о  воспитании императора написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Отрывок этой басни  у вас на столах, зачитайте вслух и  ответьте на вопрос: «Чему научил Лагарп Александра?»  

 

Тут ахнул царь и весь звериный свет;  Повесил головы Совет,

 Лев-старик поздненько спохватился,  Что Львенок пустякам учился

 И не добро он говорит;

 Что пользы нет большой тому,

знать птичий быт,

 Кого зверьми владеть поставила природа;

 И что важнейшая наука для царей:  Знать свойства своего народа

 И выгоды земли своей.  

 

 Итак, каким же он перед нами предстал?

 

 

II "Негласный комитет" 

 В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу».  Как вы понимаете эту цитату? Так в 1801 году он создал «Негласный комитет» своеобразное «теневое правительство». В его состав входило 4 человека, с которыми он воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей. Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований об отмене крепостного права, о введении Конституции а результатом – ограничение самодержавия. Итог: Деятельность Негласного комитета оказалась бесплодной и в  1803 он прекратил своё существование 

 

III Начало царствования.

С помощью кластера рассмотрим преобразования Александра I  

 1. Указы  Жалованная грамота дворянству –восстанавливал её в полном объёме и Жалованная грамота городам 

2.  1801 г- было разрешено покупать незаселённые земли лицам недворянского происхождения

 3. 1802 г.- коллегии преобразуются в 8 министерств.  

 

Многое нам может рассказать и такой исторический источник, как газета. Давайте изучим отрывок из периодической печати и проанализируем положение крестьян в рассматриваемый период.

 

Работа с объявлениями нач. XIXв.

1. «Продаются кровные жеребцы, при  них кучер и конюх».

2. «Продаётся свора собак и при них доезжачий».

 - Как объявления характеризуют  отношения дворян к крепостным? 

 

 

 

4.  Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых. -  Дайте оценку решению  царя о запрете печатать подобные объявления. 

5. 1803 г – указ о вольных хлебопашцах.

Работа с историческим документом.

Изучим отрывок из указа о вольных хлебопашцах и проанализируем его содержание. Анализ по следующим вопросам:

 

1. Назовите условие необходимое для освобождение.

 

 

 

2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?

 

 

 

 

 

 

 

3. Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?

 

 

 

 

4. Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Закрепление проходит в виде викторины.  1. Работа с эпиграммами Пушкина об Александре I

1. Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном: Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал, Зато был фрунтовой профессор! Но фрунт герою надоел - Теперь коллежский он асессор По части иностранных дел!   

2. Властитель слабый и лукавый,         Плешивый щеголь, враг труда,             Нечаянно пригретый славой             Над нами царствовал тогда 2 текста с ошибками «ошибка в документе»  из записок Е.Ф.Комаровского: « Я его беру, и в первую минуту не поверил своим глазам: это была подорожная… Подорожная начиналась: « По указу его императорского величества императора Александра Петровича» и прочее... Я, прочитавши несколько раз, наконец, воскликнул: « Боже мой, какое счастье!».

В чём историческая ошибка?

 Демид Куролесин о Негласном комитете:

«Состав Негласного комитета был очень узок: сам АлександрI, М.М.Сперанский, и А.А.Аракчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внешней и внутренней политике удивительный император ПавелI, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось». -Вы согласны с автором? 

 -Назовите задачи Негласного комитета.  

 Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои  прекрасные начинания?  

 

 Подведение итога урока, комментарий, объявление оценок за работу на уроке.  

Учащиеся приветствуют учителя.

Записывают тему урока в тетрадь и домашнее задание с доски в дневники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступает учащийся с докладом  "АлександрI - воспитание, черты характера".

Класс слушает доклад.

Учащиеся отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

Ответ учащихся. Манифест - это торжественное письменное обращение верховной власти к населению

 

 

 

Амнистия -  частичное или полное освобождение от  судебного наказания

 

 

Учащиеся объединены по парам. Обсуждают высказывания и выражают свою точку зрения по предложенным высказываниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос по изложенному учителем материалу.

 

 

 

Учащиеся читают отрывок.

 

Отвечают на вопрос с опорой на текст.

 

 

 

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

 

 

Записывают в тетрадь. 1801-1803 гг. - деятельность Негласного комитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с кластером, записывают даты в тетрадь.

 

 

 

 

 

Учащиеся читают отрывок из газеты и делают вывод о положении крестьян.

