СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Математика и мир искусства"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью данного мероприятия является попытка сформировать у учащихся убеждение в том, что математика, искусство и красота – понятия неразделимые. Математика – это царица всех наук, её красоте, мудрости, стройности и гармонии можно только бесконечно удивляться и восхищаться ею. Искусство – это точное соблюдение законов математики, гармония, пропорциональность, творческое вдохновение, художественное мастерство. Законы математики действуют даже в тех областях, где их менее всего ожидалось встретить: в живописи, музыке, скульптуре. И тем не менее, это так. Данное мероприятие призвано познакомить учащихся и убедить их в справедливости этого положения. Думается, что учащиеся, посетившие это мероприятие смогут шире  взглянуть на окружающий мир, ещё и ещё раз поразиться неразрывному сочетанию науки и искусства, пополнить свой багаж знаний. В ходе мероприятия учащиеся познакомятся с большим количеством иллюстративного материала, это станет возможным путём использования презентации.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике»


МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области





CЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА

«Математика

и мир искусства»




Подготовила учитель математики

Семенихина Людмила Михайловна











2015 г.


Общешкольное мероприятие по математике

"Математика и мир искусства"

Цель: попытаться сформировать у учащихся убеждение в том, что математика, искусство и красота – понятия неразделимые.

Задачи:

1.Познакомить детей с математиками, которые были связаны с миром культуры.

2. Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления.

3. Обучение решению арифметических задач различного типа, составленных известными писателями.
4. Формирование приемов умственной и исследовательской деятельности.
5. Воспитание интереса к истории математики.

Материалы и оборудование:

Плакат: В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

Н.Е. Жуковский.

Мультимедийное оборудование для показа презентации.

Оборудование для усиления звука.

Костюмы для сценок.

Форма проведения: устный журнал.

Участники: учащиеся 5 -11 классов.

Место проведения: актовый зал Районного Дома Культуры.

План проведения:

  1. Вступительное слово.

  2. Страница 1 – Пифагор.

  3. Страница 2 – Омар Хайям.

  4. Страница 3 – Леонардо да Винчи.

  5. Страница 4 – Льюис Керролл.

  6. Страница 5 – Софья Ковалевская.

  7. Заключение.

Ход мероприятия.

- Добрый день!

- В эфире математический канал с устным журналом  «Математика и мир искусства». (Слайд №1, приложение)

- Некоторые считают, что математика – «сухая наука». Но это вовсе не так. В ней много удивительного. Ею всегда интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий. Например: (Слайд №2, приложение)

  • Русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет;

  • Крупнейший русский математик XIX в. Буняковский В.Я. был поэтом;

  • Математику любили Гоголь, Пушкин, Лермонтов, а Л.Н. Толстой занимался составлением арифметических задач.

Поэтому эпиграфом нашего журнала будут слова Н.Е. Жуковского: (Слайд №3, приложение)«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».

Наш журнал посвящён математикам, которые были связаны с миром культуры.

  1. Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
    Сражённый за великие творенья.
    Пусть вспомниться известный вам Виет,
    Открывший формулу для уравнений.

  2. Тебе знаком талантливый Декарт –
    Систем координат создатель.
    Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
    Коперник геометрии, творец, ваятель.

  3. Велик и ныне Чебышев – титан,
    А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!
    Талант могучий был им дан
    Дана была им гениальная смекалка.

  4. Творцы великих мыслей и идей,
    Какие род людской вынашивал столетья.
    Пройдя сквозь бури трудных дней,
    Переживут уже тысячелетья.

  5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:
    «Наука математика – царица всех наук».
    Не зря поэтому он завещал –
    Творить в огне трудов и мук.

  6. Безмерна роль её в открытии законов,
    В создании машин, воздушных кораблей.
    Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
    Каких дала история до наших дней.

  7. Пусть ты не станешь Пифагором,
    Каким хотел бы, может быть!
    Но будешь офицером ты, учёным,
    И будешь честно Родине служить.

1 страница нашего журнала посвящена одному из самых таинственных героев поворотной эпохи – Пифагору. (Слайд № 4, приложение)

Пифагор – это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул. («Пифагор» значит «убеждающий речью»).

