СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме "Семьей единой!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для классных часов или внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание: любовь к родному краю, малой родине. Исторические сведения о празднике "День народного единства ".

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме "Семьей единой!"»



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «Семьей единой!»

Слайд 1 (рассказывает ученик)

Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет.
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев.
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель: 4 ноября в России отмечают праздник, который имеет красивое название «День народного единства»

Этот праздник достаточно новый, отмечается с 2005 года, т.е. ему всего 15 лет. Однако у него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. Слайд 2 Учитель: День народного единства связан с событием 1612 года. Именно 4 ноября народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и новгородского князя Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу. Как поляки оказались в Москве? После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича, который не оставил наследника и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов Слайд 3. Учитель: Однако для знати его права на высшую власть являлись незаконными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени. В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов. Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками. Слайд 4. Учитель: В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска. Это событие имеет большое значение для страны. Во-первых, с изгнанием поляков завершилось Смутное время. Это было время разбоев, грабежей, голода, на троне один за другим сменялись самозванцы, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного. Во-вторых, в стране избрали нового царя – Михаила Федоровича из династии Романовых. Как вы понимаете, что такое Смута? (Борьба между боярами и царской властью, тяжёлое экономическое положение государства, глубокий социальный разлад в стране.) Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (Правительство, армия, законы). Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. Слайд 5. Учитель: Перед вами портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Давайте познакомимся подробнее с героями этих событий. Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий). Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину. Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского. К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков. Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь. Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах. В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился. Слайд 6. Учитель: Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России.

Слайд 7. Учитель: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Праздник иконы Казанской Божьей матери

Слайд 8. Учитель: Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века. Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.

Слайд 9. Учитель: Как вы думаете, что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину). Как называется наша Родина? Россия – многонациональная страна, в ней живут разные народности (рассказывает ученик) Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна. Действительно, народов и народностей в нашей стране очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной. Учитель: Чем отличается один народ от другого? (Языком, историей, культурой и др.) Учитель: А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (Общая Родина — Россия) Всем народам нужно относиться друг к другу с уважением, чтобы жить как одна семья. Нужно ценить их обычаи, жить дружно и в мире, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их. Слайд 10. Учитель: Для многих из нас «малая» Родина начинается с родного села, с родного города, с улицы нашего детства, со школьной скамьи. Показать видеоролик о своем поселке, о районе (Из проекта «Моя малая Родина»). На просторах нашего края безмолвными свидетелями минувших веков сохранились курганы, городища. Здесь жили вятичи. Возделывали землю, занимались ремеслом, торговлей. Показать презентацию: «История моего народа»

Первое упоминание о существовании Тулы относится к 1147 году. Название «Тула» связано с речкой Тулицей. Владимир Иванович Даль, известный языковед и писатель 19 века, толковал слово «Тула», как «скрытное, недоступное место, затулье, притулы для защиты». И в это верится, потому что защищаться вятичам приходилось часто: от хазар и от князей - киевских, новгородских, рязанских, а позднее от орд Батыя, которые порушили многие города и поселения. Не всякий мог ужиться здесь. Ведь в любой день и час нужно было быть готовым с оружием отразить нападение врага. Потому смелый и ловкий народ обосновался в Туле. И эти качества навсегда закрепились в характере туляков. Слайд 11. Учитель: В 2020 году исполнится 500 лет одному из наиболее загадочных средневековых произведений русского оборонного зодчества - Тульскому Кремлю. Тульский Кремль – самое древнее сооружение города, донесшее до нас память о мужестве и боевой доблести предков. Кремль был построен по указу Московского государя Василия третьего. Важной причиной сооружения крепости была защита бродов через реку Упу и знаменитой дороги, «Муравский шлях» – по которой в Московское государство с юга вторгались неприятели. За свою жизнь, Тульский Кремль не менее 20 раз подвергался татарским набегам. Особо важную роль он сыграл в период противостояния с Казанским Ханством, выдержав яростную атаку войск хана Девлет Гирея, численностью около 7 тысяч человек, 22 июня 1552 года. Воинский гарнизон Тульской крепости был небольшим. Однако простые жители Тулы вместе с воинами за этот день отразили все атаки неприятеля, и даже остановили его после того, как осаждавшим удалось взломать одни из ворот, завалив пролом камнями и брусом. Осаждавшие узнали, что к Тулякам спешит помощь. Опасаясь разгрома, армия Девлет-Гирея начала отступление, и в этот момент Тульское ополчение, через открытые ворота Кремля обрушилось на врага врукопашную. Татары бежали, оставляя шатры и бросая колесницы. Тульский кремль, в отличие от большинства своих собратьев, расположен в низине, на болоте. Это место наши предки сочли самым удобным для расположения крепости. Со всех сторон кремль был окружен естественными преградами: с севера и северо-востока полноводными в те времена Упой и Тулицей, с юго-востока — речкой Хомутовкой, с юго-запада — Ржавским болотом. К тому же Кремль с трех сторон был окружен рвом, наполненным водой, через него к воротам были переброшены подъемные мосты. В случае опасности их убирали.

