СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "Берегите землю, берегите!" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией "Берегите Землю, берегите!". Начальная школа

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "Берегите землю, берегите!"

Описание: Данное мероприятие было реализовано в рамках Международного дня леса - 21 марта 2019 года с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому воспитанию, направленному на формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание экологической культуры, создание ярких эмоциональных представлений о своем крае, бережного и уважительного отношения ко всему живому, привитие чувства сострадания, милосердия к животным, растениям, птицам, развитие внимательности и наблюдательности, умение видеть необычное в привычном, расширению кругозора детей об окружающем мире. Цели: - Повторить правила поведения детей в лесу, воспитывать экологическую культуру. - Обобщить знания о растительном и животном мире лесов; - Развивать познавательный интерес к изучению природы и её охране; - Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому. Оборудование: - Репродукции картин Левитана, Саврасова - рисунки учащихся «Тихая моя Родина», плакат на доске «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин»; маски животных, картинки деревьев и птиц, - выставка экологических журналов и книг, книги -раскладушки «Животные леса», «Каждой птице по странице», «Цветы- первоцветы»; - поделки детей из природного материала; - ноутбук, мультимедиа проектор, экран. Действующие лица: Учитель, хозяйка леса, Старичок - Лесовичок, учащиеся 1-4 классов.

Ход мероприятия

I. Приветствие участников и гостей программы.

Учитель: - Придумано кем-то и просто, и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» «Здравствуйте!», - скажем солнцу и птицам, «Здравствуйте!», - милым улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером! - Здравствуйте, девочки! - Здравствуйте, мальчики! - Здравствуйте, взрослые! - Здравствуйте, здравствуйте, все! Здравствуй, солнце, и небо, и птицы, Здравствуй лес, и цветы, и трава Здравствуй, день, что сегодня родился Мы приветствуем песней тебя!

