Конституция России – основной закон нашей страны.
Цели:
1. формирование у учащихся понимания значения Конституции и государственных символов Российской Федерации
2. воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма .
3. расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся
Задачи:
•популяризовать государственные символы РФ;
•знакомить со значением государственных символов РФ;
•развивать познавательные способности;
•формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
•воспитывать уважение к символам государства.
Оборудование:
- Аудио видео запись «Моя Россия».
- Аудиозапись гимна РФ.
- Презентация «Россия- Родина моя».
- Образец «Флаг РФ» (настольный, на подставке).
- Конституция РФ.
Эпиграф
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
(А.Мицкевич)
1. Организационный момент.
2. Погружение в проблему.
Урок начинается с клипа «Моя Россия»
Учитель:
- Ребята, в какой стране мы живем?
Ученики:
- России..
Учитель:
Сегодня это мероприятие мы посвящаем разговору о Конституции. Как вы думаете, почему?
Ученики:
12 декабря 2017 года - Российской Конституции исполняется 25 лет.
Учитель:
Ребята, а что такое Конституция?
Ученики:
(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление)
Учитель раздает Конституцию РФ.
Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?
Ученики: свои варианты ответов.
Учитель: прошу выйти ученика и дать свой вариант ответа.
Ученик: выходит и объясняет значение слова Конституция которая дублируется на экране проектора.
К - кодекс, конвенция;
О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;
Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;
Т - территория;
И - инициатива, инаугурация;
Т - толерантность;
У - управление, урегулирование, установление;
Ц - центр, ЦИК;
И - институт, исполнитель;
Я - «я» - личность, «я» - гражданин..
История конституциализма в России.
Ребята, вспомните, когда впервые в России заговорили о конституции?
Ученики: ученики предлагают свои варианты ответов.
Рассказ учителя.
В начале 20 века, в период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест 17 октября.
Царь «даровал» населению политические и гражданские права и свободы, гарантировал участие в выборах нового законодательного органа Государственной Думы тех слоев населения, которые ранее были лишены права голоса.
Таким образом, этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым русским парламентом.
Конституция России.
В России до определенного периода не было закона, под названием Конституция. Когда же он появился?
Почему не было до этого периода конституции в России.
Ученики: (была абсолютная анархия)
В 1918 году 5-м Всероссийским съездом Советов была принята первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В 1925 году была принята вторая конституция РСФСР основной идеей которой было построение социализма и добровольное объединение равноправных народов в Союз.
1937 году - третья конституция РСФСР. Впервые была выделена глава, посвященная правам и обязанностям граждан.
Конституция 1978 года считается конституцией развитого социализма, и выполняет политико-пропагандистские функции.
Что предшествовало созданию и принятию последней Конституции России в 1993 года?
Ученики:
Государственного переворота, развал СССР.
Учитель:
- 14 сентября 1993 г. Президент подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем, Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции РФ на референдум.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции.
Конкурс проводит ученик.
Конкурс «Символы побед»
Государственный флаг
Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственные флаги: а) России; б) Ставропольского края.
Государственный гимн.
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
Государственный герб.
Команды получают изображения государственных гербов РФ и Ставропольского края . Необходимо найти ошибки.
Учитель: Молодцы!
Ученик выходит и проводит конкурс.
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотению”).
Следующий ученик проводит еще 1 конкурс
Конкурс. “Песня о правах”.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
“Может знает лес” (право на жизнь).
“ На крутом бережку” (право на отдых).
“Наташка-первоклашка” (право на образование).
“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет).
Последний конкурс проводит учитель.
Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Подведение итогов.
Ученик выходит и читает
стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
На экране появляется изображение флага РФ.
Государственный флаг - это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Звучит Гимн РФ. На экране – символы государства РФ
Конституция
справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция – обладает высшей юридической силой.
Конституция – закон, основа демократии.
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
12 декабря – День Конституции РФ