Пояснительная записка
Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем.
Предлагаемая программа позволяет несколько откорректировать школьный курс химии , восполнить пробелы, связанные с недостатком времени на уроках, повысить мотивацию к изучению предмета.
В процессе занятий по данному курсу учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания.
Основные методы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка презентаций, выполнение экспериментальных работ.
Основные формы: лекции, беседы, экскурсии, лабораторные работы, викторины, игры, Ожидаемые результаты:
знать
• правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
• сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования
перечень профессий, в которых особо важна химия
характер воздействия на организм средств гигиены и декоративной косметики
технику безопасности обращения с бытовыми химикатами
правила выведения пятен различного происхождения с одежды
• правила экономного расходования реактивов;
• порядок организации своего рабочего места;
уметь:
• осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;
• осуществлять кристаллизацию, выпаривание,
• иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
• организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно- популярной литературой;
• работать в сотрудничестве с членами группы
• уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
Целью программы – является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
-продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели.
- на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность.
Воспитательные:
Вызвать интерес к изучаемому предмету, заставить задуматься о будущей профессии.
Программа кружка «Маленькие химики» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34часа (1 занятие по 1 в неделю).
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
В результате проведения данного занятия формируются УУД
а)регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
- учиться работать по предложенному учителем плану
- высказывать свою версию
б) познавательные:
- учиться добывать новые знания:
- находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования;
- умение наблюдать и делать самостоятельные выводы
- делать выводы в результате совместной работы;
в) коммуникативные:
- умение понимать и слушать речь других,
- учиться работать в группе,
-умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
- уважительно относиться к позиции другого.
Личностные:
-развитие познавательных интересов.
Тематическое планирование
Тема | № по порядку, дата проведения | По программе/факт дата | Всего часов | В том числе | Результаты ууд | Форма занятий. Демонстрации и практические работы. |
теория | практика |
Приёмы обращения с веществами и оборудованием (7 часов) |
Вводное занятие. | 1 | 4.09. | 1 | 1 | | Учится добывать новые знания. | Лекция с демонстрацией эффектных опытов |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности | 2 | 11.09 | 1 | 1 | | умение понимать и слушать речь других. | Игра по технике безопасности |
Знакомство с лабораторным оборудованием. | 3 | 18.09. | 1 | | | делать выводы в результате совместной работы. | Ознакомление учащихся с видами лабораторного оборудования, правилами его использования |
Нагревательные приборы и пользование ими. | 4 | 25.09. | 1 | | 1 | развитие познавательных интересов. | Практическая работа№1. Использование нагревательных приборов. |
Взвешивание, фильтрование | 5 | 2.10. | 1 | | 1 | делать выводы в результате совместной работы. | Практическая работа№2. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей |
Выпаривание и кристаллизация | 6 | 9.10. | 1 | | 1 | делать выводы в результате совместной работы. | Практическая работа№3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | 7 | 16.10. | 1 | | 1 | делать выводы в результате совместной работы. | Практическая работа№4 Приготовление растворов веществ. |
Химия вокруг нас (21 часов) |
Самое удивительное на планете вещество-вода | 8,9 | 23.10.-30.10. | 2 | 1 | 1 | определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно | Физические, химические и биологические свойства воды. Практическая работа№5. Обычные и необычные свойства воды |
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | 10,11 | 13.11-20.11. | 2 | | 2 | умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; | Показ демонстрационных опытов |
Стирка по-научному | 12,13 | 27.11-04.12. | 2 | 1 | 1 | учиться работать в группе, | Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека |
Химик в парикмахерской | 14,15 | 11.12-18.12 | 2 | 2 | | умение наблюдать и делать самостоятельные выводы | Беседа с приглашением специалиста. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми? |
Урок чистоты и здоровья | 16,17 | 25.12-15.01.16. | 2 | 1 | 1 | умение наблюдать и делать самостоятельные выводы | Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д. |
Салон красоты | 18,19 | 22-01.-29.01. | 2 | 1 | 1 | высказывать свою версию | Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов |
Химия в кастрюльке | 20,21 | 5.02-12.02. | 2 | 1 | 1 | умение понимать и слушать речь других, учиться работать в группе | Что происходит в кастрюльке? Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас. |
Всегда ли права реклама? | 22,23 | 19.02-26.02. | 2 | 1 | 1 | высказывать свою версию | Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных |
Химия в быту. | 24,25 | 4.03.-11.03. | 2 | 1 | 1 | умение понимать и слушать речь других, учиться работать в группе | Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. |
Вам поможет химия | 26,27,28 | 18.03.-1.04-08.04. | 3 | 1 | 2 | находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования; | Практическая работа№6. Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других Практическая работа№7. Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д. |
| Химия и профессии связанные с ним (6 часов) |
Обзор профессий, требующих знания химии | 29,30 | 15.04-22.04. | 2 | 2 | | умение понимать и слушать речь других, - учиться работать в группе | Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне |
Агрономы, овощеводы, цветоводы. | 31,32 | 29.04.-06.05. | 2 | 1 | 1 | умение понимать и слушать речь других, - учиться работать в группе | Агрономия, овощеводство, цветоводство. Что такое ландшафтный дизайн? |
Медицинские работники. Профессия фармацевта и провизора. Экскурсия | 33,34 | 13.05.-20.05. 27.05. | 2 | 2 | | умение понимать и слушать речь других, учиться работать в группе | Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты. Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств |
Программа кружка
Тема 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием (7 часов)
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, выборы совета, знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем. Демонстрация различных эффектных опытов для поддержания интереса.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, Нагревание и прокаливание.
Практическая работа№1. Использование нагревательных приборов.
5. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа№2.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
6. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа№3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
7. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа№4. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов,
Тема 2 Химия вокруг нас 21 часов.
1. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
2. Самое удивительное на планете вещество-вода .Физические, химические и биологические свойства воды.
Практическая работа№5.
Обычные и необычные свойства воды
3.Разновидности моющих средств, правила
их использования, воздействие на организм человека и окружающую среду.
4.Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?
5.Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д
6. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов
7.Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас.
8.Бытовая химия. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.
9.Практическая работа№6.
Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других
Практическая работа№7.
Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д.
Тема3. Химия и профессии связанные с ним (6 часов)
Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне
Агрономия , овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн
Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты.
Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств
Подведение итогов и анализ работы кружка за год: демонстрация выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Занимательные опыты :
Вулкан” на столе,
“Вода-катализатор”,
Разноцветное пламя
«Морской бой»
»Химическая радуга»
»Химические водоросли»
»Волшебная палочка»
»Химик-хирург»
»Снятие отпечатков пальцев»
»Моментальное Фото»
«Дым без огня»
»Превращение медных денег в серебряные»
Литература
Владимир Рюмин. Занимательная химия. М.: Центрполиграф. 2012.
Химия. Учебно- методический журнал для учителей химии и естествознания. 2012.с.54.
Что такое вещество. Химическая азбука для учащихся мл классов. М.: Чистые пруды. 2008.
Химия. Школьный иллюстрированный справочник. Под ред. А.Т. Лебедева. 1995
Г.И. Штемплер. Химия на досуге. М.: Просвещение. 1993.