Основная часть | Послушайте внимательно загадки и попытайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке. Он бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит, Хоть безрукий, но, бывает, Груши с веток обрывает — Так порою он сердит. Только что он был везде, Миг — и нет его нигде! А теперь возьмите листочек бумаги и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? Поднимите руку те, кто уже догадался, какая тема нашего занятия? Попробуйте сформулировать её. Как вы думаете, что такое ветер? Воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром. - Любите ли вы пускать мыльные пузыри? А запускать воздушного змея? А делать бумажные самолетики? Как вы думаете, почему все они летают? Ну, пузыри — понятно — потому что очень легкие. Змея поднимает и держит ветер. А бумажные самолетики взмывают в воздух, когда мы придаем им ускорение. Но потом падают. А может ли пузырь, воздушный змей или бумажный самолетик полететь туда, куда ему захочется? Нет, конечно. А.С. Пушкин описывая в своем стихотворении ветер говорил о нем так: ...Ветер, ветер, ты могуч ты гоняешь стаи туч ты волнуешь сине море всюду веешь на просторе... Давайте попробуем объяснить значение слов: могуч, гоняешь, всюду веешь. А теперь мы превращаемся в ветер. Встаньте все со своих мест. Имитационная игра «Дерево» Наши ноги — это корни, Наше туловище — ствол, Наши руки — это ветви, Наши пальцы — это листья! (Звучит музыка). - Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) - Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) - Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.) - Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер? Действительно, самой простой метод- это просто посмотреть в окно. Если листочки на деревьях колышутся, то на улице есть ветер. - А как можно определить направление ветра? Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. Если нам захочется убедиться в верности своих ощущении, то нужно просто подбросить в воздух что-нибудь легкое, например, горсть пыли. Пыль, конечно, полетит ,по ветру. Только вот какая проблема. Направление, в котором полетит наша пыль, не будет направлением ветра . Почему? Да потому что направлением ветра считается направление, откуда он дует. Давайте раз и навсегда запомним очень простое правило, направление ветра — это направление, откуда он дует. Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером . Давайте повторим: флюгер — прибор для определения направления ветра. Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вращающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра. Другие способы определения: - По флагу; - По дыму; - По конусам. А как вы думаете, ветер постоянно движется в одном направлении или может иметь разные направления? Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока, то юго – восточным и т.д. Ребята, а какое значение имеет ветер для человека? Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью. Еще ветер очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов. Вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов. Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер. И сейчас вас ждет вот какое задание. У вас на столах лежат листы бумаги. ваша задача, с помощью цветных карандашей, в паре со своим соседом нарисовать такое приспособление которое в своей работе будет использовать ветер. Это может быть прибор как существующий уже в природе (ветреная мельница), а можете нарисовать такой, который ещё не придуман. Используйте свое воображение. На это задание вам дается 5 минут, после мы посмотрим несколько работ через документ-камеру. | -Ветер -Мы чувствуем ветер -Это когда воздух перемещается. -Да, любим. -Им помогает летать ветер. -Могуч- то есть силен; гоняешь- то есть передвигаешь; всюду веешь- то есть дует в разных направлениях. *Играют в игру. Повторяют движения за педагогом* -Можно посмотреть в окно. *Ответы детей* -Флюгер- прибор для определения направления ветра. -Ветер может иметь разные направления. *Предположения детей* *Рисуют рисунки* | Л- 2,3; Р- 2,4; П- 2,3; К- 1,2,3. |