Внешний вид кремля напоминает кладку древнеримских зданий. Роднит с римскими зданиями Тульский кремль и форма перекрытий башен, бойниц, и навесные бойницы (машикули), и завершение стен зубцами в виде ласточкиного хвоста. Тульский кремль имеет на своей территории 9 башен и ни одна не повторяет другую.

Слайд 12. Учитель: За всю историю Тула ни разу не покорилась захватчикам, ни разу не открыла дорогу к сердцу страны – Москве. В далеком 41-м году она не пропустила немецко-фашистские войска, выдержав тяжелейшую оборону. Ей судьбой было предназначено стать щитом и арсеналом России. За подвиг защитников в годы Великой Отечественной войны Тула была удостоена звания «Город-герой».

Слайд 13. Учитель: У каждого народа своя история, свои традиции, свои промыслы. Древний Тульский край, известный соловьиными трелями, – часть славной истории русского народа. В мирное время слава о тульских умельцах шагает далеко за пределами города. Самовары, пряники, гармони, глиняные игрушки - всё это творение рук золотых умельцев России.

Чем занимались ранее и сейчас занимаются калмыки? (Вели кочевой образ жизни, занимались выведением скота, лошадей, сейчас занимаются скотоводством, овцеводством, выращиванием зерновых культур).

Слайд 14. Учитель: Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Бытует мнение, что самовар всё-таки изобрели туляки, те самые мастера, которых забрал с собой на Урал Никита Демидов в 1701 году. Попав на необжитые места, скучая по горячему сбитню, они придумали штуковину, которая сама всё варила: и чай, и куриные яйца, к примеру, а в последствии мастера сотворили нечто уникальное - самовар на три отделения, в котором можно было приготовить полный обед. Первый самовар был изготовлен в 1778г. в Заречье, на Штыковой улице Назаром Лисициным. Его самоварное заведение положило начало производству самоваров фабричным путем. Это производство оказалось прибыльным, кустари превращались в фабрикантов, а мастерские – в фабрики. В 1826г. в Туле работало уже восемь самоварных фабрик. Самовары делали из красной и зеленой меди, мельхиора, серебра. Основной металл для самоваров был и остается – латунь. Тула – единственный город в стране изготавливает самовары, а с 1956 – электрические. С 1990г. освоена художественная роспись самоваров. Сегодня изготовляют самовары на заводе «Штамп». Учитель: Послушайте стихи о сегодняшнем празднике. (рассказывает ученик)

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Какое стихотворение Давида Кугультинова вы хотели бы рассказать сейчас?

Ученик: «Завещание», как признание в любви к Родине, к тому месту, где он родился и вырос.

« Где б, какими пути мои ни были, По чужой ли, по нашей земле, По железной дороге, по небу ли - Ты со мною - всегда, ты - во мне.

Нарастают пространства великие, От тебя я безмерно далек, Но внезапно лик твой, Калмыкия, Точно малый блеснет огонек.

И горит в уме, разгорается Огонек, чуть видный сперва, И душа моя согревается, Накипают, зреют слова.

И, путями разными следуя - На лету, на плаву, на ходу,- Завожу с тобою беседу я, Разговор беззвучный веду...

Пусть не раз ты смерчами песчаными Застилала солнечный свет, Пусть пугала не раз буранами, Заметала поземкой след,

Пусть заботой суровой смолоду Наделила на все года, Жгла, терзала муками голода, Справедливой была не всегда,-

Все ж меж чуждых гор, меж столицами, В распрекрасном любом краю Без тебя - к кому притулиться мне, С кем тоску утолить мою?!

Тяжесть мук моих, когда надолго Разлучен был с тобой судьбой, Превратилась в легкую радугу, Только встретился вновь с тобой.

В те года, когда, горе, мыкая, Думал: кто б пожалел меня? Не к тебе ль я взывал, Калмыкия?.. Ты во всех несчастьях - броня!..

А разлука наступит вечная - Верю я! - о смерти моей Ты заплачешь, хоть не был, конечно, я Лучше всех других сыновей.

Но за то, что вдали, незримая, Окрыляла мой каждый стих, Будешь ты вспоминать, любимая, Обо мне, о песнях моих...

В пору ясную, в пору грозную, Будь то солнечно иль темно, В ночь ли звездную иль беззвездную Было небо у нас одно.

Пусть огромна земля, которая Всем нам - родина с первых дней, Но всегда был моей опорою Лишь один уголок на ней.

Поздним вечером, ранней зорькою Лишь тобою душа полна, Моя сладкая, моя горькая, Небом данная мне страна!..

Так шуми, цвети степью, нивою, Белый свой, расширяя путь! Благодатною и счастливою, Навсегда живою пребудь!

Учитель: Чему посвящено это стихотворение?

Оно посвящено земле, которую он защищал от фашистов, воспевал в своих произведениях и на которой сделал последний вздох.

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. 

Выразите свое отношение к Родине, соотечественникам, к своей малой родине и людям, живущим в этой удивительной стране.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!