СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие "Толерантность - путь к культуре мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "Толерантность - путь к культуре мира"»













Классный час

«Толерантность – путь к культуре мира»



Слайд 1 – «Толерантность – путь к культуре мира»

Толерантность. Сегодня очень часто можно услышать фразы такие как: «будьте толерантны», «нужно проявлять толерантность», «будьте терпимы».

Что означает слово – толерантность? Чем она отличается от покорности, безразличия, игнорирования?

Сегодня мы с вами поговорим о толерантности и попробуем разобраться в том, каково же истинное значение этого слова и как стать толерантным человеком.

Слайд 2 – «Уровни толерантности»

16 ноября – Международный день толерантности. Выделяется несколько уровней толерантности:

Цивилизационный, международный, этнический, социальный и индивидуальный. Нас интересует сегодня индивидуальный уровень толерантности – то есть уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Слайд 3 – «Толерантность»

Давайте заглянем в словарь: «толерантность» – это уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире.

Скажите, как вы понимаете фразу: «жить в мире»? В мире каком? В мире людей или в мире без войн и агрессии? Какой он сегодняшний мир?

Видеоролик «конфликты»

В мире сегодня не прекращаются конфликты, которые очень часто превращаются в гражданские войны и революции, вооруженные столкновения, теракты. В них принимают участие не только граждане той страны, в которой происходит конфликт. Очень часто в него вовлекаются третьи лица, и не всегда на стороне справедливости.

Слайд 4 «возложение венков»



В декабре 2010 года президент России подписал закон, установивший важную дату – 15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества. Ранее 15 февраля отмечали вывод советских войск из Афганистана. Обе эти даты помнят не только воины – интернационалисты, но и их близкие, родные и друзья.

Слайд 5 «вечный огонь»

Каждый год в Хабаровске проходит шествие от Комсомольской площади до мемориала на площади Славы – это церемония возложения цветов к памятнику воинам, погибшим в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Сотни алых гвоздик возлагают к Вечному огню, подножию памятника на площади Славы и мемориалу «Черный тюльпан».

Слайд 6 «черный тюльпан»

Минутой молчания собравшиеся чтят память не только воинов-афганцев, но и всех тех, кто не вернулся из 30 локальных конфликтов. В Хабаровском крае проживает более 7000 ветеранов боевых действий, семьи 76 военнослужащих, погибших в Афганистане, Чеченской республике и других «горячих точках».

Слайд 7 «советские воины-интернационалисты»

Среди них жители нашего города и района. Сколько наших земляков побывало на так называемых малых локальных войнах, происходивших в разное время при скрытом или явном участии СССР, а позже России, известно вероятно, лишь малому кругу лиц. Только одно известно точно, что это не только «афганцы» и «чеченцы», но и участники советско-китайского конфликта на острове Даманском, ветераны войны в Северной Корее, боевых действий во Вьетнаме, Анголе, Эфиопии, Бангладеше, Египте.

Слайд 8 «конфликты по регионам»

Как правило, участники этих событий – люди немногословные, не любят не то что бравировать своим военным прошлым, но даже рассказывать о пережитом…

За всем этим кроется ни военная тайна и ни секретные материалы, это тяжёлые душевные травмы, боль и горечь от утраты друзей, это понимание того, что никакие причины этих войн не могут оправдать слез матерей и жён, детство и юность без отца, смерть в расцвете лет.



Слайд 9 «государства, имеющие ядерное оружие»

Каждый раз, когда заканчивается военный конфликт или война, мы вздыхаем свободнее в надежде, что такое больше не повторится. Но все повторяется вновь. С каждым разом войны становятся более жестокими, проходят с использованием нового оружия.

Слайд 10 «жестокость»

Меняется и характер войн. Это: террористические, контртеррористические, межэтнические, гуманитарные, национально-освободительные, гражданские и межцивилизационные.

Слайд 11 «карта современных конфликтов»

Происходит стирание грани между войной и миром. Это отражается в том, что идет развитие международной преступности и терроризма и борьбой с ними, которая может приобретать характер боевых действий, но осуществляться силами правопорядка или с их участием.  
  Причинами современных конфликтов и войн могут быть споры между этносами, территориальные споры, разногласия на религиозной почве, борьба за рынки и за контроль над ресурсами. Последние события 2011 года в Египте, Алжире, Ливии и других стран Северной Африки и Ближнего Востока показывают, как одна страна за другой вступает в военные действия.