В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрёл 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими жёнами и детьми образовали громадную школу и создали государство, названное «Великая Греция», в основу которого были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди.

Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией (любомудрием).

Пифагор был строгим вегетарианцем.

Победителем Олимпийских игр по кулачному бою, V в. до н.э.

Пифагор создал самую яркую и самую современную «религию»: воспитал в человечестве веру в могущество разума, уверенность в том, что ключом к тайнам мировоззрения является математика. Музыка для Пифагора стала даже не средством вдохновения, а предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашёл прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число».

Пифагор рассчитал математические отношения, которые легли в основу построения музыкального ряда. Он полагал, что сочетание звуков благозвучно, если длины струн музыкальных инструментов находятся в правильном отношении. На этой основе были составлены интервалы, лады и вся гамма.

Гармонию этого ряда первым показал Иоганн Себастьян Бах в своем цикле произведений для клавира и органа.

И есть еще одно замечательное явление, которое мы наблюдаем в произведениях таких великих композиторов как Бетховен, Гайдн, Моцарт, Шопен (Слайд № 5): оказывается кульминация – наивысшая точка – находится не в середине произведения, а в «точке золотого сечения». Это придает музыке особую выразительность и гармонию.

Звучит музыка (Слайд № 6, приложение)

Кроме этого, теоремой Пифагора и пифагорейской школой восхищается человечество на протяжении всей истории, им посвящают стихи, песни, рисунки, картины. Так, художник Бронников Ф.А. (1827-1902) нарисовал картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»

Картина передаёт пафос преклонения учеников легендарной школы перед единой гармонией, царящей в мироздании («космосе»), музыке и числе.

В Греции была выпущена почтовая марка по случаю переименования острова Самос в остров Пифагорейон. На марке надпись: «Теорема Пифагора. Эллас. 350 драхм». Эта красивая марка – почти единственная среди многих тысяч существующих, на которой изображён математический факт.

Сценка «Пифагор»

2 страница

Известного математика Д. Гильберта однажды спросили о судьбе одного из учеников, подававшего когда-то большие надежды. «А тот, – вспомнил Гильберт – он стал поэтом. Для занятий математикой у него слишком мало воображения».

Но это ни в коем случае не относится к Омару Хайяму, о котором следующая наша страница. (Слайд № 7, приложение)

Крупнейший персидский математик родился, вероятно, в 1048 году в городе Нишапур в Хорасане (северо-восток современного Ирана) и умер в 1123 г. (точные даты неизвестны).

«Хайям» означает «палаточный мастер», по-видимому, это была профессия отца. Он жил и работал в Самарканде, Бухаре, Исфахане; занимался астрономией (возглавлял столичную обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря), математикой (написал комментарии к «Началам» Евклида; внёс большой вклад в теорию доказательств).

Как гражданин своей страны и своего времени, Омар Хайям был человеком верующим, а как математик – думающим, что вовсе не способствовало дружбе математика с мусульманским духовенством.

Хайям писал замечательные четверостишия – рубаи, в которых его вольнодумство проявилось во всей полноте, за которые его так ненавидело духовенство, и за которые его по сей день чтит весь мир.

  1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
    Два важных правила запомни для начала:
    Ты лучше голодай, чем что попало есть,
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

  2. Прекрасно – зёрен набросать полям!
    Прекрасно – солнце в души бросить нам!
    Но подчинить ДОБРУ людей свободных
    Прекраснее, чем волю дать рабам!

  3. Благородство и подлость, отвага и страх –
    Все с рождения заложено в наших телах.
    Мы до смерти не станет ни лучше
    Мы такие, каким нас создал Аллах.

  4. В сей мир едва ли снова попадём,
    Своих друзей вторично не найдём.
    Лови же миг! ведь он не повторится,
    Как ты и сам не повторишься в нём.

  5. Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
    Её цени, в ней черпай наслажденье.
    Как проведёшь её, так и пройдёт.
    Не забывай: она твоё творенье.

