СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Маленькие химики" 4 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Маленькие химики" 4 класс»






Пояснительная записка


Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем.

Предлагаемая программа позволяет несколько откорректировать школьный курс химии , восполнить пробелы, связанные с недостатком времени на уроках, повысить мотивацию к изучению предмета.

В процессе занятий по данному курсу учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания.

Основные методы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка презентаций, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: лекции, беседы, экскурсии, лабораторные работы, викторины, игры, Ожидаемые результаты:

знать

• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

• сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования

  • перечень профессий, в которых особо важна химия

  • характер воздействия на организм средств гигиены и декоративной косметики

  • технику безопасности обращения с бытовыми химикатами

  • правила выведения пятен различного происхождения с одежды

• правила экономного расходования реактивов;

• порядок организации своего рабочего места;

уметь:

• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;

• осуществлять кристаллизацию, выпаривание,

• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;

• организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;

• работать в сотрудничестве с членами группы

• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

Целью программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту

Задачи программы:

Обучающие:

-формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

-продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели.

- на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность.

Воспитательные:

Вызвать интерес к изучаемому предмету, заставить задуматься о будущей профессии.

Программа кружка «Маленькие химики» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34часа (1 занятие по 1 в неделю).

   Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

   Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

В результате проведения данного занятия формируются УУД

а)регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,

- учиться работать по предложенному учителем плану

- высказывать свою версию

б) познавательные:

- учиться добывать новые знания:

- находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования;

- умение наблюдать и делать самостоятельные выводы

- делать выводы в результате совместной работы;

в) коммуникативные:

- умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе,

-умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

- уважительно относиться к позиции другого.

Личностные:

-развитие познавательных интересов.











Тематическое планирование

Тема

№ по порядку, дата проведения

По программе/факт дата

Всего часов

В том числе

Результаты ууд

Форма занятий. Демонстрации и практические работы.

теория

практика

Приёмы обращения с веществами и оборудованием (7 часов)

Вводное занятие.

1

4.09.

1

1


Учится добывать новые знания.

Лекция с демонстрацией эффектных опытов


Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

2

11.09

1

1


умение понимать и слушать речь других.


Игра по технике безопасности

Знакомство с лабораторным

оборудованием.

3

18.09.

1



делать выводы в результате совместной работы.

Ознакомление учащихся с видами

лабораторного оборудования, правилами его использования

Нагревательные приборы и пользование ими.

4

25.09.

1


1

развитие познавательных интересов.


Практическая работа№1.

Использование нагревательных приборов.

Взвешивание, фильтрование

5

2.10.

1


1

делать выводы в результате совместной работы.

Практическая работа№2.

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

Выпаривание и кристаллизация


6

9.10.

1


1

делать выводы в результате совместной работы.

Практическая работа№3.

Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

7

16.10.

1


1

делать выводы в результате совместной работы.

Практическая работа№4

Приготовление растворов веществ.

Химия вокруг нас (21 часов)

Самое удивительное на планете вещество-вода

8,9

23.10.-30.10.

2

1

1

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Физические, химические и биологические свойства воды.

Практическая работа№5.

Обычные и необычные свойства воды

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

10,11

13.11-20.11.

2


2

умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;


Показ демонстрационных опытов

Стирка по-научному

12,13

27.11-04.12.

2

1

1

учиться работать в группе,

Разновидности моющих средств, правила

их использования, воздействие на организм человека

Химик в парикмахерской

14,15

11.12-18.12

2

2


умение наблюдать и делать самостоятельные выводы


Беседа с приглашением специалиста. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?

Урок чистоты и здоровья

16,17

25.12-15.01.16.

2

1

1

умение наблюдать и делать самостоятельные выводы


Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д.

Салон красоты

18,19

22-01.-29.01.

2

1

1

высказывать свою версию


Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов

Химия в кастрюльке

20,21

5.02-12.02.

2

1

1

умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе

Что происходит в кастрюльке? Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас.

Всегда ли права реклама?

22,23

19.02-26.02.

2

1

1

высказывать свою версию


Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных

Химия в быту.

24,25

4.03.-11.03.

2

1

1

умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе

Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.


Вам поможет химия

26,27,28

18.03.-1.04-08.04.

3

1

2

находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования;

Практическая работа№6.

Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других

Практическая работа№7.

Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д.


Химия и профессии связанные с ним (6 часов)

Обзор профессий, требующих знания химии


29,30

15.04-22.04.

2

2


умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе

Общий обзор профессий, для овладения которыми,

нужно знать химию на высоком уровне

Агрономы, овощеводы, цветоводы.

31,32

29.04.-06.05.

2

1

1

умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе

Агрономия, овощеводство, цветоводство. Что такое ландшафтный дизайн?

Медицинские работники. Профессия фармацевта и провизора.





Экскурсия

33,34

13.05.-20.05.









27.05.


2

2


умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе

Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты. Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств





Программа кружка

Тема 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием (7 часов)



1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, выборы совета, знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем. Демонстрация различных эффектных опытов для поддержания интереса.


2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности

3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).

. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

4. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, Нагревание и прокаливание.

Практическая работа№1. Использование нагревательных приборов.

5. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей

Практическая работа№2.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

6. Выпаривание и кристаллизация

Практическая работа№3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .

7. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа№4. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов,



Тема 2 Химия вокруг нас 21 часов.

1. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

2. Самое удивительное на планете вещество-вода .Физические, химические и биологические свойства воды.

Практическая работа№5.

Обычные и необычные свойства воды

3.Разновидности моющих средств, правила

их использования, воздействие на организм человека и окружающую среду.

4.Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?

5.Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д

6. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов

7.Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас.

8.Бытовая химия. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.

9.Практическая работа№6.

Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других

Практическая работа№7.

Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д.



Тема3. Химия и профессии связанные с ним (6 часов)

Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне

Агрономия , овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн

Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты.

Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств

Подведение итогов и анализ работы кружка за год: демонстрация выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

Проведение заключительной игры.





Занимательные опыты :


Вулкан” на столе,

“Вода-катализатор”,

Разноцветное пламя

«Морской бой»

»Химическая радуга»

»Химические водоросли»

»Волшебная палочка»

»Химик-хирург»

»Снятие отпечатков пальцев»

»Моментальное Фото»

«Дым без огня»

»Превращение медных денег в серебряные»



Литература



Владимир Рюмин. Занимательная химия. М.: Центрполиграф. 2012.

Химия. Учебно- методический журнал для учителей химии и естествознания. 2012.с.54.

Что такое вещество. Химическая азбука для учащихся мл классов. М.: Чистые пруды. 2008.

Химия. Школьный иллюстрированный справочник. Под ред. А.Т. Лебедева. 1995

Г.И. Штемплер. Химия на досуге. М.: Просвещение. 1993.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!