Внеурочное занятие «Узнаём сами»
3-а класс
Тема: «Работа с текстом»
(формирование читательской грамотности на примере работы над рассказом Б. Ганаго «Прозрение»)
Направление: общеинтеллектуальное
Выполнил:
Колупанова Марина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4 г. Грязи Липецкой области
Грязи, 2023
Конспект внеурочного занятия «Узнаём сами»
Тема: «Работа с текстом»(формирование читательской грамотности на примере рассказа Б. Ганаго «Прозрение»), 3 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Цель: формирование читательской грамотности.
Задачи:
учить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов информацию, используя разные виды чтения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении и читательскую компетентность.
Планируемые результаты:
личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
универсальные:
метапредметные:
познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные (работа с текстом):
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в содержании художественноготекста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя):
определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Педагогические технологии:технология продуктивного чтения (смысловое чтение), педагогика сотрудничества, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии.
Ход занятия
Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
Итак, вы готовы? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Ребята, у каждого из вас есть сигнальные карточки: красная, синяя, зеленая. Выберите, пожалуйста, ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на занятии.
Синий цвет– вы хотите узнать и научиться чему-то новому.
Поднимите, пожалуйста, карточки. Спасибо! Надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы все будетеактивно работать и,обязательно пополните копилку своих знаний и умений.
Разминка для ума(работа в группах, проверка)
Вставьте подходящие по смыслу слова.
Скворец
В комнату=== кот. В зубах у кота === скворец. Коля === у него птичку. Мальчик ==== раненое крылышко. Потом Коля ==== скворца на волю.
Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
Восстановите деформированные предложения
чаМет
ыМ с лоКеймилюбтроистьбукики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубеет корямом, а я комлётчи.
III.Определение темы и цели занятия
- Как можно назвать записи, с которыми вы сейчас работали? (тексты) Почему? Сегодня мы продолжим учиться работать с текстами. Что мы формируем, работая с ними? (читательскую грамотность) Скажите, а для чего надо уметь работать с текстом? (для поиска нужной информации, чтобы получать необходимые знания и использовать их, осваивая другие дисциплины, применяя в повседневной жизни, обогащать свой читательский опыт и интеллект, понимать прочитанное, выделять главное и второстепенное, определять основную мысль, составлять план, отвечать на вопросы, самим задавать вопросы по тексту, высказывать свои мысли о прочитанном и др.) А, что нужно для того, чтобы понять текст и выполнить задания к нему? (внимательно читать текст, владеть разными видами чтения: ознакомительным, просмотровым, изучающим, поисковым и выбирать его в зависимости от задания)
IY. Работа по теме занятия
1. Прогнозирование содержания текста.
- Прочитайте четверостишие, оно вам подскажет,о чем пойдет речь в тексте, с которым предстоит сегодня работать.
Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на земле!
- Выскажите свои предположения о теме текста. А теперь я назову вам автора и название текста – Борис Ганаго «Прозрение».
Как вы понимаете значение слова прозрение? (предположения учащихся, обращение к толковому словарю)
Слово «прозрение» образовалось от глагола - прозреть, который имеет несколько значений:
Прозреть – стать зрячим.
Начать понимать, отдавать себе отчёт в чём-то.Заблуждался, но теперь прозрел.
И еще одно значение слова прозрение – это:
Внезапное просветление мысли.
А теперь вспомните четверостишие, которое вы прочитали ранее и название текста, попробуйте по ним предположить, о чем пойдет речь.
2.Чтение текста (первичное, ознакомительное).
- Обратитесь к тексту, прочитайте его про себя.
3. Актуализация знаний, работа с текстом.
- Определите жанр прочитанного произведения (Рассказ – это небольшое художественное произведение, написанное в прозе. В нём повествуется об определённых событиях. Действующие лица - реальные люди. Писатель показывает, как герой относится к событиям, какие поступки совершает).
Определите тип текста и используемый стиль речи (повествование, художественный). В какой форме автор строит текст?(монолог и диалог)
Встретились ли вам в тексте незнакомые слова? (работа над значением непонятных слов:
институт – высшее учебное заведение;
классическая музыка -— образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры;
симфонический концерт— виртуозное сочинение для сольного инструмента, преимущественно фортепиано с оркестром).
Каково построение (композиция) рассказа? (экспозиция (все, что произошло до основного события) - завязка – развитие событий – кульминация (самый напряжённый момент) – развязка
4. Чтение рассказа по ролям (поисковое чтение).
- Назовите действующих лиц этого рассказа(автор, мама, Лёва, одноклассники). Используя поисковое чтение, подготовьтесь к чтению по ролям:
1, 2, 3 группы будут читать за автора,
4,5 группы – за одноклассников,
за маму – Арина,
за Лёву – Артём Киселев,
1 ребенок – , 2 ребёнок -, 3 ребёнок – , 4 ребенок –, 5 ребенок – , 6 ребёнок – .
5. Выполнение заданий к тексту (работа в группах).
- Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить задания, работая в группах. У каждой группы они свои. Не забывайте при этом соблюдать правила групповой работы, командира группы вы выбрали заранее.
1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2.Принимай активное участие в работе, не будь в стороне.
3.Не бойся высказывать своё мнение.
4.Работай тихо. Уважай мнение других участников группы.
5.Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
Задания для группы №1
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. В каком городе учился мальчик?
а) в Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) у него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №2
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Какое значение вкладывает автор, в слово защебетали (одноклассники)?
а) запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.
2. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) когда увидели Леву;
б) когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
3. Что предложили ребята, узнав о его беде?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №3
Выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Восстановите последовательность смены настроения мамы.
