СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа "Юный краевед"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с историей родного края Южного Урала  через уроки и проектную работу 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа "Юный краевед"»

Утверждаю: Согласовано:

Директор зам. директора по УВР

МКОУ» Лебедевской ООШ МКОУ «Лебедевской

______ С.А. Смирнова ООШ»

______ Т.И. Никитина

«____»_________201__г. «___»_________ 201_ г

Приказ №___ от _______






Рабочая программа по внеклассной работе

Юный краевед

для 3-4 класса



Учитель истории и обществознания 1 категории

Карташова Светлана Александровна с Лебедевка 2020 г.


Пояснительная записка

Планирование составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2014. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.)

Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МКОУ «Лебедевская ООШ»

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочного занятия по проектному направлению «Родной край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлой и настоящей страны. Основу содержания программы составляет история Южного Урала.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир» в начальной школе, имеет отличительные особенности:

1. Краеведческая направленность.

2. Проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседания научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий совместно с родителями: оформление результатов наблюдений и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления во внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о заповедниках и исторических местах;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся начальных классов.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


Содержание программы

Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.

Класс: 3-4.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на два года обучения 3-4 класс из расчёта 1 час в неделю. Всего: 70 часов.

3 класс – 35 часа; 4 класс – 35 часа.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор под тем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе под темы учитель не только предлагает большое число под тем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и вовремя специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части под тем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВН, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского, языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу
    в познавательную;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

  • умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

Предметные

  • умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

  • умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

  • умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  • расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира,

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры родного края.

Средства контроля.

В данном курсе на первое место выдвигаются воспитательные и личностные результаты образовательной деятельности. Оценка личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе не персонифицированных мониторинговых исследований. Итоги занятий могут быть также подведены в форме проектной деятельности обучающихся, участия в различных конкурсах и викторинах. Создание портфеля достижений школьника – папки, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения.

• Изучение истории Южного Урала.
• Сбор богатого материала об исторических местах и заповедных зонах Урала.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5- 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из вопросов, так называемым «проблемным вопросом».

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

 7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

         Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

         В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 3 класса. В 3-ем классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

      В рамках традиционных учебных занятий используют:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей .Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Роль учителя в проектной деятельности

           Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

          Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

        Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


Содержание программы

Край ты мой, родимый край! (3часа)

Село, в котором я живу. Азбука моего села.

«Большая» и «малая» Родина. Дом под небом голубым. Есть такая земля – Челябинская область, Еткульский район Лесной с Лебедевка д.Погудино

Мой поселок Еткульский район, деревня Лебедевка Лесное Погудино Улицы села, его достопримечательности

Что нас окружает. Маленькие открытия родного края (6 часов)

Природа и мы. Пейзажи природы Челябинской области. Разнообразие растительного мира родного края. Представители животного мира района, области. Редкие растения и животные Сосновского района. Красная книга Челябинской области. Особо охраняемые территории Челябинской области. Полезные ископаемые Сосновского района и Челябинской области. Учимся беречь природу. Времена года, погода и народные приметы о погоде на территории поселка. Выставка детских работ «Природа и красота».

Народы Южно-Уральского края (5 часов)

Многонациональность как специфика населения Южного Урала. Первые поселенцы. Происхождение первых имен и фамилий на разных языках. Тюрские народы Южного Урала: казахи, башкиры, татары.

«Загадочные земляки»: тептяри, калмыки и нагайбаки. «Братья-славяне»: русские, украинцы и белорусы. Южноуральские европейцы: немцы, поляки и евреи. Этнографическая экспозиция в Челябинском краеведческом музее. Моя семья. Выдающиеся люди села, района. Наши земляки – защитники Отечества. «Родословное древо».

Происхождение, материальная и духовная культура русского народа. (9 часов)

Основные этапы заселения русскими территории Южного Урала. Этнические контакты с народами, разнящимися по происхождению, языку, культуре. Взаимопроникновение культур. Деревянное строительство. Каменное зодчество. Деревня. Город. Храм. Слово и образ Малой родины. История своего начала. Построим дом. Искусство строения дома. Россия родом из деревни. Пятистенки и крестовики. Деревенские угодья. Чем похожи и чем различаются города. Не стоит город без праведника. Топонимика родного края.

Мужской и женский костюм. Головные уборы. Обувь. Украшения. Одежда – вещественное окружение людей, символ индивидуального существования человека. Одежда и национальная принадлежность человека.

