Программа по курсу «Моя Хакасия»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.Н. Балгазиной «История, культура и литература родного края», федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:
Авторская программа А.Н. Балгазиной «культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы). Абакан 2000г. – 28с.
Цель курса – развитие интереса к истории и культуре Хакасии, создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность, формирование общекультурных компетенций, развитие творческих способностей школьников, воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной культуре, к родному городу, Отечеству, начиная с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;
Задачи учебного предмета:
1. Способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания и необходимости грамотного воздействия человека с краем; об уникальности, неповторимости Хакасии; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии.
2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств).
3. Начать формирование краеведческих умений: ориентироваться по упрощенной карте-схеме родного края; пользоваться краеведческими справочниками.
Учебный предмет «Родной край - Хакасия» отличается от традиционных предметов высокой эмоциональностью, приподнятостью, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к родному краю как среде обитания. Содействует формированию образа города, села, района, республики.
Общая характеристика учебного предмета
Общеизвестно, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего родного края как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации учащегося.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса в 4 классе – 1 час, всего 34 часа.
Изменения в программу не внесены.
Программа обеспечена:
Методическими рекомендациями для учителей начальных классов А.Н.Балгазиной, Абакан, 2008.
Учебником «Моя Хакасия». А. П. Балгазина, Абакан: «Хакасское книжное издательство», 2001. Программой курса «Культура, литература и история родного края», А.Н.Балгазина, Абакан, 2000г.
Ценностные ориентиры содержания курса «История и культура родного края»
Ученик на доступном лично для него уровне осознает важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром. Жизнь родного края в древности, в предыдущие столетия, несомненно, вызывает интерес у детей. Однако в силу возрастных познавательных возможностей учащиеся начальных классов не могут оценить значимость исторических процессов (событий), происходивших на территории родного края, в контексте истории и культуры России. Отстраненные от учащихся во времени процессы не становятся для него личностно значимым. В данном случае понятие «родной край» сужается до понятия «город, в котором яживу», «деревня, в которой я живу».
Учебный предмет органично вписывается в образовательную программу начальной школы, т.к. способствует не только познанию окружающего мира, но и решает дидактические задачи, содействует развитию учащихся.
У них складывается целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных уголках своего родного края, общее представление обо всём мире.
Эффективность восприятия изучаемых объектов и развитие образного мышления значительно возрастает при сочетании иллюстративной наглядности, поэтизированного, сказочного описания и музыкального сопровождения.
На уроках возможно использование сказочных героев, что привлекает внимание учащихся, придает нетрадиционность уроку (приоткрывает «чудеса» родного края), пробуждает познавательный интерес, а также способствует решению некоторых дидактических задач.
Для овладения содержанием учебного предмета необходимо овладение понятийным аппаратом. Использую традиционные для начальной школы приемы, которым необходимо научить:
правильно произносить и писать названия изучаемых предметов или объектов;
осознанно воспринимать понятия и термины (содействует игра «Узнай меня»);
освоить понятия и правильно написать их с помощью кроссвордов, ребусов;
приему оживлять или составлять рассказы, а также разговор сживым объектом.
Важно, чтобы учащиеся узнавали изученные объекты.
В работе использую сочетание разнообразной наглядности в виде аппликаций, фотографий, слайдов, видеофильмов, справочной литературы и обязательно «живых» объектов.
Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4-й класс –34 (1 час в неделю)
Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия. Административное деление.
Национальный состав. Исторические достопримечательности Республики Хакасия.
Государственные праздники. Особенности труда людей родного края.
Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озёра и водоёмы. Погода в Хакасии.
Географические легенды. Топонимика. Взаимовлияние человека и природы. Поэтический
образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии. Заповедные места земли хакасской.
Культура Хакасии. Древние образы в народном искусстве. Декоративно – прикладное творчество. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители. История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики. Музеи, театры.
