СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Человек рождён на труд!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия - познакомить учащихся с краткой биографией В. И. Даля, человека неиссякаемой энергии, трудолюбивого, талантливого, всю жизнь посвятившего составлению «Толкового словаря живого великорусского языка»; познакомить с современными словарями, закрепить умения работать с ними. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, умение работать в группах; развивать логическое мышление, устойчивость внимания, долговременную память. Воспитывать на примере жизни В. И. Даля трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость; воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитывать уважительное отношение друг к другу. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Человек рождён на труд!"»

Внеклассное занятие

«Человек рождён на труд!» (В. И. Даль)

в коррекционной школе VIII вида

Учитель: Юркина Светлана Викторовна, учитель русского языка и чтения, руководитель кружка «Наш край», классный руководитель 7а класса.

Класс: 7а

Цели:

- формировать у учащихся представление о В. И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, неутомимом труженике, человеке целеустремлённом, настойчивом, трудолюбивом;

- закрепить умения пользоваться словарями.

Задачи.

Образовательные: познакомить учащихся с краткой биографией В. И. Даля, человека неиссякаемой энергии, трудолюбивого, талантливого, всю жизнь посвятившего составлению «Толкового словаря живого великорусского языка»; познакомить с современными словарями, закрепить умения работать с ними.

Коррекционно - развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, умение работать в группах; развивать логическое мышление, устойчивость внимания, долговременную память.

Воспитательные: воспитывать на примере жизни В. И. Даля трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость; воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, словари.


Разработка занятия

Слайд 1

Тему нашего занятия вы видите на слайде. Прочитаем хором.

Читают хором: «Человек рождён на труд!»

2

Эти слова принадлежат великому в истории нашей страны человеку. Разгадав кроссворд, мы узнаем его фамилию. (Ребята работают в группах. Разгадывают кроссворд).


  1. Водный источник, бьющий, текущий из глубины земли. (Родник)

  2. Один из жанров фольклора или литературы, произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. (Сказка)

  3. Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. (Пословица)

  4. Это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, расположенные друг за другом по алфавиту. (Словарь)


Итак, фамилия автора слов «Человек рождён на труд!» - … Даль.

3

Владимир Иванович Даль в течение всей своей жизни следовал эти словам и неустанно трудился. Он оставил нам в наследство «Толковый словарь живого великорусского языка», огромный труд, которому Даль посвятил всю свою жизнь. 53 года он собирал слова, объяснял их значения. А источником для его работы был русский народный язык. Не случайно В.И. Даль сказал: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

(Слова источник, родник – близкие по значению)

4

Наше занятие мы проводим в Год Литературы в рамках Всероссийского словарного урока, посвящённого дню рождения Владимира Ивановича Даля.

Посчитайте, сколько лет прожил Даль.

(Дети считают. 71 год.)

Это была долгая и до последней минуты жизни наполненная трудом жизнь. Перед смертью – уже не в силах встать с постели – Даль подозвал дочь и тихо попросил : «Запиши словечко…»

Давайте поближе познакомимся с жизнью В.И. Даля, узнаем, каким человеком он был.

5

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября в посёлке Луганский Завод (ныне это город Луганск, Украина)

6

Его семья была очень образованной. Отец его происходил из датчан, знал медицину и несколько иностранных языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, тоже знала несколько иностранных языков, была пианисткой, интересовалась литературой.

Неудивительно, что Даль получил прекрасное домашнее образование.

Затем он учился в Петербургском Морском кадетском корпусе и позже на медицинском факультете в Дерптском университете.

7

Ещё в детстве Даль запомнил слова своей матери, обращённые к детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится в пути», и всю жизнь следовал этому правилу.

Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал

по морям, путешествовал, воевал, делал сложные хирургические операции, сочинял сказки и повести.

Сейчас вы сами дополните мой рассказ о Дале. У вас на партах лежат тексты. Внимательно прочитайте текст, выделите в нём то, что дополнит мой рассказ о Дале.

(Дети читают в группах тексты, дополняют.)

Какими чертами характера должен был обладать В. И. Даль, чтобы всё это не только уметь, но и мастерски делать?

(Даль был очень трудолюбивым, настойчивым, упорным, целеустремлённым, терпеливым.)


8

И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова.


А началось всё в 1819 году, когда Далю было 18 лет.