Русский национальный костюм – это создание народов многих веков. Типы народной одежды, покрой, материал, орнамент, назначение, манера ношения. Разнообразие национального костюма. Одежда мужская и женская, повседневная и будничная, зимняя и летняя.

Что такое ремесла. Глиняная игрушка. Резьба по дереву. Художественная обработка древесины. Плетение. Пимокатами. Вязание. Ткачество. Вышивка. Ковроделы. Чем занимались на Руси. История появления промыслов.

Русская кухня.

Народный календарь. Календарные обряды. Семейные и народные праздники. Свадьба. Отпевание. Тризна. Игры. Русская драка. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания. Семейно-бытовые песни. История появления песни. Народная песня есть внутренняя сила духа человека, сила участника народного действа, обряда, праздника.

Обычаи и нравы народов в устном народном творчестве. Словарь старинных слов и названий.

.Происхождение, материальная и духовная культура татарского и башкирского народов. (4 часа)

Основные версии происхождения татарского и башкирского народов. Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла. Пища, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Религия. Письменность. Язык. Семейно-общественная жизнь татар и башкир Южного Урала. Праздники для встреч родственников. Свадьба. Традиционный праздник плуга- сабантуй. .

Народные ремесла и художественные промыслы (4 часа)

Занятия женщин Южного Урала. Обработка льна, выращенного в Еткульского районе. Обработка конопли, выращенной в Еткульском районе. Изделия из конопли. Бранное, закладное ткачество-традиционно для башкир. Этническая информация, которую передает узор вышивки. Лоскутное шитье. Русская тряпичная кукла. Изделия из камня и кости. Златоустовская гравюра на металле. Художественное каслинское и кусинское литье..

Искусство Южного Урала (3 часа)

Народное просвещение в дореволюционный период. Школьное образование в советское время. Известные просветители, заслуженные педагоги и учителя-новаторы.

История краеведения. Первые музеи на Южном Урале. Разнообразие музеев. Библиотеки и книжное дело. Их место в культурной жизни нашего края.

Особенности архитектуры как вида искусства. Архитектурные стили общественных и культурных зданий Южного Урала.

Особенности скульптуры как вида искусства. Художественные темы в скульптуре Южного Урала. Памятники, посвященные революционерам и событиям гражданской войны. Памятники воинам-защитникам. Памятники трудовой славы. Жизнь творчество Южно-Уральские скульпторы.

Музыкальная жизнь Южного Урала в прошлом и настоящем. История и репертуар челябинских театров. Сценарии фильмов о культуре Южного Урала. Кинотеатры и их история. Южноуральцы - известные деятели кинематографа.

Экскурсия в музей школы.

















Календарно-тематический план

3 класс


Тема

Коли-чество часов

Дата проведеня занятия

Форма проведения

Дополнительная деятельность, содержание занятий.


Раздел I.Административно-территориальное деление (8 ч.)

1

Введение.


1


Беседа (теория)

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся.

2-3

Территория и географическое положение Челябинской области Еткульский район с Лебедевка п .Лесной д. Погудино

2


Практическое занятие, групповая работа

Знакомство с картой Челябинской области. с особенностями его месторасположения, территориальное деление, города-районы. Что представляет из себя наша область.

4-5

Крупные города Челябинской области и их былые названия.

Челябинск Магнитогорск ,Екатеринбург ,Златоуст ,Касли

2


Практическое занятие, групповая работа

Знакомство учащихся с центральным городом – Челябинском, и другими крупными городами, и историей их происхождения

6-8

Заключительно-обобщающие уроки

3


Практическое занятие, групповая работа

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Групповые проекты:

«Крепость Челяба Еткуль Образование своего села.

Раздел II.Природные богатства Урала. (26 часов)

9-10

Климат Южного Урала и его особенности

2


Лекция.

Знакомство с климатом Южного Урала. Уточнение представлений учащихся о климатических условиях, об их сезонных изменениях

11-12

Внутренние воды Южного Урала и своего края.

2


Практическое занятие, групповая работа

Знакомство учащихся с водным миром Южного Урала г. Челябинска и своего села (реки, озера, подземные воды, и т.д.)

13-14

Полезные ископаемые нашего края

2


Лекция.

Уточнение представлений учащихся о полезных ископаемых нашего края и их применении.

15-16

Растительный мир Челябинской области

2


Лекция, экскурсия.