3 страница

«Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство», (Слайд №8, приложение) – говорил великий художник Леонардо да Винчи (Слайд №9, приложение) и ему посвящена 3 страница нашего журнала.

Он в XVI веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря» (Слайд №10, приложение), портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.

Монтаж

  • На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель, биолог – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор… Все это – Леонардо да Винчи.

  • Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом.

  • Он опередил свое время на несколько веков вперед.

  • Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.

  • Леонардо да Винчи - самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта - острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира.

  • Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне.

  • Простое перечисление его интересов кажется невероятным и повергает в недоумение своим разнообразием: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов и их составляющих, оружия, парашюта, подводной лодки и пр.







Сценка «Леонардо да Винчи»

Ведущий. Вот к нам подходят два замечательных деятеля эпохи Возрождения. Гениальный живописец, ученый и инженер Леонардо да Винчи (1452 -1514) и автор популярных руководств по математике монах Лука Пачоли (ок. 1445 -1514).

Пачоли. Дорогой Леонардо, ты прекрасно выполнил иллюстрации для моей книги «О божественной пропорции».

Леонардо. Спасибо за похвалу, друг. По всей Европе строятся дворцы и храмы, а твоя книга, посвященная в основном зодчеству, укажет строителям верный путь. Сейчас, как никогда, нужны архитектурные знания, а человек, влюбленный в практику без науки, словно кормчий, вступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Возьмем хотя бы твои исследования золотого сечения. Ты правильно назвал его исключительным, превосходнейшим, замечательнейшим.

Пачоли. Я думаю, что не преувеличил своих похвал этому древнему открытию. Оно находит применение не только в архитектуре, но и в живописи. Я видел, Леонардо, твой портрет Моно Лизы. Его композиция, как мне кажется, основана на золотых треугольниках, которые являются частями правильного звездчатого пятиугольника.

Портрет Моно Лизы (Джоконды) был написан Леонардо да Винчи (1452 -1519) – гениальным итальянским художником и ученым эпохи Возрождения. Картина привлекла внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на «золотых треугольниках»; точнее, на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника.





Леонардо. Я с большим интересом рассматривал картину Рафаэля «Избиение младенцев». Не знаю, рисовал ли Рафаэль золотую спираль, когда задумывал композицию этой картины, но гравер Раймонди эту спираль увидел, когда завершал эскиз Рафаэля (рис.). он еще больше усилил динамизм и драматизм сюжета, добавив новые элементы композиции, подчеркивающие разворот спирали.


Ведущий. Осмелюсь вас прервать, почтенные сеньоры. Но хочу заметить, что золотое сечение встречается и в природе. Посмотрите на изображение раковины (рис.). на нем точка С делит отрезок АВ приблизительно в золотом отношении.

Леонардо. Я думаю, молодой человек, что мы не раз еще обнаружим в природе интересные математические отношения. Надо только уметь наблюдать. Надо учиться у природы, которая сама по себе есть замечательный сад гармонии. Вот древние умели учится у природы и воплощать свои знания в красивейшие творения. Вспомним хотя бы статую Апполона Бельведерского, издавна почитаемую за образец мужской красоты. Если ее высоту а разделить в отношении золотого сечения (х:а≈0,618) и то же самое проделать с каждой частью, то точки деления придутся на анатомически важные пункты: начало шеи, талию, коленную чашечку… Та же закономерность распространяется на лицо и руки статуи.



Греческий скульптор Леохар (4 в. До н. э.) создал

статую Апполона Бельведерского, воплотившего

представления древних греков о мужской

красоте. Линии, проведенные на снимке,

определяют основные пропорции тела.

Эти пропорции связаны с золотым сечением.





Ведущий. Много позже было измерено несколько тысяч человеческих тел и обнаружено, что для них отношение длины торса до талии к длине всего тела, т.е. отношение х:а, равно 0,615. Таким образом, соотношение частей тела у «статически среднего» мужчины весьма близко подходит к золотому сечению.

Пачоли. Да, в искусстве божественная пропорция –это мать-царица. Без нее не возможно ни ваяние скульптуры, ни создание архитектурного проекта, ни построение в живописи. Пропорции существуют всюду: в математике и механике, в медицине и географии, во всех науках и ремеслах.