Распределение по темам:
Модули | Количество часов | Примечания |
1. Географический: Республика Хакасия; административное деление; национальный состав; достопримечательности; государственные праздники | 10 | Часы распределены с учётом экскурсий и выполнения практических и творческих работ |
2. Природа Хакасии: рельеф; погода; географические легенды; топонимика; поэты, художники, композиторы о Земле хакасской | 10 |
3. Декоративно – прикладное творчество | 12 |
4. Музеи и театры | 2 |
Главная задача воспитания младших школьников — это формированиеначал нравственной культуры по отношению к природе и обществу;
- грамотного и искреннего отношения младшего школьника к окружающей его природе и миру;
- понимания им своего места в мире живого и неживого;
- установление личного влияния каждого на окружающую природу и мир;
- создание предпосылок для понимания необходимости бережногои доброго отношения к людям как к части живой природы и мира.
Гармония образа и слова, познание умом и сердцем - это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру. Задача учителя - открыть перед учащимися образ родной земли, красоту природы. Определить то, что изумляет их, объяснить истоки, первые ручейки красоты.
Такие знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Поскольку главная целевая установка учебного предмета - содействовать осознанному взаимодействию с окружающим миром, учащиеся должны не только узнавать изученные объекты, но и понимать их важность.
Тематическое планирование по курсу «Моя Хакасия»
(Всего 34 часа, 1 час в неделю.)
№ | Содержание | Час | Цель | Объекты изучения |
1. | Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия | 2 ч | Познакомить с основными этапами исторического развития региона, социально значимые события и личности | Этапы исторического развития Хакасии |
2. | Административное деление. Национальный состав | 2 ч | Познакомить с административным делением и национальным составом РХ; формирование толерантности к людям разных национальностей, проживающих в республике | Административное деление своей местности |
3. | Исторические Достопримечательности РХ | 2 ч | Познакомить с памятниками древностей РХ | Каменные бабы, курганы, чаатас, древние оросительные каналы, древние крепости, письмена далеких предков, памятные скалы, надписи на предметах |
4. | Государственные праздники | 2 ч | Познакомить с традиционными праздниками РХ; развивать коммуникативные способности учащихся | День республики |
5. | Особенности труда людей родного края | 2 ч | Познакомить с особенностями социально экономического развития РХ, связанные с ним особенности труда людей родного края; прививать чувство гордости за труд людей родного края | Профессии людей, связанные с социально-экономическими условиями родного края и с особенностями своей местности |
6. | Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы | 2 ч | Познакомить с природными поясами Хакасии; определение каждым своего местожительства по особенностям природных поясов | Горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы в условиях своей местности |
7. | Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика | 2 ч | Познакомить с погодой в Хакасии; выявление характерных особенностей климата республики | Погода в Хакасии по временам года |
8. | Взаимовлияние человека и природы | 2 ч | Приобщение детей к экологическому равновесию между человеком и природой; формировать экологическое сознание через традиционное отношение к природе, заложенное в традиционном мировоззрении | Объекты культурного взаимовлияния человека с природой в условиях своей местности |
9. | Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии | 2 ч | Познакомить с поэтическим изображением природы родного края, использованные поэтами, художниками, композиторами; способствовать восприятию особенностей эпитетов, метафор, олицетворений в стихотворных произведениях | Произведения устного народного творчества, поэтов и писателей, художников и композиторов (по выбору) |
10. | Заповедные места земли хакасской | 2 ч | Познакомить с заповедными местами РХ | Один из ближайших к местности объектов заповедника |