II. Основная часть.

(На фоне медленной музыки и слайдов презентации с изображением живописных уголков родного края «Берегите Землю, берегите!») Учитель: Когда-то, собравшись с последними силами, Создал Господь планету красивую. Дал ей форму шара большого И посадил там деревья, цветы, Травы невиданной красоты. Много животных там стало водиться. Змеи, слоны, черепахи и птицы. Вот вам подарок, люди, владейте, Землю вспашите, хлебом засейте. Всем завещаю вам я отныне - Вы берегите эту святыню! Учитель: Друзья, сегодня мы ещё раз поговорим обо всём, что нас окружает. Что даёт нам силы жить, дарит свою красоту, вдохновляет нас. Вспомним о том, как мы должны себя вести, чтобы эта красота приумножалась. Сегодня у нас в гостях хозяйка всего живого на земле. Поприветствуем её аплодисментами. Хозяйка леса: Я пришла вас навестить, В гости к другу пригласить. В свое волшебное царство, Зеленое государство. В царстве моем есть и звери, и птицы, Дятел и крот, есть лиса и синица. Есть комары, муравьи, соловьи. Лес – украшение нашей земли! Дружат все: птицы, цветы и зверье, Очень богатое царство мое! (Видеоклип «Завораживающее пение птиц») Выходят дети - чтецы: Чтец 1: Посмотри вокруг себя … Все, что нас с тобою окружает- Небо, лес, река, луга Мы природой называем Природа наша так прекрасна Чудесна и многообразна Нам познакомиться с ней ближе Пора настала, как я вижу! Нас ждет сейчас прогулка в лес Мы встретим много там чудес Весной природа оживает И встреча с ней нас ожидает. Все чтецы: Что прихватить с собою в путь? Улыбку взять ты не забудь, Необходимо также детям Быть добрым с тем, кого мы встретим Согласны вы?...... Тогда пойдем! В дорогу знания возьмём. Чтец 2. Есть на Земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Чтец 3. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья, Живёшь в том доме светлом ты, И все твои друзья. Чтец 4. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом. Чтец 5. В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить... Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! Чтец 6. Природа — это дом, в котором мы живем. И в нем шумят леса, текут и плещут реки. Под сводом голубым, под светом золотым. Хотим мы в этом доме жить вовеки. Хозяйка леса: Возьмемся за руки, друзья, И по тропе лесной. Отправимся туда, где лес, Манит своей листвой! А вот и главные лесные жители. Посмотреть на них, не хотите ли? (Выходят дети, в руках иллюстрации с изображением деревьев) Дуб: Я дерево могучее, я леса санитар. И знает это дерево любой – и стар, и мал. Расту до самой старости и сто, и двести лет. Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет. Любому дам я силу, и всем, конечно люб. Меня узнали, дети, ведь я - могучий….. Береза: Я деревце российское, я деревце-краса! Собою украшаю я летние леса. В лесу далёко виден мой белый нежный стан. С зеленою каймою мой летний сарафан. И символом российским недаром я зовусь. Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь. Проще не найти вопроса, Что за дерево? …… Осина: Всегда от холода трясусь, Всего-всего в лесу боюсь. Не береза, не рябина, Я – пугливая….. Ива: Над рекой склоняюсь, В речке я купаюсь. В воду ветви опущу, Целый день их полощу. Посмотрите как красива. Догадались? Это ….. Сосна: У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Коль расту я на опушке, Ветки только на макушке. Вверх тянусь я как струна, Корабельная…. Учитель: Дерево к дереву – получится лес. Радуют зеленью сосны до небес. Дерево к дереву – воздуха глоток. Радует на дереве зелененький листок. Низко я березоньке в пояс поклонюсь, В белой березоньке отразилась Русь! Белое платьице, зеленая коса, Хороши вы, русские, родимые леса! Хозяйка леса: Ну-ка, ветер, паренек, Дуй, веселый наш дружок! Вы ж, деревья, не стесняйтесь, На полянке покачайтесь! ТАНЕЦ ДЕРЕВЬЕВ Под музыку «Как прекрасен этот мир» дети исполняют различные танцевальные движения. В руках у них зеленые ленты, на головах веночки из бумажных листьев. Хозяйка леса В этом путешествии мне будет помогать мой верный друг и помощник, страж всех моих владений – Старичок - Лесовичок. Старичок - Лесовичок: Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг природа! Сегодня, друзья, я приглашаю вас сходить в лес не за грибами, не за ягодами, не за орехами, а …..а что если отправиться в лес за загадками. Грибы и ягоды собирать интересно, а загадки ещё интереснее отыскивать. Что там грибы, орехи! Соберёшь и успокоишься. А как загадки разыщешь - так и покой потеряешь. А как нашёл загадку- так отгадку подавай, значит, в лес иди отгадку ищи. Пока ищешь – две новые найдёшь. И пошло – поехало - конца не видно! (Н. Сладков) Предлагаю вам показать свои знания и ответить на вопросы викторины: «Зеленый друг» Кто из вас первый даст чёткий и правильный ответ на вопрос получит жетон. Кто больше всех наберет жетонов, станет победителем нашей викторины. А провести викторину мне поможет Хозяйка леса. -Внимание, вопрос: 1. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают , а у ели нет? (Ответ: сосна – светолюбивое растение) 2. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (Ответ: В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса) 3. Какую роль играет ива для берега реки? (Ответ: своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды) 4. Какое дерево цветет позднее всех? (Ответ: липа.) 5. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Ответ: бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ложная лисичка и др.) 6. Что значит «плач» берёзы весной? (Начало сокодвижения.) 