СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе «Путешествие в страну Родная Речь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в 5 классе.

Задачи урока:

  1. расширить и углубить знания учащихся в области лексикологии, синтаксиса, морфологии и фразеологии;
  2. развивать логическое и образное мышление учащихся;
  3. воспитывать бережное отношение к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

«Путешествие в страну Родная Речь»

Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в 5 классе.

Задачи урока:

  1. расширить и углубить знания учащихся в области лексикологии, синтаксиса, морфологии и фразеологии;

  2. развивать логическое и образное мышление учащихся;

  3. воспитывать бережное отношение к родному языку.

Сегодня у нас необычный урок, урок – игра. Вы сможете развлечься, но, вместе с тем, я надеюсь, эта игра окажется для вас полезной, поможет вам лучше знать родной язык.

Мы с вами совершим путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она – Родная Речь.

В этой удивительной стране хранятся накопленные веками несметные богатства человеческой мысли и опыта. Богатства эти доступны любому человеку, если только он умеет бережно и аккуратно обращаться со словом. А насколько вы умеете хорошо обращаться со словом, нам предстоит выяснить. Ведь впереди вас ждут нелёгкие испытания.

Итак, добро пожаловать в страну Родная Речь.

Чтобы немного размяться перед состязанием, предлагаю каждой команде ответить на пять вопросов.

Разминка.

Вопросы 1 команде:

  1. Какое русское слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)

  2. В каком слове 40 гласных? (Сорока)

  3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

  4. Как превратить слово мел в мелкое место? (Мель)

  5. Чем кончается день и ночь? (Буквой Ь)

Вопросы 2 команде:

  1. В каких словах по 100 согласных? (Стол, стог, …)

  2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

  3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)

  4. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О)

  5. Земля белая, а птицы на ней чёрные. Что это? (Бумага, буквы)

Жюри за правильный ответ – 1 балл.

Разминка закончена, переходим непосредственно к состязаниям.

1 конкурс – «О буквах и знаках».

  1. Раньше, когда букв не было, люди вместо слов рисовали картинки. Письмо рисунками называется «пиктография». Попробуйте расшифровать следующую надпись.

  2. Кто был создателем первого славянского алфавита? (греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создан алфавит был в 9 в. н. э., а пользоваться им стали только в 10 – 11 в.)

  3. Как называют первые славянские азбуки? (Древнейшие славянские надписи и рукописи выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую – глаголицей.)

  4. Современный русский алфавит – это видоизменённая кириллица. Реформа русской азбуки была проведена Петром I. Совершенствуя азбуку, Петр I ввёл в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но ещё не была «узаконена». Что это за буква? (Буква Э)

  5. Какая буква в русском алфавите моложе всех? Известен её создатель, у неё есть день рождения, в 1997 году ей исполнилось 200 лет. (Буква Ё: в 1797 году писатель Николай Михайлович Карамзин издал сборник стихотворений, в печати которого использовал букву ё. в более ранние времена не возникало потребности в этой букве, так как в языке не было соответствующего звука: произносили мед, слезы – м[‘э]д, сл[‘э]зы)

  6. Эти знаки появились значительно позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на освоение этой премудрости. Что это за знаки? (Знаки препинания)

Оказывается, от расстановки знаков препинания может зависеть многое, даже человеческая жизнь.

Ирина Ч. расскажет вам об одном очень интересном факте.

Сообщение ученика:

От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Вам известна фраза : «Казнить нельзя помиловать».

Оказывается, российская история знает подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III. «Простить нельзя, отправить в Сибирь» было заменено на «Простить, нельзя отправить в Сибирь»! Человек был спасён!

2 конкурс – «Расставь знаки препинания».

Сейчас вам предстоит показать свои знания в области пунктуации, т. е. расстановки знаков препинания.

Задание на быстроту и правильность.


3 конкурс – «Кроссворд».

На уроках русского языка мы постоянно знакомимся с новыми понятиями, определениями. Сейчас вам нужно вспомнить, что такое имя существительное, глагол, корень, антоним, обращение и др.

