СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" для учащихся 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №72 г. Ярославль»






Рассмотрена Утверждена

на заседании МО Приказ по школе № 63
Протокол № __ от «____»____20__г. От « 25 » августа 2015 г
Руководитель МО__________
Директор______ Курбанова С.В.











Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный краевед»









Автор:

учитель начальных классов МОУ СОШ №72

Нефедкина Е. С.













г. Ярославль 2015 год.





Пояснительная записка

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Программа деятельности кружка «Юные краеведы» относится к туристско-краеведческому виду внеурочной деятельности.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, уважающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:

  1. Образовательные задачи: ознакомление с историей и современной жизнью своего края, города; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.

  2. Развивающие задачи: развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своей малой Родины.

  1. Воспитательные задачи: формирование гражданских качеств, патриотического отношения, личностно-ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

В основу программы заложены краеведческие принципы.

Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;

Принцип демократичности - достигается не только тем, что педагог определяет пути достижения планируемого программой результата деятельности, но и тем, что ребята избирают самостоятельно;

Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий;

Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентации, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)

  • Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Особенности программы.

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

Возраст обучающихся: Программа предназначена для детей 1-4 класса. Прием, в группу осуществляется с согласия родителей.

Методы организации учебного процесса: В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:

  1. Словесные (занятие – беседа, рассказ).

  2. Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание исторических источников, картинок, фотоснимков, макетов мини исследования).

  3. Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).

  4. Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов, рисование плакатов).

  5. Практические ( сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов).

  6. Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).

  7. Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы, краеведческий слет).



Формы и режимы занятий:

В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:

Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы, игры, соревнования – эстафеты, вечера – встречи с интересными людьми, викторины, акции.

Программа рассчитана на 120 учебных часов (2 раза в неделю), включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности). Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические.

Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика умений детей и слет юных краеведов (май месяц). Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности краеведческой тематики являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и т.д. (внешняя диагностика).

У младших школьников, посещающих кружок к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):

- Учебно-познавательные компетенции:

выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.

- Информационные компетенции:

Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов

- Коммуникативные компетенции:

Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций



Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России, а также овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с докладами и сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- сравнивать и обобщать факты;

- воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

- воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, на экскурсии, дома, на улице, в общественных местах;

• понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

• понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

• понимание значения изучения туристско-краеведческой программы;

• понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к одноклассникам;

• понимание своей сопричастности к жизни страны;

• понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

1. Краеведческие навыки и умения

Юный турист-краевед должен:

       запомнить и нарисовать то, что увидел в своей школе, школьном дворе, на ближайшей улице не прогулке и экскурсии;

       нарисовать свой класс, школьный этаж, в целом школу, школьный двор, свою улицу и свой дом на ней, растения и животных, которые имеются при школьном дворе, улице;

       рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, пр. школьном дворе, ближайшей улице,

       что находится в твоем классе, на этажах, как внешне выглядят школьный двор, улица, что интересного можно там увидеть, каков растительный и животный мир,

       Рассказать об учителях и учениках своей школы.

       Находясь на природе, не оставлять после себя мусора, не нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях вокруг школы, не засорять территорию двора, ближайшей улицы, зеленую зону, по которым проходят маршруты; не рвать, не ломать растений, не пугать животных, не причинять им вреда.

       Играть в простейшие игры на знание того, что увидел не прогулке или экскурсии, проводить викторины: "Знаешь ли ты свою школу?", "Знаешь ли ты свою улицу?" и т.п.

2. Туристские навыки и умения.

Что одеть на прогулку или экскурсию.

Одеваться по погоде. Важно, чтобы тело было защищено от холода, ветра, действия солнечных лучей, дождя.

В чем и как носить необходимые для питания на экскурсии или прогулке продукты и вещи.

Походной сумкой может быть любая сумка, которую можно надеть через плечо и носить на боку или спине. Она может служить для ношения вещей и продуктов питания на экскурсии или прогулке. Одна сумка может быть на двух человек. Первоклассник должен знать как ее носить и как в нее укладывать вещи и продукты.

Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания и игр.

Каждая группа располагается на отведенном для нее учителем месте. Складывает свои вещи. Играет в подвижные игры. Заслушиваются рассказы родителей и знатоков. Перед уходом собирается с места привала весь мусор.

Как ориентироваться в своей школе и в рядом расположенных улицах.

Что находится на каждом этаже школы. Как короче пройти от своего класса до столовой, спортивного и актового зала, учительской, библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где находится твой дом, если смотреть от школы или из окна класса.

