СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир живой природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии.  Цель мероприятия формирование у обучающихся ценностного отношения к природе. Задачи: - формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе; - расширять представления обучающихся о природе родного края; - способствовать развитию мышления, наблюдательность, внимание, творческих способностей обучающихся; - активизировать познавательный интерес к изучению биологии и экологии. Учащиеся совершают путешествие по станциям и выполняют разнообразные задания.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир живой природы"»


Филиал МБОУ «СОШ с. Красавка» в с. Полоцкое






ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ











«ПУТЕШЕСТВИЕ

В МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»


 


Учитель биологии Ушакова Галина Григорьевна

Учитель экологии Емчинова Светлана Ивановна






2014 – 2015 учебный год


Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к природе.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, наблюдательность, внимание, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.

  1. Вместе с солнцем в яркой колеснице 
    По родному солнечному краю 
    Мчится златокудрая девица, 
    Что зовется Осень золотая.

2. Ступила осень на опушку года – 
С походкой мягкой рыжая лиса. 
Пусть скучно светит солнце с небосвода. 
Зато сияют рощи и леса. 
В такую пору мудрая природа 
Нам в буднях открывает чудеса.

  1. Наша осень, правда, золотая. 
    Как ее иначе назову? 
    Листья, помаленьку облетая, 
    Устилают золотом траву. 

  2. Сколько грусти, сколько света! 
    Как пронзителен птичий гвалт! 
    Листья желтые с черных веток 
    Тихо падают на асфальт. 

  1. В последней дымке тает 
    Осенних дней закат. 
    С последней птичьей стаей, 
    Уснул наш школьный сад. 


Добрый вечер, дорогие друзья! Настала прекрасная пора, которую мы именуем словами русского поэта А.С. Пушкина «очей очарованье».


Осень бывает разная: веселая и грустная, 
Солнечная и пасмурная. 
Но все мы ее очень любим 

За щедрость, 
За красу, 
За редкие, но славные теплые денечки.

Багровеют листья листопада, 
Разноцветьем полнятся леса. 
Нет поры нарядней листопада! 
Желтая волшебная пора! 

Недавно я, друзья, видал, 
Как все в лесу переменилось? 
В лесу был дан осенний бал! 
Деревья все принарядились: 
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас -
Лишь сосны строгие да ели, 
Свой хвойный бархат - радость глаз -
Опять снимать не захотели. 
Нагладив желтый свой батист, 
Пришла красавица березка. 
И, вдруг стряхнула первый лист, 
Как тонкий волос у прически. 
Явившись раньше всех на бал, 
Оркестром ветра оглушенный, 
С рябиной ясень танцевал, 
На удивленье приглашённых.

И, позабыв про этикет, 
Так громко клен в ладоши хлопал, 
Что сбросил золотой манжет. 
И сделался чуть-чуть растрёпан. 
А старый дуб, качаясь в такт, 
Не в силах был остановиться. 
А вы хотели б тоже так,
В осеннем вальсе закружиться? 


Предлагаем вам показать ваши выступления, посвящённые красавице Осени. Итак, начинаем минуту славы. (Выступления учащихся)

Вот уже 2 месяца осень полноправной хозяйкой ступила на нашу землю. Как умело она рассыпала свой багрец и золото на деревья, и нашему взору предстает красивейшая картина, природы, где каких только красок нет!


Вот художник, так художник, 
Все леса позолотил. 
Даже самый сильный дождик 
Эту краску не отмыл. 
Красит рыжим, алым, синим, 
Разбавляет краски ливнем, 
Чтобы вышло разноцветным, 
Но совсем не так, как летом. 

Отгадать загадку просим: 
Кто художник этот? (Осень) 

Правильно, имя автора этой картины – осень!

Очень красива Осень,

Но не зря нарядом ярким
И невиданной красой Спорит осень с летом жарким,
С юной майскою весной!

Спорит с зимушкой суровой

И поверьте, нам, друзья.

Что в любом из времён года

Есть «изюминка» своя.


И участники фотоконкурса «Мы в любое время года, ходим тропами природы!» заметили эту красоту. (Слайд - презентация)

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет.
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа!


Наш осенний праздник, посвящён природе родного края. «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Так писал более 100 лет назад Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас.

Окружающий нас мир очень богат и разнообразен. Любой любознательный человек пытается узнать о нем как можно больше. Но сколько бы человек не стремился к познанию тайн природы, она все равно не оскудеет вопросами, загадками и всегда будет готова нам их представить. А ваши пытливые умы всегда, я надеюсь, будут готовы к их разгадыванию.

Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия. Мы сегодня вам предлагаем вспомнить о самом красивом и хрупком мире - природе и всех тех, кого она объединяет.


Итак, начинаем «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»



Станция «Маленькие тайны природы


Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ­ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити — это пау­тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)

  • Вот и на нашей станции паучки натянули свои паутинки и ваша задача команды пройти через паутину, не повредив её. Последний игрок берёт конверт с заданием.

1. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

2. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)

3.Кто кукует у кукушки? (Самец.)

4.Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)

5. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду­ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви­деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)

6. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

7. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

8. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верхней части сильно сплющен.)

9. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)

10. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)


Станция «Зеленый друг»

  • У ведущего на веревочке привязан конверт с заданием. Перед игроками стоит стол с двумя метками, куда игрок ставит свои руки. Ведущий быстро кладет на стол конверт, а игроку нужно его поймать, пока ведущий не дёрнул за веревочку.


1. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)

2. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз­ков и от лучей солнца.)

3. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)

4. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере­вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)

5. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)

6. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)

7. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)

Станция “Песенная радуга”

Игра «Движущийся стул»

На расстоянии 2 метра от стула стоит обруч. На стуле лежит задание. По сигналу участник встает в обруч, и конец веревки завязывает на талии у себя и начинает закручивать ее на свою талию, вращаясь вокруг оси не выходя из обруча. Как только стул подвинулся ближе к обручу, участник забирает задание. Исполнить песни, в которых содержатся названия животных, растений, природы. (5 баллов)


Станция «Охрана природы»

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли­стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со­здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе­комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под­стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)

5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытапты­вать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи­щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)

7. Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

8. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костёр, окурок, молния, спички.

  1. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)


Заработать дополнительно балл поможет игра «Палочки»

Игроки и ведущий по очереди берут палочки(1.2 или 3)

Кто последний взял палочку тот и проиграл. Если команда выиграла, то получает дополнительный балл. Без учета времени.

Станция «Лесная аптека»

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со­держит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Чёрной смо­родины, шиповника.)

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас­стройствах, бессоннице.)

6. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис­пользуют как мочегонное средство)

7. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)

8. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)

9. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)

Заработать дополнительный балл вам поможет игра «Завари лекарственный чай»

Перед командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольнику (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.

Станция «Гимнастика ума»

1.Оно может жить до 2000 лет.

2. В воде ствол не гниёт, а только чернеет и становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)


1. Оно всегда зеленое или голубое.

2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.

4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)


1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.

2. Из него самые лучшие дрова.

3. из его коры делают много полезных вещей.

4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)


  1. С его цветков лучший мед.

  2. Из него делают ложки и лапти.

  3. Цветёт летом и очень душистое.

  4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа)


  • Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

  • Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)

  • Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)

  • Хищное растение. (Росянка)

  • Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)

  • Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)

  • Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

  • Растет ли дерево зимой? (Нет)

  • Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)

  • Что вниз растет? (Сосулька)

  • Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)

  • Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)

  • Сколько крыльев у жука? (4)

  • На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)

  • Кто два раза родится? (Птица)


Игра «Ум приносит деньги»
  • По команде «Старт» участники бегут по очереди к финишной линии, на которой стоит стеклянная или железная банка. При этом на лбу они несут монетку. Монетку без помощи рук необходимо забросить в эту банку. Считаются монеты, заброшенные в банку. (Сумма прибавляется к баллам)


Станция «Бюро погоды»


В осеннее ненастье – семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

А нашим командам мы предлагаем пройти по грязи октября, не испачкав при этом обувь. Конкурс «Пройди по следу». Каждому участнику нужно, наступая на картонные следы, дойти до тумбочки, оставить на ней карточку с написанной буквой и вернуться к команде, передать следы следующему участнику. Последний участник должен собрать из букв слово и прочитать его. (ПОГОДА)


У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать.

Дождь ли, снег ли,

Любое время года

Надо благодарно принимать.


Задание

Мы знаем, что с растениями и животными связано много примет с изменением погоды. Вам дается в разрезанном виде признаки плохой и хорошей погоды под номерами. Дается листочек, в котором нарисованы две колонки, первая колонка называется – признаки ухудшения погоды, а вторая – признаки хорошей погоды. В колонках вам необходимо написать только цифры, которые соответствуют типам погоды.

1. Пчелы сидят в улье и громко гудят - плохая

2. Ласточки и стрижи летают высоко - хорошая

3. Комары-толкуны толкутся столбом - хорошая

4. Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы - плохая

5. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик - плохая

6. Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились - плохая

7. Соловей поёт всю ночь - хорошая

8 Паук усиленно плетет сеть - хорошая

9.Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают пчелы - хорошая

10.Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации - плохая.


Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несёт душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Станция ЭКОстоп

Составить четверостишие со словами: Береги природу!

Леса – чудеса

Не губи – береги

Солнце, воздух и вода – друзья

Природа – много кислорода

Природа – погода

Защита плакатов


Пойдемте, друзья, по тропинке знакомой,
Где летней порой мы ходили не раз.
Ходили мы полем цветущим, зеленым – 
Ни поле, ни лес не узнаешь сейчас.
Трава пожелтела, и солнце остыло,
Цветы растеряли свои лепестки…
Прозрачными стали деревья густые – 
Их листья осыпались в волны реки.
Осыпались листья, плывут челноками, 
Река их качает с волны на волну.
Мы в след им посмотрим, помашем руками
И вскоре опять повстречаем весну.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсам.

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса.
Где море, горы, степи, лес –

Там много красок и чудес.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.

Коллективное исполнение песни.

Октябрь закончился, прошло и бабье лето.

Но еще ярким светом горят фонарики рябин.

Мы помнить долго будем эту встречу –

Дадим себе совет один.


В любые годы, в радость иль ненастье

Светить огнем добра и жизнь хвалить.

Хранить друзей, построить свое счастье

И о любви с надеждой говорить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!