-бесправны;

-объекты купли-продажи;

-относились практически как к животным.

 

 

 

Учащиеся дают оценку решению царя о запрете печати подобных объявлений.

 

На каждой парте раздаточный материал с отрывком.

Изучают и анализируют по вопросам.

 

 

 

 

1. Желание помещика, наделение освобождённых крестьян землёй.

 

2. Освобождённые по указу крестьяне могли перейти, например, в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.

 

3. Свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.

 

4. Реальные результаты изданного указа были незначительны. Выкупиться смогла небольшая доля крестьян. Причина этого состояла в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжёлых финансовых условий выкупа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Неверны как состав Негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-перечисляют задачи

 

 

Нет. Реформы были свёрнуты.

 

 

 

 

 

 

Личностные: -обретение мотивации к изучению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: самостоятельная организация деятельности.

Метапредметные: определение собственного отношения к личности правителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные: формулировать свою точку зрения.

Анализировать исторический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

Предметные: выявляют причинно-следственные связи между условиями выкупа крестьян и количеством людей получивших вольную от своих помещиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: оценивают ключевые события.

Просмотр содержимого документа
«"Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг."»

Технологическая карта урока

Учитель, ОУ: Яковенко Екатерина Борисовна, МБОУ СОШ №37 филиал 1.

Класс: 8

Автор УМК: Данилов А.А.

Тема урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг."

Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I Организационный момент











Актуализация знаний

















II

Изучение нового материала







































































































































































































III

Закрепление


























































Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы приступаете к изучению истории России XIXв. Наше государство в начале столетия было могущественным, однако требовались и преобразования в экономической, политической сферах. ВО многом крепостное право задерживало развитие страны.

В первый год XIX века на российский престол вступил новый император – сын Павла I Александр I (1801 – 1825 гг.). О его внутренней политике сегодня и пойдёт речь на уроке.
"Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах."


В конце урока вам необходимо ответить на вопрос:

- Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои прекрасные начинания?

Сегодня на уроке мы ознакомимся с личностью Александра I. Узнаем о его деятельности в направлении внутренней политики. Выясним какие реформы высших органов власти; народного просвещения были осуществлены в период 1801-1806 гг.

Дадим оценку деятельность правителя.
Научимся давать оценку началу деятельности царя.


Внимательно выслушаем доклад, который подготовил один из ваших одноклассников и ответим на вопрос:

"Какие черты характера АлександраI, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?"








I. Портрет АлександраI

  При восшествии на престол издал манифест - Что такое манифест?

В манифесте говорилось, что он обещал управлять « по законам и по сердцу Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины».  

Учащиеся смотрят отрывок видофильма и отвечают на вопрос:
Что было сделано в первые годы с царствования Александра I?



В ходе «Мозгового штурма» вы в парах обсудите и проанализируете высказывания известных людей об Александре I Работа с высказываниями об Александре I 
1. «Он всё делает наполовину» ( М. М. Сперанский).   
2. «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остёр как бритва, фальшив как пена морская» (шведский 
дипломат Лагербильке).
 
-  В современном обществе эти черты характера актуальны?  
3. «Республиканец на словах и самодержец на деле». (А. И. Тургенев).


- Республика -  форма правления, при которой государственная
власть принадлежит выбранным людям. 
Либерализм – течение объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод и свободы
предпринимательства.   Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский
политик Ф. С. Лагарп, приверженец либерализма.     Известный писатель Иван Андреевич Крылов о  воспитании императора написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Отрывок этой басни  у вас на столах, зачитайте вслух и  ответьте на вопрос: «Чему научил Лагарп Александра?»  


Тут ахнул царь и весь звериный свет;  Повесил головы Совет,

Лев-старик поздненько спохватился,  Что Львенок пустякам учился

 И не добро он говорит;

 Что пользы нет большой тому,

знать птичий быт,

Кого зверьми владеть поставила природа;

 И что важнейшая наука для царей:  Знать свойства своего народа

 И выгоды земли своей.  


Итак, каким же он перед нами предстал?



II "Негласный комитет" 

В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу».  Как вы понимаете эту цитату? Так в 1801 году он создал «Негласный комитет» своеобразное «теневое правительство». В его состав входило 4 человека, с которыми он
воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А.
Чарторыйский, В.П. Кочубей. Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований об отмене крепостного права, о введении Конституции а результатом – ограничение самодержавия. Итог: Деятельность Негласного комитета оказалась бесплодной и в  1803 он прекратил своё существование 


III Начало царствования.