7. У каких деревьев осенью краснеют листья? (У рябины. черёмухи, осины и у некоторых кустарников) 8. Как называются сплошные рощи из берез? (Березняки.) 9.Из какого дерева делают спички? (Из осины) 10. Какие дрова самые жаркие? (Берёзовые и дубовые) 11. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён) 12. На стволе берёзы кольцами ряд отверстий. Чья работа? (Это работа дятла) 13. Какая береза самая маленькая? (Карликовая – растет в тундре и на моховых болотах Западной Сибири.) 14. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.) 15. Какое самое страшное бедствие в лесу? (Пожар.) Лесовичок: Помните, ребята, что из одного дерева можно сделать миллион спичек. А одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны в лесу с огнём Хозяйка леса: Молодцы ребята. Спасибо за активность и знания. Подсчитайте количество жетонов, и мы объявим победителя. Победителю вручается медаль «Знаток леса». Хозяйка леса: На земле живёт много разных птиц, зверей, насекомых. А знаете ли вы, ребята, какие животные имеют крылья? Интересны у них названия и каждое по-своему характеризует хозяина. Вот, например: Выступают дети в руках картинки птиц (зяблик, синица, дрозд, грач, дятел, тетерев, дубонос, чайка): 1.Звонко и громко поёт зяблик. Но только тучка наплывёт на солнце, зяблик сразу сникает, насупливается, нос вешает. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-рю!» будто у него от холода зуб на зуб не попадает. Кто такого увидит – сразу подумает: ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, он уж нахохлился задрожал! 2.«Синь-синь!» Посвистывает синица. 3.«Дро-тро! Дро-тро!»- возмущается дрозд. 4. Гра-гра! представляется грач. 5. Сквор-сквор- поют скворцы. 6. Название дятел состоит в родстве со словами долбить, долото. И правда дятел стучит своим крепким клювом, как долотом. 7. Почему мы говорим- глухая тетеря? Тетерев – родственник глухаря. Он так же как и глухарь, токует весной и, когда поёт, ничего не слышит. Народ давно подметил это и стал так называть невнимательных людей. 8. Почему птицам дали названия осоед и дубонос?! У осоеда главная пища – осы. Но он не прочь полакомиться шмелями и шершнями. 9. Клюв у дубоноса хоть не из дуба, но расколоть вишнёвые и сливовые косточки он может. 10. Чай-чай-чай кричит чайка. А знаете, что в народе чайку называют рыбаком? Чайка- водоплавающая птица, питается рыбой, и за это её называют рыбаком. Хозяйка леса: Послушайте разговор между Мухоловкой и Кукушкой. Сценка «Мухоловка и Кукушка» - Что ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая! - Как же мне, кукушечка, не плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось четыре. Сойка одно яйцо утащила! - Ах душегубка! Ах, негодница! Не плачь, мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу. - Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла мне так же, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок- злодей и всех моих деток из гнезда выкинул. Знаю я тебя, помощницу. Лети, лети от сюда. Хозяйка леса: А теперь очередь Кукушки и Пеночки. Сценка «Кукушка и Пеночка» - Ты чего кукушка, головой трясёшь, будто волоском подавилась? - Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала! - Ах ты бедная! Как же тебе не повезло? - почему это не повезло? Я их таких волосатых-то уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусные такие, мохнатенькие! Хозяйка леса: Сорок обедов и сорок ужинов. Сценка «Сорок обедов и сорок ужинов» - Как я рада, как я рада, что родители мои не люди, а птицы, синицы – лазоревки! Бедные человеческие птенцы- их кормят всего три раза в день. Мои мама и папа кормят нас в день шестьсот раз. Нас у них пятеро птенцов. Каждому в день достаётся по 120 порций: 40 завтраков, 40 обедов и 40 ужинов. Старичок - Лесовичок: Птицы – это гонцы весны. Весна выслала их вперёд. Знаете ли вы, ребята, птиц, которые прилетают к нам весной? Группа детей исполняют песню «Весенняя ламбада» авторы: Н. Тимофеева _ Ладонщиков Ещё капели не отпели Звенел ручей на мостовой, Когда из тёплых стран летели Скворцы весёлые домой. Ещё Алёнка и Алёшка От солнца щурились во сне, Когда скворец под их окошком Запел вдруг песню о весне. Он славил ясный день апреля. Своречню милую свою Да так искусно сыпал трели Что не суметь и соловью Раскрыв тихонечко окошко, Ребята слушают скворца Певца заслушалась и кошка, С котёнком сидя у крыльца. В зале звучат апплодисменты Старичок- Лесовичок: - Давайте, ребята, немного отдохнём и поиграем. Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами. Если я приду в лесок И сорву ромашку? …. Если съем я пирожок И выброшу бумажку? ….. Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? ….. Если ветку подвяжу Колышек поставлю?...... Если сильно насорю И убрать забуду? …… Если мусор уберу, Банку закопаю? …… Я люблю свою природу, Я ей помогаю! ……. Хозяйка леса: А мы продолжаем наше путешествие по моим владениям. Какой удивительный и неповторимый животный мир! Какой он разнообразный и интересный, полный тайн и загадок. Но свои тайны лес раскроет только самым внимательным, самым наблюдательным и любознательным. Давайте, ребята, будем природе другом, и тогда она нам откроет свои тайны. Выступают дети в масках животных: 1. Волк – хищное животное. Слово волк родственно слову волоку, волочить, т.е. тащить. Он нападает и уволакивает свою добычу. 2. Заяц – означает прыгун. Название этого животного пришло из польского языка. 3. Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок. А теперь и к рыжим и серым белкам. 4. Бобр – строитель речных плотин. Назван так по цвету своей красивой и ценной шубы. Бобр – буквально значит бурый, коричневый. 