__ У мамы на глазах навернулись слезы.
__ Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
__ Мама печально ответила… .
__ По лицу мамы градом катились слезы.
2. Как вы думаете, можно ли плакать от радости? Поясните свой ответ.
а) да;
б) нет.
3. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №4
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое значение вкладывает автор во фразу: «И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?».
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпишите главную мысль этого рассказа.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №5
Выполните задания:
1. Восстановите с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
__ Всемирная известность.
__ Мальчик перестал ходить в школу.
__ Решение ребят не бросать друга в беде.
__ Успешная учеба Левы в школе.
__ Одноклассники у Левы дома.
__ Новые друзья в институте.
2. Составьте план из трех пунктов.
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проверка выполненных заданий(с помощью сигнальных карточек ребята соглашаются (зелёная) или не соглашаются с ответами товарищей). Какие виды чтения помогли вам справиться с заданиями? (поисковое, изучающее, просмотровое)
- А теперь давайте немного отдохнём, исполнив песенку «Бумеранг добра».
Физкультминутка
Оглянись, посмотри вокруг себя,
Вдруг кому-то очень нужен рядом,
Твой совет или добрые слова –
Поделись своим лучистым взглядом.
Пускай ла-ла-ла-ла,
Летит счастье по свету.
Мечтай! Ла-ла-ла-ла,
И мечту не отпускай.
Припев:
Запустим мы бумеранг добра,
И станет мир ярче навсегда.
Вернётся всё – легко - о-о,
К тебе –о-у-о,
Запустим мы бумеранг добра,
И станет мир ярче навсегда.
Вернётся всё – легко -о-о,
К тебе -о-у-о!
Соткан мир из любви, и доброта
Обязательно к тебе вернётся.
Подари даже капельку тепла -
В твоём сердце это отзовётся.
Пускай ла-ла-ла-ла,
Летит счастье по свету.
Мечтай! Ла-ла-ла-ла,
И мечту не отпускай.
7. Продолжение работы с тестом (фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа).
- Давайте возвратимся к названию текста. Как вы думаете о каком «прозрении» идет речь в произведении? Совпали ли ваши предположения о содержании текста?
Вспомните, как звали главного героя рассказа? (Лёня Понтрягин)
События этого рассказы не вымышлены, его герой тоже.Речь идёт о крупнейшем математика XXвека - Льве Семёновиче Понтрягине. Он внес значительный вклад в алгебраическую и дифференциальную топологию, теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления.Как вы думаете, что помогло Льву Семёновичу, не смотря на трагедию, случившуюся с ним, добиться выдающихся результатов? (сила воли, старание, трудолюбие, вера в себя и конечно, помощь друзей и мамы)Что вы можете сказать об одноклассниках Лёвы? Какие они? (неравнодушные,умеют радоваться чужому успеху,сопереживать, дружные, ответственные, старательные)
- Задайте по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно читатели поняли его содержание. Запиши вопрос (индивидуальная работа).Старайтесь придумывать как «тонкие», так и «толстые» вопросы.
Проверка.
V. Обобщение, итог занятия
- Какие чувства вызвал у вас прочитанный текст? Что хотел сказать нам автор, что посоветовал?Чем полезно для вас было чтение этого рассказа? Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока, выполнили ли задачи?
VI. Рефлексия
- Прошу, используя красную (1 вариант ответа на вопрос) и синюю карточки (второй вариант ответа на вопрос), оценить результат сегодняшнего занятия.
1.На занятии я работал активно / пассивно
2.Своей работой на занятии я доволен / не доволен
3.Занятие для меня показался коротким/ длинным
4.Я не устал/ устал
5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6.Материал занятия мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
YI.Творческое задание (на дом)
- Составьте синквейны на темы: «Лёня» и «Одноклассники».
(В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме).
Занятие окончено, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
А знание точно уж вам пригодится.
Приложение
Задания для группы №1
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. В каком городе учился мальчик?
а) в Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) у него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №1
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. В каком городе учился мальчик?
а) в Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) у него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №2
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Какое значение вкладывает автор, в слово защебетали (одноклассники)?
а) запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.
2. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) когда увидели Леву;
б) когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
3. Что предложили ребята, узнав о его беде?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №2
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Какое значение вкладывает автор, в слово защебетали (одноклассники)?
а) запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.
2. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) когда увидели Леву;
б) когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
3. Что предложили ребята, узнав о его беде?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №3
Выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Восстановите последовательность смены настроения мамы.
__ У мамы на глазах навернулись слезы.
__ Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
__ Мама печально ответила… .
__ По лицу мамы градом катились слезы.
2. Как вы думаете, можно ли плакать от радости? Поясните свой ответ.
а) да;
б) нет.
3. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №3
Выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Восстановите последовательность смены настроения мамы.
__ У мамы на глазах навернулись слезы.
__ Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
__ Мама печально ответила… .
__ По лицу мамы градом катились слезы.
2. Как вы думаете, можно ли плакать от радости? Поясните свой ответ.
а) да;
б) нет.
3. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №4
Ответьте на вопросы и выполните задание:
1. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое значение вкладывает автор во фразу: «И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?».
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпишите главную мысль этого рассказа.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №5
Выполните задания:
1. Восстановите с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
__ Всемирная известность.
__ Мальчик перестал ходить в школу.
__ Решение ребят не бросать друга в беде.
__ Успешная учеба Левы в школе.
__ Одноклассники у Левы дома.
__ Новые друзья в институте.
2. Составьте план из трех пунктов.
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для группы №5
Выполните задания:
1. Восстановите с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
__ Всемирная известность.
__ Мальчик перестал ходить в школу.
__ Решение ребят не бросать друга в беде.
__ Успешная учеба Левы в школе.
__ Одноклассники у Левы дома.
__ Новые друзья в институте.
2. Составьте план из трех пунктов.
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________