Как правильно ходить на прогулке или экскурсии.  

3. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях

Главное правило: слушаться старших и хорошо себя вести.

Первоклассники-туристы слушаются старших: сразу выполняют их требования, напоминают своим товарищам о требованиях взрослых. Стараются на прогулках и экскурсиях по территории своей школы, близ лежащих улиц и зеленой зоны соблюдать порядок и тишину; выполняют любые дела только с разрешения взрослых. Правила перехода улицы: по какой части улицы и по какой стороне должен ходить пешеход, чтобы не мешать другим пешеходам; правила перехода улицы со светофором, регулировщиком, без светофора и регулировщика. Пользование городским транспортом.

Как быстро и организованно сесть в городской транспорт для проезда на прогулку или экскурсию в ближайшую зеленую зону или другое достопримечательное место, быстро и организованно выйти из транспорта, как надо себя вести в общественном транспорте.

Осторожное поведение на прогулке и экскурсии — это внимательное наблюдение за дорогой и аккуратное преодоление встречающихся препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.).

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• понимать свое продвижение в овладении содержанием туристско- краеведческой программы;

• понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий;

• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • применять туристско-бытовые навыки;

  • вести краеведческие наблюдения;

  • играть в подвижные игры;

• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

• называть и различать окружающие предметы и их признаки;

• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

• группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• участвовать в диалоге при выполнении заданий;

• оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

• осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

• сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов

во внеучебной деятельности.


Уровень результатов

Приобретение

социальных знаний

1 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

2 уровень

Получение опыта самостоятельного общественного действия

3 уровень

Туристско – краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок




Туристический поход, краеведческий клуб



Туристско – краеведческая экспедиция

Поисково- краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей


Содержание программы


1 класс

Наша школа

  1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

  2. ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД

  3. Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

  4. Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра).

  5. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками.


Наш город

  1. Название моего города (легенды). Символы

  2. Улицы нашего города. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам. Правила поведения в общественных местах.

  3. Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).

  4. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте

  5. Встреча с интересными людьми.

  6. Культурная жизнь моего города. Посещение кукольного театра.

  7. Знакомство с парками моего города. Экологическая операция « Сделаем поляну еще чище, чем была»

  8. Подведение итогов. Викторина о Ярославле.


Моя семья

  1. Орден в моем доме (поисковое задание).

  2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).

  3. Мое имя и фамилия (в летописи семьи). История моего имени.

  4. Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.)

  5. Игры бабушек, дедушек (разучивание).Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе.

  6. Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех».

  7. Подготовка к семейному празднику. Семейный праздник. Выставка рисунков «Моя семья»


Природа и мы

  1. Природа моего города (посещение парков).Беседа о бережном отношении к природе.

  2. Наблюдение за птицами.Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

  3. Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

  4. Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

  5. Дары леса (экскурсия в лес).

  6. Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу»

  7. Подготовка к экскурсии в краеведческий музей. Правила поведения в музее.

  8. Экскурсия в отдел природы краеведческого музея.

  9. Подведение итогов экскурсии.


  • Сезонные экскурсии (3ч): «В гости к золотой осени»; «В гости к Зимушке-зиме»; «Весна-весна на улице»

  • Проект по теме: «Красная книга нашего края»()



Тематическое планирование

Дата

Наша школа

Формы работы


  1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).


  1. ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД

  2. Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

  3. Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра).

  4. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками.




















экскурсия по кабинетам

Беседа.

Практическое занятие

Беседа о правилах поведения в школе, рассказ, ролевые этические игры

Экскурсия

Игра

Экскурсия по школе


1. Сезонная экскурсия:

«В гости к золотой осени».

Наблюдение за природой родного края


Наш город




  1. Название моего города (легенды). Символы

  2. Улицы нашего города. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам.

Правила поведения в общественных местах.

  1. Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).

  2. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте

  3. Встреча с интересными людьми.

  4. Культурная жизнь моего города. Посещение кукольного театра. Знакомство с парками моего города. Экологическая операция « Сделаем поляну еще чище, чем была»

  5. Подведение итогов. Викторина о Ярославле.





















Работа с краеведческой литературой

Беседа. Рассказ о своей улице, прогулка

Беседа с элементами игры

Прогулка – экскурсия по Ярославлю.



Исследование, устный рассказ



Посещение кукольного театра.

Прогулка в парк. Трудовой десант

игра


2 Сезонная экскурсия

«В гости к Зимушке-зиме»

Наблюдение за природой родного края














Моя семья

  1. Орден в моем доме (поисковое задание).