Команды получают два листа: кроссворд и (подсказки) вопросы к нему.

Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называют фразеологизмами. Напомнить?

Однажды услышала такой разговор. Маленькая девочка спрашивала маму: «Мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки!» А как он мог это сделать?» (подчинить себя своей воле)

4 конкурс – на знание фразеологизмов.

Что обозначают данные фразеологизмы? Рядом на листочках записать значение.

  • Кот наплакал.

  • Бить баклуши.

  • Работать спустя рукава.

  • Море по колено.

  • Падать духом.

  • Водить за нос.

  • За тридевять земель.

  • Задирать нос.

Ещё в старину люди говорили: «Без пословицы не проживёшь!», «Пословица – всем делам помощница». Представьте, насколько беднее была бы наша речь без пословиц и поговорок. Ведь в этих метких, лаконичных изречениях – опыт и мудрость многих поколений. Пословица и вам поможет, украсит речь, сделает её ярче.

5 конкурс – на знание пословиц.

Закончите начатые мной пословицы (вытягивают карточки).


А что ещё украшает нашу речь, делает её интересной, выразительной?

Учёные считают, что самое главное – это правильное употребление слов. Помните ли вы, что в языке есть «волшебные слова», которые как будто играют с нами?

Есть, например, слова, которые притворяются близнецами: они одинаковы по форме, а вот по смыслу – совершенно разные. Что это за слова?

Омонимы!





6 конкурс – «Омонимы».

Ваша задача – определить омонимы, зашифрованные в стихотворных строках:

  1. «Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

  1. Со мной ходи стрельбе учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А часто попадаю в щи.

(Лук)

  1. В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своём значении,

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка)

  1. Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.

(Очки)

Со словами – близнецами вы справились. Посмотрим, знакомы ли вы со словами, разными по звучанию, но близкими по значению. Как называются эти слова?

7 конкурс – «Аукцион синонимов».

Хорошая погода.

Сначала работа в командах, обсуждение; затем аукцион, торг между командами «Кто больше».

8 конкурс – «Конкурс капитанов».

Как вы думаете, сколько слов знает человек?

Учёные полагают, что около пяти тысяч. Конечно, это не предел. Словарь А. С. Пушкина содержит более 20 тысяч слов.

А мы посоревнуемся: кто сумеет из одного слова сделать много слов?

Даётся слово ЛЕКАРСТВО; из букв этого слова составить как можно больше слов.

С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались совершенствовать его в трёх направлениях: научиться писать, во – первых, красиво, во – вторых, быстро, а в – третьих, (и это, наверное, самое главное!) грамотно.

А что такое грамотное письмо?

Как обстоят дела с грамотностью в нашей школе?

9 конкурс – «Домашнее задание».

Вы должны были поискать ошибки в оформлении школы (в фойе, в коридорах, в классах, в столовой…)

Какие ошибки и где вы нашли?

Жюри подводит итоги.

Ребята оценивают свою работу в группах.

На этом наша игра заканчивается.

Надеюсь, она убедила вас в том, что заниматься таким предметом, как русский язык, вовсе не скучно, а даже, наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни.

5



Просмотр содержимого документа
«Приложение»

1




2






3







4








5









6










7











8












9















10

















Кроссворд «Теоретический»


  1. Мужской, женский, средний…

  2. Единственное и множественное…

  3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

  4. Звук, при образовании которого выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

  5. Слова одной и той же части речи, но противоположные по значению.

  6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

  7. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и подчеркивается -----------------.

  8. В конце чего ставится .!?

  9. Часть речи, которая обозначает признак предмета.

10.Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?



Расставьте пропущенные знаки препинания


  1. Дом царевна обошла

Все порядком убрала

Засветила богу свечку

Затопила жарко печку

На полати взобралась

И тихонько улеглась.


  1. Разбегайтесь ручьи

Растекайтесь лужи

Вылезайте муравьи

После зимней стужи.


  1. Гроза прошла и ветер белых роз

В окно мне дышит ароматом

Еще трава полна прозрачных слез

И гром вдали гремит раскатом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!