Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №72 г. Ярославль»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО Приказ по школе № 63
Протокол № __ от «____»____20__г. От « 25 » августа 2015 г
Руководитель МО__________ Директор______ Курбанова С.В.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Автор:
учитель начальных классов МОУ СОШ №72
Нефедкина Е. С.
г. Ярославль 2015 год.
Пояснительная записка
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Программа деятельности кружка «Юные краеведы» относится к туристско-краеведческому виду внеурочной деятельности.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, уважающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:
Образовательные задачи: ознакомление с историей и современной жизнью своего края, города; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.
Развивающие задачи: развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своей малой Родины.
Воспитательные задачи: формирование гражданских качеств, патриотического отношения, личностно-ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
В основу программы заложены краеведческие принципы.
Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
Принцип демократичности - достигается не только тем, что педагог определяет пути достижения планируемого программой результата деятельности, но и тем, что ребята избирают самостоятельно;
Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий;
Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентации, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)
Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Особенности программы.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.
Возраст обучающихся: Программа предназначена для детей 1-4 класса. Прием, в группу осуществляется с согласия родителей.
Методы организации учебного процесса: В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
Словесные (занятие – беседа, рассказ).
Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание исторических источников, картинок, фотоснимков, макетов мини исследования).
Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).
Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов, рисование плакатов).
Практические ( сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов).
Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы, краеведческий слет).
Формы и режимы занятий:
В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:
Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы, игры, соревнования – эстафеты, вечера – встречи с интересными людьми, викторины, акции.
Программа рассчитана на 120 учебных часов (2 раза в неделю), включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности). Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические.
Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика умений детей и слет юных краеведов (май месяц). Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности краеведческой тематики являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и т.д. (внешняя диагностика).
У младших школьников, посещающих кружок к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):
- Учебно-познавательные компетенции:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.
- Информационные компетенции:
Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов
- Коммуникативные компетенции:
Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
- воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, на экскурсии, дома, на улице, в общественных местах;
• понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
• понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
• понимание значения изучения туристско-краеведческой программы;
• понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к одноклассникам;
• понимание своей сопричастности к жизни страны;
• понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1. Краеведческие навыки и умения
Юный турист-краевед должен:
запомнить и нарисовать то, что увидел в своей школе, школьном дворе, на ближайшей улице не прогулке и экскурсии;
нарисовать свой класс, школьный этаж, в целом школу, школьный двор, свою улицу и свой дом на ней, растения и животных, которые имеются при школьном дворе, улице;
рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, пр. школьном дворе, ближайшей улице,
что находится в твоем классе, на этажах, как внешне выглядят школьный двор, улица, что интересного можно там увидеть, каков растительный и животный мир,
Рассказать об учителях и учениках своей школы.
Находясь на природе, не оставлять после себя мусора, не нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях вокруг школы, не засорять территорию двора, ближайшей улицы, зеленую зону, по которым проходят маршруты; не рвать, не ломать растений, не пугать животных, не причинять им вреда.
Играть в простейшие игры на знание того, что увидел не прогулке или экскурсии, проводить викторины: "Знаешь ли ты свою школу?", "Знаешь ли ты свою улицу?" и т.п.
2. Туристские навыки и умения.
Что одеть на прогулку или экскурсию.
Одеваться по погоде. Важно, чтобы тело было защищено от холода, ветра, действия солнечных лучей, дождя.
В чем и как носить необходимые для питания на экскурсии или прогулке продукты и вещи.
Походной сумкой может быть любая сумка, которую можно надеть через плечо и носить на боку или спине. Она может служить для ношения вещей и продуктов питания на экскурсии или прогулке. Одна сумка может быть на двух человек. Первоклассник должен знать как ее носить и как в нее укладывать вещи и продукты.
Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания и игр.
Каждая группа располагается на отведенном для нее учителем месте. Складывает свои вещи. Играет в подвижные игры. Заслушиваются рассказы родителей и знатоков. Перед уходом собирается с места привала весь мусор.
Как ориентироваться в своей школе и в рядом расположенных улицах.
Что находится на каждом этаже школы. Как короче пройти от своего класса до столовой, спортивного и актового зала, учительской, библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где находится твой дом, если смотреть от школы или из окна класса.
Как правильно ходить на прогулке или экскурсии.
3. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях
Главное правило: слушаться старших и хорошо себя вести.
Первоклассники-туристы слушаются старших: сразу выполняют их требования, напоминают своим товарищам о требованиях взрослых. Стараются на прогулках и экскурсиях по территории своей школы, близ лежащих улиц и зеленой зоны соблюдать порядок и тишину; выполняют любые дела только с разрешения взрослых. Правила перехода улицы: по какой части улицы и по какой стороне должен ходить пешеход, чтобы не мешать другим пешеходам; правила перехода улицы со светофором, регулировщиком, без светофора и регулировщика. Пользование городским транспортом.
Как быстро и организованно сесть в городской транспорт для проезда на прогулку или экскурсию в ближайшую зеленую зону или другое достопримечательное место, быстро и организованно выйти из транспорта, как надо себя вести в общественном транспорте.
Осторожное поведение на прогулке и экскурсии — это внимательное наблюдение за дорогой и аккуратное преодоление встречающихся препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать свое продвижение в овладении содержанием туристско- краеведческой программы;
• понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий;
• замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• называть и различать окружающие предметы и их признаки;
• устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
• сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
• группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• участвовать в диалоге при выполнении заданий;
• оценивать действия одноклассников.
Учащиеся могут научиться:
• осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
• сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов
во внеучебной деятельности.
Уровень результатов | Приобретение социальных знаний 1 уровень | Формирование ценностного отношения к социальной реальности 2 уровень | Получение опыта самостоятельного общественного действия 3 уровень |
Туристско – краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок | | | |
Туристический поход, краеведческий клуб | | |
Туристско – краеведческая экспедиция Поисково- краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей | |
Содержание программы
1 класс
Наша школа
Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД
Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра).
Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками.
Наш город
Название моего города (легенды). Символы
Улицы нашего города. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам. Правила поведения в общественных местах.
Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).
Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте
Встреча с интересными людьми.
Культурная жизнь моего города. Посещение кукольного театра.
Знакомство с парками моего города. Экологическая операция « Сделаем поляну еще чище, чем была»
Подведение итогов. Викторина о Ярославле.
Моя семья
Орден в моем доме (поисковое задание).
Мои родные (устный рассказ, рисунки).
Мое имя и фамилия (в летописи семьи). История моего имени.
Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.)
Игры бабушек, дедушек (разучивание).Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе.
Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех».
Подготовка к семейному празднику. Семейный праздник. Выставка рисунков «Моя семья»
Природа и мы
Природа моего города (посещение парков).Беседа о бережном отношении к природе.
Наблюдение за птицами.Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.
Дары леса (экскурсия в лес).
Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу»
Подготовка к экскурсии в краеведческий музей. Правила поведения в музее.
Экскурсия в отдел природы краеведческого музея.
Подведение итогов экскурсии.
Тематическое планирование
Дата | Наша школа | 5ч | Формы работы |
| Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки). ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников). Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра). Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками. |
| экскурсия по кабинетам Беседа. Практическое занятие Беседа о правилах поведения в школе, рассказ, ролевые этические игры Экскурсия Игра Экскурсия по школе |
| 1. Сезонная экскурсия: «В гости к золотой осени». | 1ч | Наблюдение за природой родного края |
| Наш город | 7ч | |
| Название моего города (легенды). Символы Улицы нашего города. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам. Правила поведения в общественных местах. Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии). Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте Встреча с интересными людьми. Культурная жизнь моего города. Посещение кукольного театра. Знакомство с парками моего города. Экологическая операция « Сделаем поляну еще чище, чем была» Подведение итогов. Викторина о Ярославле. |
| Работа с краеведческой литературой Беседа. Рассказ о своей улице, прогулка Беседа с элементами игры Прогулка – экскурсия по Ярославлю.