Леонардо. Хочу оспорить твое замечание, дорогой друг. Не только пропорциями определяются законы гармонии. В основе красоты многих форм, существующих в природе, лежит, например, симметрия.

Пачоли. Ты прав, Леонардо. Почти все живые существа построены по законам симметрии, недаром в переводе с греческого слово «симметрия» означает «соразмерность».

Леонардо. Нельзя не увидеть симметрию в ограненных драгоценных камнях. Многие гранильщики стараются придать драгоценным камням форму тетраэдра, куба, октаэдра или икосаэдра. Но эти замечательные тела еще и потому красивы, что в основе их пропорциональных линий лежит золотая пропорция. Взять хотя бы икосаэдр. Если соединить два его противоположных ребра, то получится прямоугольник, у которого большая сторона относится к меньшей, как сумма этих сторон к большей.

Пачоли. Ты забыл о додекаэдре, дорогой Леонардо. А ведь это благороднейшее из всех правильных тел. Додекаэдр покрыт правильными пятиугольниками, которые также тесно связаны с золотой пропорцией.





Ведущий. А вы никогда не задумывались, благородные сеньоры, что алмазам и другим драгоценным камням сравнительно легко придать какую-либо форму, поскольку они раскалываются по некоторым строго определенным плоскостям?

Леонардо. Не хочешь ли ты сказать, что форма того или иного многогранника естественна для драгоценных камней?

Пачоли. Если это так, то, значит, наши потомки проникли в еще одну тайну гармонии.

Леонардо. Итак, не только пропорции определяют гармонию, но и различные виды симметрий, которые тоже подчиняются математическим закономерностям.

Ведущий. Надо упомянуть еще и о периодичности как о законе гармонии. Не правда ли, прекрасны бегущая волна, повторяющиеся соловьиные трели? Периодические колебания бесконечно разнообразны. Однако многие из них описываются тригонометрическими функциями.

Пачоли. Нам непонятны твои слова «тригонометрические функции», но мы твердо знаем, что человек способен еще много интересного о красоте мира и том, что и почему ему представляется прекрасным.

Леонардо. Но как коротка человеческая жизнь! Я не успел узнать и сделать и десятой части того, что меня интересовало.

Пачоли. Не печалься, Леонардо. Многое из того, что ты задумал, воплотят в жизнь твои ученики. Пойдем, я покажу тебе один интересный механизм…

(Оба друга уходят.)

Стихотворение, посвященное Леонардо да Винчи.

О, Винчи, ты во всем — единый: 
Ты победил старинный плен. 
Какою мудростью змеиной 
Твой страшный лик запечатлен! 

Уже, как мы, разнообразный, 
Сомненьем дерзким ты велик, 
Ты в глубочайшие соблазны 
Всего, что двойственно, проник. 

И у тебя во мгле иконы 
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль 
Полуязыческие жены,— 
И не безгрешна их печаль. 

Пророк, иль демон, иль кудесник, 
Загадку вечную храня, 
О, Леонардо, ты — предвестник 
Еще неведомого дня. 

Смотрите вы, больные дети 
Больных и сумрачных веков 
Во мраке будущих столетий 
Он, непонятен и суров,— 

Ко всем земным страстям бесстрастный, 
Таким останется навек — 
Богов презревший, самовластный, 
Богоподобный человек.

Дмитрий Мережковский


4 страница

Продолжаем листать странички нашего журнала, хочется вспомнить учёного, жившего в XIX веке и работавшего в области математического анализа, который фактически завершил создание стройной теории математического анализа Карла Теодора Вильгельма Вейерштрасс «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом». (Слайд №11, приложение)

Следующий наш рассказ будет о Чарлзе Доджсоне (Слайд №12, приложение), - английском священнике, профессоре математики, авторе знаменитой повести - сказки «Алиса в стране чудес», известном под именем Льюис Кэрролл (1832-1898). Однажды «в золотой полдень» во время лодочной прогулки по небольшой тихой речке Айсис молодой преподаватель математики Чарлз Доджсон начал импровизировать сказку для своих юных спутниц – Алисы и её сестёр – дочерей ректора Лиддела.