  2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).

  3. Мое имя и фамилия (в летописи семьи). История моего имени.

  4. Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.)

  5. Игры бабушек, дедушек (разучивание). Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе.

  6. Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех».

  7. Подготовка к семейному празднику. Семейный праздник. Выставка рисунков «Моя семья»























поисковое задание


устный рассказ, рисунки игра



исследование

Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей



Урок-игра



Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех





праздник


2 Сезонная экскурсия

«В гости к Зимушке-зиме»

Наблюдение за природой родного края


Природа и мы

  1. Природа моего города (посещение парков). Беседа о бережном отношении к природе.

  2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

  3. Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

  4. Серый волк (народная игра). Полезные и ядовитые ягоды и грибы.

  5. Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

  6. Дары леса (экскурсия в лес).

  7. Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу»

  8. Экскурсия в отдел природы краеведческого музея.

  9. Подведение итогов экскурсии.



9

Беседа, экскурсия, наблюдение, выставка творческих работ



практическая деятельность по изготовлению кормушек



рисунки, лепка, прогулки, сообщения.

Народные игры на воздухе

исследование


поход в лес





экскурсия

Викторина



игра



3 Сезонная экскурсия «Весна-весна на улице».


Наблюдение за природой родного края


Проект по теме: «Красная книга нашего края»

проектно-исследовательская деятельность

Итого: 33 ч



2 – й класс

Наш город

1. О чем говорят названия улиц (поисковое задание).

2-5 Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).

6-7. Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини – доклады).

8-9. ЯРОСЛАВЛЬ– моя гордость (литературно – музыкальный вечер).

10-13. Основные достопримечательности города: памятники, парки и др.

Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).

14-15 Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).


Моя семья

1. Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).

2. У меня дома в свободное время (устный рассказ).

3. Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).

4. Песни родителей, бабушек (прослушивание).

5. Семейные игры на воздухе.

6. Распределение обязанностей в семье (рисунки).

7. Кто в семье главный? (диспут).

8-9.Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).

10. Семейные традиции.

11. Роль матери в воспитании детей. 12-14 Подготовка к семейному празднику. Семейный праздник.


Наша школа

1. Повторение правил поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).

2. Школьная и классная символика (конкурс рисунков).

3. Мои любимые книги (выставка книг).

4. Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).

5. Я – директор школы (ролевая игра).

6. Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).

7. Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

8-11 Школьный музей.


Природа и мы

1 Природа моего города (посещение парков).

2. Ядовитые растения края (беседа).

3. Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).

4. В подводное царство (экскурсия на родник).

5. Социальная акция: чистка родника.

6. Птицы нашего края (конкурс рисунков).

7-8. Однодневный поход « забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).

9. Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).

10. Природа и наше здоровье (выставка фотографий).

11. Исчезающие виды птиц (составление «Красной книги»).

12-15 Экскурсия


Сезонные экскурсии(3ч):

«В гости к золотой осени»; «В гости к Зимушке-зиме»; «Весна-весна на улице».

Проектная деятельность-10ч




3 – й класс


Наш город

1. Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).

2. Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).

3. Новые стройки города (выставка фотографий).

4. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум).

5. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).

6. Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).

7. На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).

8. Знаменитые земляки (поисковое задание).


Моя семья

1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).

2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

3. Семейная символика (конкурс рисунков).

4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

5. У семейного очага (семейная игра).

6. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

7. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).


Наша школа

1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

2. Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).

3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра).

4. Праздник «Навруз» (выступление).

5. Что растет на территории школы (тесты).

6. Все о школе (викторина).


Природа и мы

1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

2. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

3. Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).

4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

5. Природа родного края (урок – практикум).

6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).



4 – й класс

Наш город

1. Моя малая родина (сочинение).

2. Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).

3. Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).

4.Мы – хозяева своей страны (рисунки).

5. Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).

6. Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).

7. Булгары – древние предки татар (беседа).

8. Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).


Моя семья

1. История одной фотографии (сочинение).

2.Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).

3. Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).

4. Профессии моих родителей (поисковое задание).

5. Семейный бюджет (составление и решение задач).

6. Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).

7. Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)


Наша школа

1. Учителя нашей школы (встречи).

2. Праздник «Малый Сабантуй» (игра).

3. Бюджет школы (составление и решение задач по теме).

4. Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).

5. Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).

6. История моей школы (сочинение).

7.Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).



Природа и мы

1. Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).

2.Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).

3. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).

4. Я строю дом в лесу (творческая игра).

5. Местные полезные ископаемые (сбор образцов).

6. Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!