Знакомство с растительным миром Южного Урала своего края, Составление гербария. “Самые старые “долговечные” растения моего села.”

17-18

Коллективный проект «Растения нашего края»

2


Практическое занятие, групповая работа

Презентация книги “Растения нашего края”

19-20

Памятники природы.

(Ботанический сад) города Челябинска

2


Практическое занятие, групповая работа (экскурсия)

Знакомство с памятниками природы


21-23

Животный мир Южного Урала.

3


Лекция, экскурсия

Знакомство с основными представителями животного мира

24-26

Птицы нашего края

3


Лекция, экскурсия

Знакомство с основными представителями животного мира Южного Урала.посещение краеведческого музея г Челябинска

27-28

Заповедники Южного Урала.

2


Лекция

Природные заповедники

29

КВН «Животные нашего края»

1


игра

Проверка знаний по теме

30-31

Защита проектов:

заповедник – Сказка»

2


Практическое занятие, групповая работа

Защита презентации

32-33

«Охранять природу – значит охранять Родину» Исследование экологической обстановки

2


Лекция.

Знакомство с экологической обстановкой Южного Урала и с Еткуль своего села . Вовлечение учащихся в охрану окружающей среды.

34

Итоговое занятие

1


Практическое занятие

итоги работы по теме, конкурс рисунков



Календарно-тематический план

4 класс

Тема

Коли-чество часов

Дата проведеня занятия

Форма проведения

Дополнительная деятельность, содержание занятий.


Раздел I. Встреча с прошлым (11 часов)

1

Введение.


1


Беседа (теория)

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся.

2-4

Горный хребет Южного Урала

3


Лекция

Знакомство с горами Южного Урала,

5-6

Пещеры первобытного человека Каповая и др

2


Практическое занятие, групповая работа

знакомство с пещерами Южного Урала. Сбор информации.

7-8

Легенда горы Южного Урала.

2


Практическое занятие, групповая работа

Индивидуальный проект.

9-10

История крепости Челябы

2


Лекция

знакомство с историей родного края за долго до существования нас

11

Первые жители Челябинской крепости.

1


Практическое занятие, групповая работа.

групповая работа “Первые жители крепости”

Раздел IІ.Мой родной край. (10 часов)

12-13

История крепости Еткуль.

2


Практическое занятие, групповая работа

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы по теме.

14-15

Образование Еткульского озеро.

2


Практическое занятие, групповая работа

История целебного озера, его значение для нашего города

16-17

Подземное царство Уральских гор

2


Практическое занятие, групповая работа

Что такое минералы руды железо золото драгоценные камни, “Что я знаю про богатство моего края.?”

18-19

Горы в заповедниках как они появились

2


Практическое занятие, групповая работа

Нарисовать историю возникновения гор.

20-21

Достопримечательности города г. Челябинска

2


Практическое занятие, групповая работа

Подготовка и защита проектов по теме достопримечательности моего города

МРаздел ІІІ. Я и моя семья. (7 часов)

22-23

Профессии моих родителей.

2


Практическое занятие

Подробное знакомство с профессиями родных

24-25

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

2


Практическое занятие, групповая работа

Исследовательская работа

26-27

Моя родословная.

2


Практическое занятие

Сбор информации.

28

Значение моего имени

1


Практическое занятие

Подготовка «листка» в альбом «Наши имена»

Раздел IV. Традиции и праздники. (6 часов)

29-30

Традиции как основа культуры.

2


Беседа

Практическое занятие

Что такое «традиции»?

31

Семейные праздники.

1


Практическое занятие, групповая работа

Знакомство с «праздниками»

32

Трапеза.

1


Практическое занятие, групповая работа

Домашняя еда

33

Рождество. Народные традиции празднования Рождества.

1


Практическое занятие, групповая работа

Значение Рождества для семьи.

34

Итоговое занятие

1


Практическое занятие

итоги работы по теме, конкурс рисунков




Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

  • Карта Челябинской области.


Список литературы для учителей:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. ФГОС начального общего образования

  3. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.

  4. Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.

  5. А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.

  6. Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.

  7. Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. М.: МИРОС, «Вентана - Граф», 1997 г.

  8. Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.

  9. Н. Виноградов. Страницы древней истории Южного Урала, 1997 год, Челябинск

  10. Н Н Алеврас, АИ Конюченко. История Урала в 11-18 веках, Челябинск, 2000г

  11. МС Салмина. История Южного Урала. Челябинск, 2004





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!