Счастливо придуманная Кэрроллом страна чудес увлекла не только Алису Лиддел, и не только детей. Когда приключения Алисы стали книгой, оказалось, что она заинтересовала философов, филологов – даже поразила и взбудоражила: столько в ней высказано оригинальных гипотез, что они до сих пор ещё способны вести жгучие споры, высказывать различные догадки и предположения. Короче говоря, день лодочной прогулки, 4 июля 1862 года стал красным днём в истории английской литературы, подарившей миру книгу об Алисе.

Просмотр кадров из мультфильма «Алиса в стране чудес»

Сценка из книги «Алиса в стране чудес» (Приложение 1) (Слайд №13, приложение)

5 страница

«Математик должен быть поэтом в душе», (Слайд №14, приложение) – говорила первая женщина математик Софья Ковалевская, о ней пятая страничка нашего журнала. (Слайд №15, приложение)

Родилась Софья Ковалевская в 1850 году в семье помещика, генерал-лейтенанта в отставке Василия Васильевича Корвин-Крюковского. Уже в 3-х летнем возрасте Софью считали вдумчивым и самостоятельным ребёнком, имеющим собственное мнение. Маленькой девочке, не умеющей читать и писать, дядя, Пётр Васильевич, любитель математики, подолгу рассказывал о квадратуре круга, асимптотах, бесконечности. Непонятные слова будоражили воображение девочки. В 8-летнем возрасте, при оклейке стен детской комнаты, не хватило обоев, и родители оклеили часть стен лекциями по высшей математике выдающегося математика того времени Остроградского. Странные записи и знаки привлекали внимание девочки, и она часами их рассматривала, пытаясь проникнуть в их смысл. Ежедневное их разглядывание привело к тому, что эти формулы в памяти Софьи запечатлелись навсегда.

В 15 лет девочка начинает серьёзно заниматься высшей математикой. Она от своего учителя узнаёт о пределе, производной. И о чудо! Всё это оказалось знакомым и близким, именно эти понятия были в формулах на стене детской. Софья Ковалевская за свой вклад в развитие математики была признана величайшим учёным, при этом она обучалась в университете, все знания приобретала самостоятельно. Почему? дело в том, что в те же времена в России доступ женщин в высшие учебные заведения был закрыт, учиться в университете можно было лишь за границей, только с согласия отца или мужа, так как отец Софьи не разрешил ей это, она заключила брак с учёным Владимиром Ковалевским.

Сценка (Приложение 2) «Жажда знаний»

В 24 года она закончила университет в Германии и вернулась в Россию доктором философии. Но на Родине не смогла найти применение своему таланту: женщин не брали преподавателями в высшие учебные заведения. И лишь Стокгольмский университет (Швеция) пригласил её на должность профессора математики, в котором она проработала до конца своей жизни.

Вклад Софьи Васильевны в русскую и мировую науку был огромен. За решение задачи о вращении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки Парижская академия наук в 1888 году присудила Ковалевской премию.

Помимо математического таланта Софья обладала незаурядным литературным талантом, и никогда не могла решиться посвятить себя чему-то одному: математике или литературе. Ею были написаны романы (Слайд № 16): "Воспоминания детства», «Нигилистка», «Три дня в шведском крестьянском университете», многочисленные лирические стихотворения. Один из её стихов "Пришлось ли".

Отрывок из стихотворения “Пришлось ли?”

Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданного волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалось для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца и без начала
Осталась песня навсегда.

Трагически закончилась, оборвалась жизнь этой одарённой женщины: в возрасте 41 года возвращаясь из Франции в Швецию, она заболела воспалением лёгких и умерла. И хотя С.В. Ковалевская была вынуждена жить и работать за границей, она в нашей памяти остаётся истинной патриоткой, дочерью России, прославившей свою Родину в науке. (Слайд № 17, приложение)

Такая женщина заслуживает, чтобы мы посвятили ей стихотворение поэта-математика Валерия Яковлевича Брюсова.

Стихотворение В. Я. Брюсова «Женщине»

Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

«Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это –важнейшие виды прекрасного», – говорил Аристотель.