В 1819 году тогда ещё юный Даль окончил Петербургский морской корпус и ехал служить на Черноморский флот. Сани легко катились по снежному полю. Ветер гудел, мёл снег. Ямщик, закутанный в тяжёлый тулуп, понукал лошадей, через плечо поглядывал на седока. Тот жался от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая мичманская форма грела плохо. Ямщик ткнул кнутовищем в небо и сказал, утешая:

-Замолаживает…

-Как это «замолаживает»?

-Пасмурнеет, к теплу значит.

Даль вытащил из кармана записную книжку, карандашик, подул на закоченевшие пальцы, вывел старательно «Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью»

Этот морозный мартовский день оказался главным в жизни Даля. На дороге, затерянной в новгородских снегах, он принял важное решение, которое перевернуло его жизнь: озябшими пальцами записал в книжке первое слово.


9

«Толковый словарь живого великорусского языка «В. И. Даля состоит из 4-х томов. В них около 200 тысяч слов. Учёные подсчитали, что среди всех своих прочих дел, в течение полувека каждый час записывал и объяснял одно слово. Поистине, «человек рождён на труд»!


10


Кроме слов Даль собирал сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, другие жанры малого фольклора.

В 1862 году он опубликовал уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 тысяч пословиц и поговорок. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.


Обращаю ваше внимание на цифры.


Даль собрал и объяснил около 200 тысяч слов!

Чтобы распечатать словарь, даль каждую страницу выверял 14 раз! (обычно это делали 2 раза).

Решим задачу: первое издание словаря в 4-х томах насчитывало 2500 страниц. Каждую страницу Даль перечитал, перепроверил 14 раз. Сколько страниц будущего словаря перечитал Даль? (На доске ученик решает задачу. 35 000 страниц!!! )

Великий, титанический труд! Человек рождён на труд!


Даль собрал 30130 пословиц.

Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда – кривда” и т.д.

Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.


Задание. Распределите «ремешки» с пословицами по темам. Сформулируйте тему. (Работа в группах)


11

В 1871 году появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик» и другие.


Ребята, вы узнаёте обложки книг со сказками В. И. Даля?


12

Очень нравится детям сказка «Старик-годовик».

Помните такую сказку?

(Выразительное рассказывание сказки наизусть).


      Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
      А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой станет темным-темно.
      

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
      Какие это четыре крыла у каждой птицы?
      Какие семь перьев в каждом крыле?
      Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?


13

Вернёмся к старинным словечкам, которые собирал В.И. Даль. Это для нас сейчас они старинные, порой совсем непонятные. А во времена Даля это был живой разговорный русский язык.

Догадайтесь, о чём идёт речь в следующем задании.

В Костромской губернии его называли тропинник, в Вятской - путник. О чём идёт речь?

А) о фольклорном жанре;

Б) о лекарственном растении;

В) о жалящем насекомом;

Г) о прохладительном напитке


14

Это подорожник.




Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.

Всеволод Рождественский

Окоём - пространство, которое можно окинуть взглядом, горизонт. Первопуток –путь по первому снегу. Росстани - место пересечения дорог; перекрёсток.


15-16


Отгадайте загадку из словаря Даля: «На землю падает, а от земли не отлетает».

Догадайтесь, о каких видах дождя говорил Даль в своём словаре.


  • Ситник или ситничек – мелкий дождь (от слова сито)

  • Морось, бус - мельчайший дождь, еще мельче ситника.

  • Ливень – проливной, самый сильный дождь.

  • Сеногной – дождь во время покоса.

  • Грозный дождь – с грозою.

  • Грибной – тёплый и мелкий, который парит.

  • Косохлёст – косой дождь с ветром.

  • Лепень – снег с дождём.

17

В словаре Даля возле многих слов стоят пометы: нвг, пск, тмб,ряз,арх, твр, влд, влгд, втск. Как вы думаете, что они означают? (Это значит слово новгородское, псковское, тамбовское, рязанское, архангельское, тверское, владимирское, вологодское, вятское)

18-19

А как у нас? (По смыслу нужно догадаться,о чём идёт речь.)


  • Переоболоклись –переоделись

  • Заметь – метель

  • Одворица – усадьба (ср. околица, окрестность)

  • Векша – белка

  • Плетюха –большая плетёная корзина

  • Губница – грибовница

  • Потка – птица

  • Литовка – коса с длинным черенком

  • Сиверко – северный ветер


Эти и многие другие слова русского языка вы найдёте в замечательном словаре Даля. Первые читатели этого словаря не скрывал своего восхищения: «Какой необыкновенный словарь! Его можно читать, как книгу!

Ребята, в книгах встречаются такие слова. Понять смысл предложения мы сможем, узнав значение незнакомого слова. В конце книги вы всегда найдёте «Словарь местных слов и выражений».

