СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Моя Хакасия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Хакасия" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Моя Хакасия"»



Программа по курсу «Моя Хакасия»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.Н. Балгазиной «История, культура и литература родного края», федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.

При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:

Авторская программа А.Н. Балгазиной «культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы). Абакан 2000г. – 28с.

Цель курса – развитие интереса к истории и культуре Хакасии, создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность, формирование общекультурных компетенций, развитие творческих способностей школьников, воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу, Отечеству, начиная с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;

Задачи учебного предмета:

1. Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств).

3. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощенной карте-схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками.

Учебный предмет «Родной край - Хакасия» отличается от традиционных предметов высокой эмоциональностью, приподнятостью, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к родному краю как среде обитания. Содействует формирова­нию образа города, села, района, республики.

Общая характеристика учебного предмета

Общеизвестно, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего родного края как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации учащегося.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса в 4 классе – 1 час, всего 34 часа.

Изменения в программу не внесены.

Программа обеспечена:

Методическими рекомендациями для учителей начальных классов А.Н.Балгазиной, Абакан, 2008.

Учебником «Моя Хакасия». А. П. Балгазина, Абакан: «Хакасское книжное издательство», 2001. Программой курса «Культура, литература и история родного края», А.Н.Балгазина, Абакан, 2000г.

Ценностные ориентиры содержания курса «История и культура родного края»

Ученик на доступном лично для него уровне осознает важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром. Жизнь родного края в древности, в предыдущие столетия, несомненно, вызывает интерес у детей. Однако в силу возрастных познавательных возможностей учащиеся начальных классов не могут оценить значимость исторических процессов (событий), происходивших на территории родного края, в контексте истории и культуры России. Отстраненные от учащихся во времени процессы не становятся для него личностно значимым. В данном случае понятие «родной край» сужается до понятия «город, в котором яживу», «деревня, в которой я живу».

Учебный предмет органично вписывается в образовательную программу начальной школы, т.к. способствует не только познанию окружающего мира, но и решает дидактические задачи, содействует развитию учащихся.

У них складывается целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных уголках своего родного края, общее представление обо всём мире.

Эффективность восприятия изучаемых объектов и развитие образного мышления значительно возрастает при сочетании иллюстративной наглядности, поэтизированного, сказочного описания и музыкального сопровождения.

На уроках возможно использование сказочных героев, что привлекает внимание учащихся, придает нетрадиционность уроку (приоткрывает «чудеса» родного края), пробуждает познавательный интерес, а также способствует решению некоторых дидактических задач.

Для овладения содержанием учебного предмета необходимо овладение понятийным аппаратом. Использую традиционные для начальной школы приемы, которым необходимо научить:

  • правильно произносить и писать названия изучаемых предметов или объектов;

  • осознанно воспринимать понятия и термины (содействует игра «Узнай меня»);

  • освоить понятия и правильно написать их с помощью кроссвордов, ребусов;

  • приему оживлять или составлять рассказы, а также разговор сживым объектом.

Важно, чтобы учащиеся узнавали изученные объекты.

В работе использую сочетание разнообразной наглядности в виде аппликаций, фотографий, слайдов, видеофильмов, справочной литературы и обязательно «живых» объектов.

Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4-й класс –34 (1 час в неделю)

Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия. Административное деление.

Национальный состав. Исторические достопримечательности Республики Хакасия.

Государственные праздники. Особенности труда людей родного края.

Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озёра и водоёмы. Погода в Хакасии.

Географические легенды. Топонимика. Взаимовлияние человека и природы. Поэтический

образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии. Заповедные места земли хакасской.

Культура Хакасии. Древние образы в народном искусстве. Декоративно – прикладное творчество. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители. История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики. Музеи, театры.

Распределение по темам:

Модули

Количество

часов

Примечания


1. Географический:

Республика Хакасия;

административное деление;

национальный состав;

достопримечательности;

государственные праздники

10

Часы распределены с учётом

экскурсий и выполнения

практических и творческих

работ

2. Природа Хакасии:

рельеф; погода; географические легенды;

топонимика; поэты, художники, композиторы о Земле хакасской

10

3. Декоративно – прикладное творчество

12

4. Музеи и театры

2

Главная задача воспитания младших школьников — это формированиеначал нравственной культуры по отношению к природе и обществу;

- грамотного и искреннего отношения младшего школьника к окружающей его природе и миру;

- понимания им своего места в мире живого и неживого;

- установление личного влияния каждого на окружающую природу и мир;

- создание предпосылок для понимания необходимости бережногои доброго отношения к людям как к части живой природы и мира.

Гармония образа и слова, познание умом и сердцем - это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру. Задача учителя - открыть перед учащимися образ родной земли, красоту природы. Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.

Такие знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Поскольку главная целевая установка учебного предмета - содействовать осознанному взаимодействию с окружающим миром, учащиеся должны не только узнавать изученные объекты, но и понимать их важность.



Тематическое планирование по курсу «Моя Хакасия»

(Всего 34 часа, 1 час в неделю.)


Содержание

Час

Цель

Объекты изучения

1.

Республика Хакасия.

Образование Республики Хакасия

2 ч


Познакомить с основными этапами исторического развития региона, социально значимые события и личности

Этапы

исторического

развития Хакасии


2.

Административное

деление. Национальный

состав


2 ч

Познакомить с административным

делением и национальным составом РХ; формирование толерантности к людям разных национальностей,

проживающих в республике

Административное

деление своей местности


3.