Поэтому математика достойно того, чтобы о ней слагали стихи. Давайте послушаем их в исполнении наших юных, а в будущем возможно
великих математиков.

Песня на мотив «Учат в школе»

Учащиеся 5-х классов читают свои стихи, посвященные математике

Сегодня ты пришёл вот в этот зал

Чтоб посидеть, подумать отдохнуть.

Умом своим на всё взглянуть.

 

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел быть может быть,

Но будешь ты рабочим, а может и ученым

И будешь математику любить.


Сумма сразу трех наук

Нас не испугает,

Математика - царица,

Это каждый знает.

Много формул, много чисел,

Интегралы, корни...

Все по правилам оформим

В надлежащей форме.

Любит строгость алгебра,

Это не отнять.

Но без ее законов

Ни с чем не совладать.

Мерить землю - дело

Вроде бы простое,

Однако не потерпит

Оно в мозгах застоя.

С эпохи Пифагора

Прошло немало лет,

Но лучше геометрии

Для нас науки нет.



Песня «Гимн математике»

На этом наш устный журнал закончен. Мы желаем вам счастья от минус до плюс бесконечности. Чтобы Ваши удачи и победы приумножались, а неудачи и поражения делились и вычитались!

До новых встреч! Благодарим за внимание.

Практическая реализация.

Главной целью данного мероприятия является попытка сформировать у учащихся убеждение в том, что математика, искусство и красота – понятия неразделимые. Математика – это царица всех наук, её красоте, мудрости, стройности и гармонии можно только бесконечно удивляться и восхищаться ею. Искусство – это точное соблюдение законов математики, гармония, пропорциональность, творческое вдохновение, художественное мастерство. Законы математики действуют даже в тех областях, где их менее всего ожидалось встретить: в живописи, музыке, скульптуре. И тем не менее, это так. Данное мероприятие призвано познакомить учащихся и убедить их в справедливости этого положения. Думается, что учащиеся, посетившие это мероприятие смогут шире  взглянуть на окружающий мир, ещё и ещё раз поразиться неразрывному сочетанию науки и искусства, пополнить свой багаж знаний. В ходе мероприятия учащиеся познакомятся с большим количеством иллюстративного материала, это станет возможным путём использования презентации.



















































Анализ итогов мероприятия

Мероприятие проведено в рамках «Недели физико-математических наук». В мероприятии было задействовано 96 учащихся – «актеров» и 263 ученика были зрителями. Был сделан акцент на то, что наука и искусство – это два основных начала в человеческой культуре, а также было сделано ударение на то, что подразумевается под математической культурой.

Все мероприятие проходило в виде устного журнала из 5 страниц, которые были посвящены математикам, которые были связаны с миром культуры. Были прочитаны стихотворения об этих математиках, а также прочитаны их стихи, рассмотрены картины великих математиков.

Я, думаю, что цели достигнуты, так как ребята узнали много нового для себя и после мероприятия многие ученики выбрали проекты, связанные с математикой и искусством для участия в школьной научно-практической конференции. Информация об этом мероприятии опубликована в районной газете «Золотухинская жизнь».













Ссылки на используемые материалы

  1. http://festival.1september.ru;

  2. Математика и искусство., Волошинов А.В. , 2000, Просвещение;

  3. Эстетика урока математики. Пособие для учителей. И.Г.Зенкевич. Москва “Просвещение”, 1981.

  4. Гуманитарная математика. В. И. Рыжик. Газета “Математика” № 41, 1997 г. Изд. дом “Первое сентября”.

  5. Краткий очерк истории математики. Д. Я. Стройк, изд. “Наука”, Москва, 1969.

  6. “За страницами учебника математики” Книга для учащихся 10 – 11 классов, Москва, “Просвещение” АО “Учебная литература”, 1996.

  7. “Гипотеза об истоках золотого сечения” Н.Н.Нафиков. © “Школа-Пресс”. Ж. “Математика в школе” № 3, 1994.