С помощью кластера рассмотрим преобразования Александра I  

 1. Указы  Жалованная грамота дворянству –восстанавливал её в полном объёме и Жалованная грамота городам 

2.  1801 г- было разрешено покупать незаселённые земли лицам недворянского происхождения

 3. 1802 г.- коллегии преобразуются в 8 министерств.  


Многое нам может рассказать и такой исторический источник, как газета. Давайте изучим отрывок из периодической печати и проанализируем положение крестьян в рассматриваемый период.


Работа с объявлениями нач. XIXв.

1. «Продаются кровные жеребцы, при  них кучер и конюх».

2. «Продаётся свора собак и при них доезжачий».

- Как объявления характеризуют  отношения дворян к крепостным? 





4.  Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых. -  Дайте оценку решению  царя о запрете печатать подобные объявления. 


5. 1803 г – указ о вольных хлебопашцах.

Работа с историческим документом.

Изучим отрывок из указа о вольных хлебопашцах и проанализируем его содержание. Анализ по следующим вопросам:


1. Назовите условие необходимое для освобождение.




2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?








3. Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?





4. Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.















Закрепление проходит в виде викторины. 
1. Работа с эпиграммами Пушкина об Александре I

1. Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел -
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!   


2. Властитель слабый и лукавый,        
Плешивый щеголь, враг труда,            
Нечаянно пригретый славой            
Над нами царствовал тогда 2 текста с ошибками «ошибка в документе»  из записок Е.Ф.Комаровского: « Я его беру, и в первую минуту не поверил своим глазам: это была подорожная…
Подорожная начиналась: « По указу его императорского величества императора
Александра Петровича» и прочее... Я, прочитавши несколько раз, наконец, воскликнул: « Боже мой, какое
счастье!».

В чём историческая ошибка?

 Демид Куролесин о Негласном комитете:

«Состав Негласного комитета был очень узок: сам АлександрI, М.М.Сперанский, и А.А.Аракчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внешней и внутренней
политике удивительный император ПавелI, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось». -Вы согласны с автором? 

 -Назовите задачи Негласного комитета.  

Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои 
прекрасные начинания?  



Подведение итога урока, комментарий, объявление оценок за работу на уроке.  

Учащиеся приветствуют учителя.

Записывают тему урока в тетрадь и домашнее задание с доски в дневники.









































Выступает учащийся с докладом "АлександрI - воспитание, черты характера".

Класс слушает доклад.

Учащиеся отвечают на вопрос.






Ответ учащихся. Манифест - это торжественное письменное обращение верховной власти к населению




Амнистия -  частичное или полное освобождение от  судебного наказания



Учащиеся объединены по парам. Обсуждают высказывания и выражают свою точку зрения по предложенным высказываниям.



































Отвечают на вопрос по изложенному учителем материалу.







Учащиеся читают отрывок.



Отвечают на вопрос с опорой на текст.







Учащиеся высказывают свою точку зрения.





Записывают в тетрадь. 1801-1803 гг. - деятельность Негласного комитета.



















Работают с кластером, записывают даты в тетрадь.











Учащиеся читают отрывок из газеты и делают вывод о положении крестьян.

-бесправны;

-объекты купли-продажи;

-относились практически как к животным.




Учащиеся дают оценку решению царя о запрете печати подобных объявлений.


На каждой парте раздаточный материал с отрывком.

Изучают и анализируют по вопросам.





1. Желание помещика, наделение освобождённых крестьян землёй.


2. Освобождённые по указу крестьяне могли перейти, например, в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.


3. Свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.


4. Реальные результаты изданного указа были незначительны. Выкупиться смогла небольшая доля крестьян. Причина этого состояла в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжёлых финансовых условий выкупа.




































-Неверны как состав Негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ним.










-перечисляют задачи



Нет. Реформы были свёрнуты.









Личностные: -обретение мотивации к изучению нового материала.













































Предметные: самостоятельная организация деятельности.

Метапредметные: определение собственного отношения к личности правителя.



















Метапредметные: формулировать свою точку зрения.

Анализировать исторический материал.





































Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



























































Метапредметные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие.













Предметные: выявляют причинно-следственные связи между условиями выкупа крестьян и количеством людей получивших вольную от своих помещиков.































































































Предметные: оценивают ключевые события.



Методический комментарий: _______________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!