Исторические

Достопримечательности РХ


2 ч

Познакомить с памятниками древностей РХ


Каменные бабы, курганы, чаатас, древние оросительные каналы, древние крепости, письмена далеких предков, памятные скалы, надписи на предметах

4.

Государственные

праздники



2 ч

Познакомить с традиционными

праздниками РХ; развивать коммуникативные способности учащихся

День республики


5.

Особенности труда

людей родного края


2 ч

Познакомить с особенностями социально экономического развития РХ, связанные с ним особенности труда людей родного края; прививать чувство гордости за труд людей родного края

Профессии людей, связанные с социально-экономическими

условиями родного края и с

особенностями своей местности

6.

Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи,

озера и водоемы

2 ч

Познакомить с природными поясами Хакасии; определение каждым своего местожительства по особенностям природных поясов

Горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы в условиях своей местности


7.

Погода в Хакасии.

Географические

легенды. Топонимика

2 ч

Познакомить с погодой в Хакасии; выявление характерных особенностей климата республики

Погода в Хакасии по временам года

8.

Взаимовлияние

человека и природы


2 ч

Приобщение детей к экологическому равновесию между человеком и природой; формировать экологическое сознание через традиционное

отношение к природе, заложенное в

традиционном мировоззрении

Объекты культурного

взаимовлияния человека с

природой в условиях своей

местности

9.

Поэтический образ

природы в творчестве

поэтов, художников,

композиторов Хакасии



2 ч

Познакомить с поэтическим изображением природы родного края, использованные поэтами, художниками, композиторами; способствовать восприятию особенностей эпитетов, метафор, олицетворений в стихотворных

произведениях

Произведения устного народного творчества, поэтов и писателей, художников и композиторов (по выбору)


10.

Заповедные места земли хакасской

2 ч

Познакомить с заповедными местами РХ


Один из ближайших к местности объектов заповедника

11.

Культура Хакасии



2 ч

Познакомить с культурой Хакасии; акцентировать внимание на культурных объектах республики;

приобщить учащихся к культурной жизни республики

Культурно-досуговые

учреждения, библиотеки, сеть

учреждений дополнительного

образования детей, профессиональное искусство,

музейная сеть своей местности

12.

Древние образы в

народном искусстве


2 ч

Познакомить с древними образами, отраженными в народном мировоззрении

Антропоморфные изображения. Мир животных

13.

Декоративно-

прикладное творчество. Изобразительное

искусство




2 ч

Познакомить с традиционным

изобразительным искусством хакасского народа; его олицетворение в традициях, в устном народном творчестве, а также в творчестве поэтов, художников и композиторов. Познакомить с самобытным народным искусством как единым целым с другими видами декоративного и прикладного искусства хакасов.

Антропоморфные изображения. Мир животных (по выбору).

Аппликация элементов

декоративно-прикладного

творчества (абдыра)


14

Музыкальное искусство


2 ч

Познакомить с особенностями хакасского музыкального искусства; прививать любовь к музыке, к исполнительскому искусству на народных инструментах

Исполнители (по выбору)


15

Поэты и писатели

Хакасии

Художники,

композиторы,

исполнители

2 ч


Познакомить с жизнью и творчеством поэтов и писателей

Познакомить с жизнью и творчеством художников, композиторов, исполнителей Хакасии

В.Г. Майнашев, М.Р. Баинов, И.М. Костяков или др. (по выбору)А.Л.Ултургашев, Г.Г. Танбаев, Л.А. Арыштаева и др. (по выбору)

16

История родного края в народном искусстве, в памятниках и

достопримечательностях республики

2 ч

Познакомить с памятниками народного искусства, достопримечательностями

республики

Люди, улицы, село или город своей местности


17

Музеи, театры


2 ч

Познакомить с музеями и театрами РХ; формировать нравственную и

гражданскую позицию школьников

Ведущие творческие

коллективы (по выбору)


Результаты изучения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание

Дата план

Дата факт




1 четверть (8 ч)


1

05.09


Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия.


2

12.09


Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия.


3

19.09


Административное деление. Национальный состав.


4

26.09


Административное деление. Национальный состав.


5

03.10


Исторические достопримечательности РХ.


6

10.10


Исторические достопримечательности РХ.


7

17.10


Государственные праздники.


8

24.10


Государственные праздники.





2 четверть(8 ч)


9

07.11


Особенности труда людей родного края.


10

14.11


Особенности труда людей родного края.


11

21.11


Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи,

озера и водоемы.


12

28.11


Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи,

озера и водоемы.


13

05.12


Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика.


14

12.12


Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика.


15

19.12


Взаимовлияние человека и природы.


16

26.12


Взаимовлияние человека и природы.





3 четверть(10 ч)


17

16.01


Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии.


18

23.01


Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии.


19

30.01


Заповедные места земли хакасской.


20

06.02


Заповедные места земли хакасской.


21

13.02


Культура Хакасии.


22

20.02


Культура Хакасии.


23

27.02


Древние образы в народном искусстве.


24

06.03


Древние образы в народном искусстве.


25

13.03


Декоративно-прикладное творчество. Изобразительное искусство.


26

20.03


Декоративно-прикладное творчество. Изобразительное искусство.





4 четверть (8 ч)


27

03.04


Музыкальное искусство.


28

10.04


Музыкальное искусство.


29

17.04


Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители.


30

24.04


Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители.


31

08.05


История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики.


32

15.05


История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики.


33

22.05


Музеи, театры.


34

25.05


Музеи, театры.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!