СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие "По страницам памяти"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная война – одно из самых трудных испытаний для нашей Родины. Это то, о чём люди должны помнить вечно.

Музыка была всегда рядом с человеком, даже в самые тяжелые и страшные для него времена. Она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело и находило в себе новые силы хранить надежду. Музыка поддерживала людей в трудные минуты, утешала их измучившиеся души. Роль песен в годы войны была чрезвычайно высокой. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души и воспевало великий подвиг русского народа. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "По страницам памяти"»

Внеурочное мероприятие


"По страницам памяти"



Цель: формирование осознанного отношения к музыкальному наследию русских композиторов

Задачи:

  • 1) Проанализировать роль песен в годы Великой Отечественной войны

  • 2) Познакомиться с историей создания песен врёмен Великой Отечественной Войны

  • 3) Узнать информацию об исполненителях военных песен



























Введение


Великая Отечественная война – одно из самых трудных испытаний для нашей Родины. Это то, о чём люди должны помнить вечно.

Музыка была всегда рядом с человеком, даже в самые тяжелые и страшные для него времена. Она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело и находило в себе новые силы хранить надежду. Музыка поддерживала людей в трудные минуты, утешала их измучившиеся души. Роль песен в годы войны была чрезвычайно высокой. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души и воспевало великий подвиг русского народа. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви.

У каждой песни этого времени своя история, свой путь, и своя судьба.

Из истории песни «Журавли»

В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось...

В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. Образ погибшего солдата, превратившегося в птицу, был создан Расулом Гамзатовым в  1968 году. На стихотворение «Журавли» обратил внимание уже легендарный в то время Марк Бернес. С просьбой о написании новой песни певец обратился к композитору Яну Френкелю.

Впервые „Журавли“ прозвучали на традиционной встрече ветеранов войны в редакции газеты „Комсомольская правда“.Там были тогда маршал Конев и другие видные военачальники. Когда песня смолкла, в комнате долго стояла тишина. А потом Конев обнял Бернеса и со слезами на глазах сказал: „Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать“.

В 1986 году в селении Гуниб открыли первый в Дагестане памятник «Белым журавлям». Открыли его поэт Расул Гамзатов и композитор Ян Френкель – авторы бессмертной песни «Журавли», ставшей поминальным гимном, скорбной песнью обо всех, кто сложил свои головы на полях сражений.

Через несколько лет после появления песни «Журавли» в местах боев 1941–1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. 

Из истории песни «Темная ночь»

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

В 1943 году во время работы над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой.

После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Всего за несколько часов поэтом Владимиром Агатовым были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже композитором Никитой Богословским была написана музыка. Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли главного героя картины поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей. Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь…» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру.

«Синий платочек»

«Синий платочек» — советская вальсовая песня, одна из лучших песен времён Великой Отечественной войны, приобретшая всенародную известность. Автор музыки — польский композитор и пианист Ежи Петерсбурский. Автор первоначального текста и названия песни — советский поэт и драматург Яков Галицкий. В 1940 году «Синий платочек» был дважды записан на пластинку: 24 сентября в Москве его напела Изабела Юрьева, а в ноябре в Ленинграде — Екатерина Юровская. Эта лирическая песня была тепло принята народом и очень быстро стала шлягером. Скоро её стали включать в свой репертуар известные исполнители: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская.

«Священная война»

«Священная война»— патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!» Черновые наброски стихотворения были написаны еще в довоенную пору: потрясенный кадрами кинохроники налета нацистской авиации на Варшаву и города Испании, поэт занес в свой блокнот отдельные строфы будущей песни.

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Проникновенные и могучие строки глубоко впечатлили композитора Александрова, который тотчас сел за рояль – так, на четвертый день войны родилась нетленная песня – гимн бессмертного народного подвига. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. Уже через сутки «Священная война» звучала на площади Белорусского вокзала, провожая солдатские эшелоны на фронт. «В зале – шум, резкие команды, звуки радио.Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня стихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! Пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий путь.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы.

«В землянке»

Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». Осенью 1941 с другими корреспондентами он отправился в Истру. Журналисты сначала посетили штаб дивизии, после чего отправились на командный пункт 258-го стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино.

По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей 10-й танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома.

Выйти из этого положения было непросто, но благодаря тактике капитана все смогли отойти к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.

Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на

счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел. Через неделю он вновь проявился в редакции, попросил гитару и запел:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание.

Песня «пошла» по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда.

Песни военного времени это наше народное достояние, голоса людей, на долю которых выпали эти трудности.

Эльмир Низамов, композитор:

"— Музыка несет в себе дух того времени, в котором она создавалась. А песни военных лет особенно сильно бьют по струнам нашей души…"

Венера Ганеева, певица:
"— …Мы поём военные песни, потому что обязаны своей жизнью тем, кто был на войне. Эти мелодии и слова делают нас добрее и терпимее. В этих песнях мы высказываем нашим героям – дедушкам и бабушкам – своё почтение…"

Военные песни занимают особое место в репертуаре россиян. Их поют не только 9 мая, когда не петь их просто невозможно. Но и в горе, и в радости, и всегда, когда душа просит.

"Когда мы поём песни о войне, в которых «закодированы» память о трагических и великих событиях, свидетельства подлинного героизма мы словно становимся участниками всех этих событий, произошедших десятилетия назад. Эти песни кровью вписаны в нашу историю, и когда мы поём их, в нас просыпаются патриотические чувства…" - Лидия Ахметова.

В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

Вывод

«Никто не забыт и ничто не забыто» – эта ставшая привычной фраза не теряет своей истинности от частого повторения. Не забыт и подвиг композиторов наших, чья муза была слышна на весь мир и в грохоте пушек. Она звала к победе сил добра и гуманизма, к справедливому миру на планете. Эти благородные идеи и сегодня актуальны для современной музыки.



Список литературы:

  1. Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное издательство, 1984

  3. Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М.: Советская Россия, 1979.

  4. Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989.

  5. Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973.

  6. Интернет-ресурсы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!