Исследование, устный рассказ
Посещение кукольного театра. Прогулка в парк. Трудовой десант игра |
| 2 Сезонная экскурсия «В гости к Зимушке-зиме» | 1ч | Наблюдение за природой родного края |
| Моя семья Орден в моем доме (поисковое задание). Мои родные (устный рассказ, рисунки). Мое имя и фамилия (в летописи семьи). История моего имени. Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.) Игры бабушек, дедушек (разучивание). Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе. Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех». Подготовка к семейному празднику. Семейный праздник. Выставка рисунков «Моя семья» | 7ч
| поисковое задание устный рассказ, рисунки игра
исследование Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей
Урок-игра
Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех
праздник |
| 2 Сезонная экскурсия «В гости к Зимушке-зиме» | 1ч | Наблюдение за природой родного края |
| Природа и мы Природа моего города (посещение парков). Беседа о бережном отношении к природе. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек). Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения). Серый волк (народная игра). Полезные и ядовитые ягоды и грибы. Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе. Дары леса (экскурсия в лес). Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу» Экскурсия в отдел природы краеведческого музея. Подведение итогов экскурсии. | 9 | Беседа, экскурсия, наблюдение, выставка творческих работ
практическая деятельность по изготовлению кормушек
рисунки, лепка, прогулки, сообщения. Народные игры на воздухе исследование поход в лес
экскурсия Викторина
игра |
| 3 Сезонная экскурсия «Весна-весна на улице». | 1ч | Наблюдение за природой родного края |
| Проект по теме: «Красная книга нашего края» | 1ч | проектно-исследовательская деятельность |
Итого: 33 ч
2 – й класс
Наш город
1. О чем говорят названия улиц (поисковое задание).
2-5 Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).
6-7. Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини – доклады).
8-9. ЯРОСЛАВЛЬ– моя гордость (литературно – музыкальный вечер).
10-13. Основные достопримечательности города: памятники, парки и др.
Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).
14-15 Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).
Моя семья
1. Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).
2. У меня дома в свободное время (устный рассказ).
3. Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).
4. Песни родителей, бабушек (прослушивание).
5. Семейные игры на воздухе.
6. Распределение обязанностей в семье (рисунки).
7. Кто в семье главный? (диспут).
8-9.Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).
10. Семейные традиции.
11. Роль матери в воспитании детей. 12-14 Подготовка к семейному празднику. Семейный праздник.
Наша школа
1. Повторение правил поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).
2. Школьная и классная символика (конкурс рисунков).
3. Мои любимые книги (выставка книг).
4. Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).
5. Я – директор школы (ролевая игра).
6. Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).
7. Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).
8-11 Школьный музей.
Природа и мы
1 Природа моего города (посещение парков).
2. Ядовитые растения края (беседа).
3. Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).
4. В подводное царство (экскурсия на родник).
5. Социальная акция: чистка родника.
6. Птицы нашего края (конкурс рисунков).
7-8. Однодневный поход « забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).
9. Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).
10. Природа и наше здоровье (выставка фотографий).
11. Исчезающие виды птиц (составление «Красной книги»).
12-15 Экскурсия
Сезонные экскурсии(3ч):
«В гости к золотой осени»; «В гости к Зимушке-зиме»; «Весна-весна на улице».
Проектная деятельность-10ч
3 – й класс
Наш город
1. Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).
2. Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).
3. Новые стройки города (выставка фотографий).
4. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум).
5. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).
6. Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).
7. На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).
8. Знаменитые земляки (поисковое задание).
Моя семья
1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).
2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).
3. Семейная символика (конкурс рисунков).
4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).
5. У семейного очага (семейная игра).
6. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).
7. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).
Наша школа
1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).
2. Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).
3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра).
4. Праздник «Навруз» (выступление).
5. Что растет на территории школы (тесты).
6. Все о школе (викторина).
Природа и мы
1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).
2. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).
3. Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).
4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).
5. Природа родного края (урок – практикум).
6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).
4 – й класс
Наш город
1. Моя малая родина (сочинение).
2. Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).
3. Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).
4.Мы – хозяева своей страны (рисунки).
5. Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).
6. Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).
7. Булгары – древние предки татар (беседа).
8. Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).
Моя семья
1. История одной фотографии (сочинение).
2.Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).
3. Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).
4. Профессии моих родителей (поисковое задание).
5. Семейный бюджет (составление и решение задач).
6. Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).
7. Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)
Наша школа
1. Учителя нашей школы (встречи).
2. Праздник «Малый Сабантуй» (игра).
3. Бюджет школы (составление и решение задач по теме).
4. Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).
5. Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).
6. История моей школы (сочинение).
7.Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).
Природа и мы
1. Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).
2.Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).
3. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
4. Я строю дом в лесу (творческая игра).
5. Местные полезные ископаемые (сбор образцов).
6. Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).