Слайд 12 «Египет и Азия»

На южных границах России, в странах Центральной Азии и в некоторых провинциях Китая распространены конфликты на этнической или религиозной основе (уйгуры, казахи, монголы). В регионе Северного Кавказа и примыкающих к нему регионах юга России, по бассейну реки Волга, стоит угрозой распространения наиболее опасных для общества (радикальных) учений и религий.

Слайд 13 «народные волнения»

Есть районы, где протекают процессы, которые предшествуют таким войнам – это бесконтрольная миграция, теневой бизнес, криминализация общественной жизни и т. д.

Как избежать этого? Как устоять против появления агрессии и провокаций? Можем ли повлиять на ход событий.

Слайд 14 «толерантность»



Стихотворение «Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.


Слайд 15 «толерантность начинается с улыбки»



И ты пришел в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.



Слайд 16 «Тайлеран Перигор»

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие "толерантность”.

Слайд 17 «правило трёх «П»

Толерантность - это "правило трех П":

признание - способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;

принятие - безусловное положительное отношение к таким отличиям;

понимание - умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.

Человек, обладающий подлинной толерантностью, является развитой личностью, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время он сохраняет естественную, здоровую неприязнь к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.

Слайд 18 «тест на толерантность»

Что вам свойственно? (тест на толерантность) – необходимо выбрать из двух предложенных одно правило, которое вам свойственно в каждом разделе и сложить те цифры, под которыми они обозначены.

Слайд 19 «знание себя»

Знание себя


1. Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
2. Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию.



Слайд 20 «защищенность»

Защищенность


1. Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.

2. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

Слайд 21 «ответственность»

Ответственность


1. Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.



2. Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

Слайд 22 «потребность в определении»

Потребность в определении


1. Стремится к работе, творчеству, самореализации.

2. Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»).

Слайд 23 «чувство юмора»

Чувство юмора


1. Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой.

2. Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес.

Слайд 24 «авторитаризм»

Авторитаризм


1. Предпочитает демократические начала.


2. Предпочитает жесткую власть.

Если у вас набралось 6 баллов, то вы личность толерантная, выше 6 баллов означает, что у вас есть проявления интолерантности. Чем больше балл, тем больше эти проявления.

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Для этого необходимо соблюдать несколько правил.

Слайд 25 «правила толерантного общения»

Правила толерантного общения:

Слайд 26 «правило 1»

  1. Уважай собеседника.

Слайд 27 «правило 2»

  1. Старайся понять то, о чем говорят другие

Слайд 28 «правило 3»

  1. Отстаивай свое мнение тактично.

Слайд 29 «правило 4»

  1. Ищи лучшие аргументы.

Слайд 30 «правило 5»

  1. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Слайд 31 «правило 6»

  1. Стремись учитывать интересы других.

Давай те закрепим некоторые из них. Для этого предлагается игра.

Слайд 32 «люди и животные»

Игра «Большие и маленькие»

Во время игры запрещено разговаривать.

Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте.

Теперь

«пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую»,

«кто учится хорошо и тех, кто учится плохо»,

«кто трудолюбивый и тех, кто лентяй»,

«кто удачливый и тех кто, кто неудачник»

После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Вопросы к учащимся:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?

  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?

  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной группе?

  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить лю­дей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких и низких». Все зависит от си­туации. Наклеивание «ярлыков» часто мешает общению и сотрудничеству.

Необходимо избегать таких ситуаций, часто это ведет к необратимым последствиям, которые усиливают ожесточение и ведут к разрушениям и кровопролитию. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Давайте получать удовольствие от помощи людям. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

Игра «ПРИВЕТСТВИЯ»

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран и выстраиваются в одну линию перед остальными.

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобрита­ния);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

  • помахать рукой;

  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Остальные участники подходят по одному к каждому участнику с карточкой и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке, после этого возвращаются на своё место.

Слайд 33 «шар земной»

Как видите, толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.

Сегодня мы с вами попытались разобраться в причинах конфликтов и войн, сумели разобраться в признаках толерантного и интолерантного общения, возможно, сломали некоторые стереотипы. Спасибо всем за участие, будущее в наших руках!

Видеоролик «Толерантность – путь к культуре мира».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!