11. | Культура Хакасии | 2 ч | Познакомить с культурой Хакасии; акцентировать внимание на культурных объектах республики; приобщить учащихся к культурной жизни республики | Культурно-досуговые учреждения, библиотеки, сеть учреждений дополнительного образования детей, профессиональное искусство, музейная сеть своей местности |
12. | Древние образы в народном искусстве | 2 ч | Познакомить с древними образами, отраженными в народном мировоззрении | Антропоморфные изображения. Мир животных |
13. | Декоративно- прикладное творчество. Изобразительное искусство | 2 ч | Познакомить с традиционным изобразительным искусством хакасского народа; его олицетворение в традициях, в устном народном творчестве, а также в творчестве поэтов, художников и композиторов. Познакомить с самобытным народным искусством как единым целым с другими видами декоративного и прикладного искусства хакасов. | Антропоморфные изображения. Мир животных (по выбору). Аппликация элементов декоративно-прикладного творчества (абдыра) |
14 | Музыкальное искусство | 2 ч | Познакомить с особенностями хакасского музыкального искусства; прививать любовь к музыке, к исполнительскому искусству на народных инструментах | Исполнители (по выбору) |
15 | Поэты и писатели Хакасии Художники, композиторы, исполнители | 2 ч | Познакомить с жизнью и творчеством поэтов и писателей Познакомить с жизнью и творчеством художников, композиторов, исполнителей Хакасии | В.Г. Майнашев, М.Р. Баинов, И.М. Костяков или др. (по выбору)А.Л.Ултургашев, Г.Г. Танбаев, Л.А. Арыштаева и др. (по выбору) |
16 | История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики | 2 ч | Познакомить с памятниками народного искусства, достопримечательностями республики | Люди, улицы, село или город своей местности |
17 | Музеи, театры | 2 ч | Познакомить с музеями и театрами РХ; формировать нравственную и гражданскую позицию школьников | Ведущие творческие коллективы (по выбору) |
Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
Дата план | Дата факт |
| | | 1 четверть (8 ч) | |
1 | 05.09 | | Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия. | |
2 | 12.09 | | Республика Хакасия. Образование Республики Хакасия. | |
3 | 19.09 | | Административное деление. Национальный состав. | |
4 | 26.09 | | Административное деление. Национальный состав. | |
5 | 03.10 | | Исторические достопримечательности РХ. | |
6 | 10.10 | | Исторические достопримечательности РХ. | |
7 | 17.10 | | Государственные праздники. | |
8 | 24.10 | | Государственные праздники. | |
| | | 2 четверть(8 ч) | |
9 | 07.11 | | Особенности труда людей родного края. | |
10 | 14.11 | | Особенности труда людей родного края. | |
11 | 21.11 | | Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы. | |
12 | 28.11 | | Природа Хакасии: горы и равнины, леса и степи, озера и водоемы. | |
13 | 05.12 | | Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика. | |
14 | 12.12 | | Погода в Хакасии. Географические легенды. Топонимика. | |
15 | 19.12 | | Взаимовлияние человека и природы. | |
16 | 26.12 | | Взаимовлияние человека и природы. | |
| | | 3 четверть(10 ч) | |
17 | 16.01 | | Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии. | |
18 | 23.01 | | Поэтический образ природы в творчестве поэтов, художников, композиторов Хакасии. | |
19 | 30.01 | | Заповедные места земли хакасской. | |
20 | 06.02 | | Заповедные места земли хакасской. | |
21 | 13.02 | | Культура Хакасии. | |
22 | 20.02 | | Культура Хакасии. | |
23 | 27.02 | | Древние образы в народном искусстве. | |
24 | 06.03 | | Древние образы в народном искусстве. | |
25 | 13.03 | | Декоративно-прикладное творчество. Изобразительное искусство. | |
26 | 20.03 | | Декоративно-прикладное творчество. Изобразительное искусство. | |
| | | 4 четверть (8 ч) | |
27 | 03.04 | | Музыкальное искусство. | |
28 | 10.04 | | Музыкальное искусство. | |
29 | 17.04 | | Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители. | |
30 | 24.04 | | Поэты и писатели Хакасии. Художники, композиторы, исполнители. | |
31 | 08.05 | | История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики. | |
32 | 15.05 | | История родного края в народном искусстве, в памятниках и достопримечательностях республики. | |
33 | 22.05 | | Музеи, театры. | |
34 | 25.05 | | Музеи, театры. | |
18