  8. “Математическое путешествие в мир гармонии” (устный журнал) Е.С.Смирнова, Н.А. Леонидова (Москва). © “Школа-Пресс”. Ж. “Математика в школе” № 3, 1993.

  9. “Книга М. Веннинджера “Модели многогранников” на занятиях кружка” И.И. Дырченко (г. Ташкент) © “Школа-Пресс”. Ж. “Математика в школе” № 3, 1993.

















Просмотр содержимого презентации
«Математика и мир искусства»

Устный журнал «Математика и  мир искусства»

Устный журнал

«Математика

и

мир искусства»

Пифагор  ( 576 г. до н.э. – 496 г. до н.э.)

Пифагор ( 576 г. до н.э. – 496 г. до н.э.)

  • Древнегреческий философ
  • «Пифагор» - «убеждающий речью»
  • После первой лекции приобрел 2000 учеников
  • Основатель пифагорейской школы
  • Строгий вегетарианец
  • Победитель Олимпийских игр по кулачному бою, V в. до н.э.
Математическая музыка Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром.  Математика и музыка - два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.

Математическая музыка

Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром.

Математика и музыка - два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.

Омар Хайям  (1048 – 1123)

Омар Хайям (1048 – 1123)

  • Персидский математик, астроном
  • «Хайям» означает «палаточный мастер»
  • Автор знаменитых рубаи
Леонардо да Винчи  (1452 – 1519)

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

  • Сын зажиточного нотариуса и простой крестьянки
  • Скульптор и зодчий
  • Художник и теоретик искусства
  • Математик и механик-изобретатель
  • Биолог и анатом
  • Физик и астроном
Аполлон Бельведерский.Скульптор Леохара (середина V века до н.э.)

Аполлон Бельведерский.Скульптор Леохара

(середина V века до н.э.)

Симметрия в природе  Симметрия широко распространена в природе. Ее можно наблюдать в форме листьев и цветов растений, в расположении различных органов животных.

Симметрия в природе

Симметрия широко распространена в природе. Ее можно наблюдать в форме листьев и цветов растений, в расположении различных органов животных.

«В огромном саду геометрии каждый найдет букет себе по вкусу.» Д. Гильберт

«В огромном саду геометрии каждый найдет букет себе по вкусу.»

Д. Гильберт

Великая книга природы написана на языке математики. Галилео Галилей

Великая книга природы написана на языке математики.

Галилео Галилей

Золотое сечение в архитектуре Парфенон (5 в. до н.э.) Пантеон Покровский собор (Василия Блаженного 16 век). Храм Покрова Богородицы на Нерли (1165 год ).

Золотое сечение в архитектуре

Парфенон (5 в. до н.э.)

Пантеон

Покровский собор (Василия Блаженного 16 век).

Храм Покрова Богородицы на Нерли (1165 год ).

Тайная вечеря ( 1494—1498 )

Тайная вечеря ( 1494—1498 )

«Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом»     К. Вейрштрасс

«Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом» К. Вейрштрасс

Льюис Кэрролл   (1832-1898)

Льюис Кэрролл (1832-1898)

  • Настоящее имя Чарльз Доджсон
  • Английский священник
  • Профессор математики
  • Автор знаменитой повести-сказки «Алиса в стране чудес»
Эпилог Алиса, сказку детских дней Храни до седины. В том тайнике, где ты хранишь Младенческие сны, Как странник бережет цветок Далекой стороны.

Эпилог

Алиса, сказку детских дней

Храни до седины.

В том тайнике, где ты хранишь

Младенческие сны,

Как странник бережет цветок

Далекой стороны.

«Математик должен быть поэтом в душе»     С.Ковалевская

«Математик должен быть поэтом в душе» С.Ковалевская

Софья Васильевна Ковалевская – принцесса науки

Софья Васильевна Ковалевская – принцесса науки

Парижская Шведская  Академия наук Академия наук

Парижская Шведская Академия наук Академия наук

Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.  Это не только стройная система законов, но и уникальное средство познания красоты. «Математика есть прообраз красоты мира» (В.Гейзенберг)

Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Это не только стройная система законов, но и уникальное средство познания красоты.

«Математика есть прообраз красоты мира»

(В.Гейзенберг)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!