5. Слово лягушка родственно глаголу «лягаться» так назвали жительницу болот и прудов за её прыжки. 6. Змея. Обратите внимание, как она передвигается. Название змея буквально значит ползающая по земле, земляная. Старичок -лесовичок: Пойду, посмотрю, как поживают мои зверушки. Как они зиму провели? Сценка «Разговор между животными» (играют сценку группа детей в масках животных) Ёж: Я спал. Похудел. Белка: У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, буд то и не было холодной зимы. Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Да изредка кур в соседней деревне посчитывала. А что ты, кум, такой худой? Волк: Будешь худ с такой едой. Я не ел четыре дня. Увидал обед у пня. А обед во все лопатки Припустился от меня. Вот несчастье, вот беда! Быстроногая еда! Лиса: Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал? Медведь: без забот и без тревоги Спал я , спал в своей берлоге. Спал всю зиму до весны . И, конечно, видел сны! Лиса: Вдруг проснулся косолапый, Медведь: Слышу каплет- Вот беда В темноте пошарил лапой И вскочил – кругом вода. Еж: Поспешил медведь наружу. Тает снег.. Хором: Пришла весна. Учитель: Опять пришла весна и распевают птицы. И дома нам совсем уж боле не сидится. Ребята, вы со мной, согласны? Когда кругом весна, то на душе прекрасно! Старичок - Лесовичок: Весна- красна будит землю ото сна, Наполняет соком почки, На лугах растит цветочки. Прогоняет с речек лёд Светлым делает восход. Всюду в поле и в лесу Людям дарит красоту. Хозяйка леса: В природе, ребята, три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май. Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Леса называют «легкими» планеты Земля. Но, к сожалению, с каждым годом сотни тысяч деревьев исчезают с нашей планеты. «Жить в зелёном мире хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружиться птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!»: Но не все мы и всегда с любовью и добротой относимся к природе, бережем её сокровища: леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей? -Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 50 человек. Сколько погибнет цветов, если каждый сорвет по 3 цветка?» -Ландыши люди рвут не задумываясь. А чтобы ландыш зацвел с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти десять лет. Мальчик и девочка, окончившие 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте над этим! Не рвите цветы. Их осталось так немного! Старичок - Лесовичок: Ребята, а хотите ли вы быть друзьями природы? (дети отвечают) Тогда давайте ещё раз повторим правила друзей природы. Будем их не только знать, но и выполнять и другим расскажем как это важно и нужно! Дети называют правила и показывают условные обозначения к каждому правилу. 1.Помните! Не рвите цветы, не собирайте букеты в дикой природе, не плетите венки. Красивыми растениями любуйтесь в лесу, на лугу, в парке, а не губить их. 2. Помните! Не оставляй на месте бивака мусор, его надо сжечь, консервные закопать после пережигания. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет. Для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет. 3. Помните! Пришел в лес, будь в нем хозяином и защитником. Не руби живые деревья, не включай громко музыку. 4. Помните! Для разведения костров пользуйся сухостоем и валежником. Не разжигай костер вблизи деревьев, не оставляй его без присмотра. Погасив за собой костер, заложи кострище дерном. 5. Помните! Не используй нижних ветвей хвойных деревьев для подстилки. Не врубай топор в дерево, храни его в чехле или клади на хворост. 6. Помните! Соблюдать правила поведения в лесу: не кричать, не разорять птичьих гнёзд, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков и червячков. Учитель: Лесные жители наши помощники, береги их. «Птицам – небо, зверю – леса, луга, горы, рыбе- вода, а человеку – Родина. Так давайте сохраним травы зелеными, а зверей живыми». Ученик: Взгляни на глобус-шар земной Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Группа детей исполняют песню на мотив «Солнечный круг»: 1. Солнечный круг, небо вокруг Это рисунок мальчишки, Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Припев: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я. Пусть всегда будут реки, Пусть всегда будет рыба, Пусть всегда будет море, А в пустыне верблюд. Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы, Пусть в тайге будут звери, А у дома – цветы. Пусть всегда будут люди, Пусть всегда будут дети, Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить!

III. Заключительная часть.

(на фоне презентации «Как прекрасен этот мир») Учитель: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Старичок- Лесовичок: Давайте будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету. Хозяйка леса: Во всей Вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она? Учитель: На этом праздник «Берегите, Землю, берегите» закончен. Благодарим всех за внимание, понимание и активное участие. Большое спасибо нашим лесным гостям. Хозяйка леса: Грустно, ребята, расставаться. Скоро лето, все придёте ко мне в гости. Я и мои лесные жители с радостью будем ждать встречи с вами. А чтобы вы обо мне помнили я хочу всем вам подарить лесные подарки. Трудно вас мне удивить, Ладно, дети, так и быть, Рада орехами лесными Вас сегодня угостить! Подходите. Не стесняйтесь, Угощайтесь, угощайтесь! (корзина с орехами, угощает всех присутствующих) 3. Список литературы. Книга «Экологическое воспитание в начальной школе» автор-составитель Н.В. Лободина издательство «Учитель», книга Н. Сладкова «Медовый дождь»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!