20

Сейчас очень много самых разных словарей. А какие вы знаете словари?

21

Словари – наши друзья и помощники.

Работаем со словарями. Выполняем задания в группах.

  1. Прочитайте предложения.

В выделенных словах правильно расставьте ударения. Каким словарём будете пользоваться?

В магазин привезли пирожные и торты.

Мальчику нужно запломбировать зуб.

Телефон звонит очень громко.

Дети достали из портфелей учебники и тетради.

Это платье наряднее и красивее.

  1. Синонимы - это слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.

Задание: подобрать слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.

Маленький –

Красный –

  1. Догадайтесь (или объясните с помощью толкового словаря), какой масти кони Воронок, Гнедой и Савраска.

Делаем вывод: словари – наши друзья и помощники.

22

Савраска, Гнедой, Воронок.

21

Итоги занятия.



Материал по биографии В. И. Даля


Ещё в детстве Даль запомнил слова своей матери, обращённые к детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится в пути», и всю жизнь следовал этому правилу.

Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, путешествовал, воевал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции. Он написал для школьников учебники – «Ботаника» и «Зоология». Будучи управляющим в Нижнем Новгороде, построил больницу, открыл училище для крестьянских девочек.

Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.



Ещё в детстве Даль запомнил слова своей матери, обращённые к детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится в пути», и всю жизнь следовал этому правилу. Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, путешествовал, воевал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции.

Даль был знаком с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.



Ещё в детстве Даль запомнил слова своей матери, обращённые к детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится в пути», и всю жизнь следовал этому правилу.

Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, путешествовал, воевал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции.

У него были хорошие инженерные способности. Когда В.И. Даль участвовал в военных событиях в «польской кампании», под его руководством соорудили мост через реку Вислу. А затем, когда русский отряд переправился через реку, мост уничтожили. Это спасло от гибели большой русский отряд. Впоследствии за этот подвиг император наградил Даля Владимирским крестом с бантом.



Ещё в детстве Даль запомнил слова своей матери, обращённые к детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится в пути», и всю жизнь следовал этому правилу.

Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, путешествовал, воевал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции.

Даль любил «копаться над какой-нибудь ручной работой»: умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла.




В. И. Даль был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, путешествовал, воевал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции.

В.И. Даль дружил с А. С. Пушкиным. Когда Пушкин был смертельно ранен на дуэли, Даль находился у постели Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.






Раздаточный материал к занятию



Кроссворд

Разгадав кроссворд, вы узнаете автора слов «Человек рождён на труд!».

  1. Водный источник, бьющий, текущий из глубины земли.

  2. Один из жанров фольклора или литературы, произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

  3. Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

  4. Это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, расположенные друг за другом по алфавиту.





1












2











3









4
















Догадайтесь, о каких видах дождя говорил В.И. Даль в своём словаре.


Ситник или ситничек –

Морось, бус -

Ливень –

Сеногной –

Грозный дождь –

Грибной –

Косохлёст –

Лепень –

Догадайтесь, о каких видах дождя говорил В.И. Даль в своём словаре.


Ситник или ситничек –

Морось, бус -

Ливень –

Сеногной –

Грозный дождь –

Грибной –

Косохлёст –

Лепень –




  • Скороговорки В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки.

Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

  • Продолжи пословицу.

Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....

  • «Собери рассыпавшуюся пословицу» (все пословицы разделены на части). Каждой группе детей выдать 4 пословицы, дети «собирают» пословицу, называют тему пословиц.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родная земля и в горсти мила.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Повторенье – мать ученья.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Дерево держится корнем, а человек друзьями.

Одежда лучше новая, а друзья старые.

Ум без книги что птица без крыльев.

С книгой жить – век не тужить.

Недочитанная книга – не до конца пройденный путь.

Одно дело делаешь – другого не порть.

Не спеши языком – торопись делом.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.










Синонимы - это слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.


Задание: подобрать слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.


Смелый –

Красный –

Маленький -



Синонимы - это слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.


Задание: подобрать слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.


Смелый –

Красный –

Маленький -


Объясните значения слов

Каурый –

Лазоревый –

Коралловый –



Объясните значения слов

Каурый –

Лазоревый –

Коралловый –




Прочитайте предложения.

В выделенных словах правильно расставьте ударения.


  1. В магазин привезли пирожные и торты.

  2. Мальчику нужно запломбировать зуб.

  3. Телефон звонит очень громко.

  4. Дети достали из портфелей учебники и тетради.

  5. На обед нам дали свекольник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!