I Организационный момент
Актуализация знаний
II
Изучение нового материала
III
Закрепление
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы приступаете к изучению истории России XIXв. Наше государство в начале столетия было могущественным, однако требовались и преобразования в экономической, политической сферах. ВО многом крепостное право задерживало развитие страны.
В первый год XIX века на российский престол вступил новый император – сын Павла I Александр I (1801 – 1825 гг.). О его внутренней политике сегодня и пойдёт речь на уроке.
"Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах."
В конце урока вам необходимо ответить на вопрос:
- Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои прекрасные начинания?
Сегодня на уроке мы ознакомимся с личностью Александра I. Узнаем о его деятельности в направлении внутренней политики. Выясним какие реформы высших органов власти; народного просвещения были осуществлены в период 1801-1806 гг.
Дадим оценку деятельность правителя.
Научимся давать оценку началу деятельности царя.
Внимательно выслушаем доклад, который подготовил один из ваших одноклассников и ответим на вопрос:
"Какие черты характера АлександраI, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?"
I. Портрет АлександраI
При восшествии на престол издал манифест - Что такое манифест?
В манифесте говорилось, что он обещал управлять « по законам и по сердцу Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины».
Учащиеся смотрят отрывок видофильма и отвечают на вопрос:
Что было сделано в первые годы с царствования Александра I?
В ходе «Мозгового штурма» вы в парах обсудите и проанализируете высказывания известных людей об Александре I Работа с высказываниями об Александре I
1. «Он всё делает наполовину» ( М. М. Сперанский).
2. «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остёр как бритва, фальшив как пена морская» (шведский
дипломат Лагербильке).
- В современном обществе эти черты характера актуальны?
3. «Республиканец на словах и самодержец на деле». (А. И. Тургенев).
- Республика - форма правления, при которой государственная
власть принадлежит выбранным людям.
Либерализм – течение объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод и свободы
предпринимательства. Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский
политик Ф. С. Лагарп, приверженец либерализма. Известный писатель Иван Андреевич Крылов о воспитании императора написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Отрывок этой басни у вас на столах, зачитайте вслух и ответьте на вопрос: «Чему научил Лагарп Александра?»
Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет,
Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился
И не добро он говорит;
Что пользы нет большой тому,
знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа;
И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа
И выгоды земли своей.
Итак, каким же он перед нами предстал?
II "Негласный комитет"
В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Как вы понимаете эту цитату? Так в 1801 году он создал «Негласный комитет» своеобразное «теневое правительство». В его состав входило 4 человека, с которыми он
воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А.
Чарторыйский, В.П. Кочубей. Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований об отмене крепостного права, о введении Конституции а результатом – ограничение самодержавия. Итог: Деятельность Негласного комитета оказалась бесплодной и в 1803 он прекратил своё существование
III Начало царствования.
С помощью кластера рассмотрим преобразования Александра I
1. Указы Жалованная грамота дворянству –восстанавливал её в полном объёме и Жалованная грамота городам
2. 1801 г- было разрешено покупать незаселённые земли лицам недворянского происхождения
3. 1802 г.- коллегии преобразуются в 8 министерств.
Многое нам может рассказать и такой исторический источник, как газета. Давайте изучим отрывок из периодической печати и проанализируем положение крестьян в рассматриваемый период.
Работа с объявлениями нач. XIXв.
1. «Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».
2. «Продаётся свора собак и при них доезжачий».
- Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?
4. Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых. - Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.
5. 1803 г – указ о вольных хлебопашцах.
Работа с историческим документом.
Изучим отрывок из указа о вольных хлебопашцах и проанализируем его содержание. Анализ по следующим вопросам:
1. Назовите условие необходимое для освобождение.
2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?
3. Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?
4. Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.
Закрепление проходит в виде викторины.
1. Работа с эпиграммами Пушкина об Александре I
1. Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел -
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
2. Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда 2 текста с ошибками «ошибка в документе» из записок Е.Ф.Комаровского: « Я его беру, и в первую минуту не поверил своим глазам: это была подорожная…
Подорожная начиналась: « По указу его императорского величества императора
Александра Петровича» и прочее... Я, прочитавши несколько раз, наконец, воскликнул: « Боже мой, какое
счастье!».
В чём историческая ошибка?
Демид Куролесин о Негласном комитете:
«Состав Негласного комитета был очень узок: сам АлександрI, М.М.Сперанский, и А.А.Аракчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внешней и внутренней
политике удивительный император ПавелI, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось». -Вы согласны с автором?
-Назовите задачи Негласного комитета.
Удалось ли молодому императору воплотить в жизнь свои
прекрасные начинания?
Подведение итога урока, комментарий, объявление оценок за работу на уроке.
|
Учащиеся приветствуют учителя.
Записывают тему урока в тетрадь и домашнее задание с доски в дневники.
Выступает учащийся с докладом "АлександрI - воспитание, черты характера".
Класс слушает доклад.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Ответ учащихся. Манифест - это торжественное письменное обращение верховной власти к населению
Амнистия - частичное или полное освобождение от судебного наказания
Учащиеся объединены по парам. Обсуждают высказывания и выражают свою точку зрения по предложенным высказываниям.
Отвечают на вопрос по изложенному учителем материалу.
Учащиеся читают отрывок.
Отвечают на вопрос с опорой на текст.
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Записывают в тетрадь. 1801-1803 гг. - деятельность Негласного комитета.
Работают с кластером, записывают даты в тетрадь.
Учащиеся читают отрывок из газеты и делают вывод о положении крестьян.
-бесправны;
-объекты купли-продажи;
-относились практически как к животным.
Учащиеся дают оценку решению царя о запрете печати подобных объявлений.
На каждой парте раздаточный материал с отрывком.
Изучают и анализируют по вопросам.
1. Желание помещика, наделение освобождённых крестьян землёй.
2. Освобождённые по указу крестьяне могли перейти, например, в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.
3. Свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.
4. Реальные результаты изданного указа были незначительны. Выкупиться смогла небольшая доля крестьян. Причина этого состояла в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжёлых финансовых условий выкупа.
-Неверны как состав Негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ним.
-перечисляют задачи
Нет. Реформы были свёрнуты.
|
Личностные: -обретение мотивации к изучению нового материала.
Предметные: самостоятельная организация деятельности.
Метапредметные: определение собственного отношения к личности правителя.
Метапредметные: формулировать свою точку зрения.
Анализировать исторический материал.
Метапредметные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие.
Предметные: выявляют причинно-следственные связи между условиями выкупа крестьян и количеством людей получивших вольную от своих помещиков.
Предметные: оценивают ключевые события.
|