Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Русский язык с увлечением» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана для обучающихся 2-4 –х классов, для которых русский язык является неродным.
Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Целью занятий, проводимых по данной программе, является:
объединение детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в изучении русского языка как неродного, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО, учебным планом и планом внеурочной деятельности МАОУ НОШ № 53.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; расширение запаса активного словаря младшего школьника.
Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления русского языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
развитие чувства прекрасного;
умение следовать плану в своём учебном труде.
Введение. Будем знакомы! 1 ч.
Осознание языка как средства общения людей.
Словарь 10 ч
Соотнесение предмета и слова, его названия ( 2 ч.)
- называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Развивать внимание, память (зрительную, слуховую), мелкие мышцы кисти (штриховка).
Соотнесение действия и слова, его названия (2 ч.)
- называть действия каких-либо предметов, используя предметные картинки с выраженным действием предмета.
Предмет и его действие ( 2 ч.)
- правильно называть предметы и их действия на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе» и др. Развивать русскую речь через построение простых ответов на вопросы учителя по теме занятия.
Слова-обобщения (2 ч.)
- называть обобщающие понятия к различным группам предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки, движения. Развивать мелкую моторику руки через штриховку.
Слова, называющие признаки предметов (2 ч.)
- правильно определять и называть признаки предметов по форме, размеру, цвету, материалу. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, мелкие мышцы пальцев (раскрашивание).
Грамматический строй речи 10 ч
Постановка ударения в словах (1 ч.)
- произносить слова с правильной постановкой ударения. Работа проводится по типу: вопрос - ответ с использованием картинок, бытовых ситуаций.
Один – много (1 ч.)
- правильно образовывать формы множественного числа простых предметов (имён существ.). Развивать память, внимание, речь через построение ответов на вопросы учителя.
Чего не стало? (1 ч.)
- правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён существительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности»
Назови ласково (1 ч.)
- образовывать уменьшительно -ласкательные формы простых предметов (имён существ.), используя предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда». Развивать мелкую моторику кисти (штриховка).
Назови детёнышей животных (1 ч.)
- правильно называть детёнышей диких и домашних животных. Развивать память, внимание, наблюдательность.
Сколько чего? (1 ч.)
- согласовывать числительные с названиями предметов (именами существ.). Развивать внимание, наблюдательность, умение вести счёт предметов.
Предметы и предлоги (1 ч.)
- правильно использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в пенале, через дорогу, без хлеба, у дома и др.) Развивать мелкую моторику кисти (штриховка).
Согласование предметов и их признаков (1 ч.)
- образовывать согласованные формы предметов и их признаков (красная лента, красный шар, красное платье). Расширять кругозор учащихся.
Согласование предметов и их действий по числам и родам (2 ч.)
- образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош.вр.): машина едет, машины едут; мама пришла, папа пришёл, дети пришли. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевой слух 4 ч
Гласные звуки русского языка (1 ч.)
- особенности произношения гласных звуков русского языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и безударного гласного звука в слове
Согласные звуки русского языка (1 ч.)
- особенности произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков в слове на слух.
Звуко-буквенный анализ слова (1 ч.)
- проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последовательность и место звуков в слове, давать им характеристику.
Звуки и буквы русского алфавита (1 ч.)
- различать звуки и буквы русского алфавита. Особенности гласных звуков и букв, особенности согласных звуков и букв. Чтение слогов.
Связная речь 8 ч
Слушаем и пересказываем сказки (1 ч.)
- пересказа народных сказок (русских, грузинских, африканских, хантыйских и др.), коротких и простых по своему содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др. Развивать внимание, устную речь, мелкие мышцы кисти (рисование).
Учимся вежливости (2 ч.)
- употреблять в устной речи различные формы приветствия, знакомства, прощания, просьбы, благодарности, отказа. Учить правильному использованию сопровождающих мимических и пантомимических действий.
Учим стихи наизусть (1 ч.)
- развивать слуховую память, устную речь с помощью заучивания четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака).
Построение диалога (1 ч.)
- учить учащихся правилам построения диалога (вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок на темы «Игры детей», «Моя любимая игрушка» и др.
«Сядем на пригорке да расскажем скороговорки» (1 ч.)
- объяснить детям роль скороговорок в совершенствовании устной речи. Развивать артикуляционный аппарат учащихся. Развивать память, мышление, мелкие мышцы кисти.
Построение описания (1 ч.)
- особенности описательной речи. Учить описывать один предмет, употребляя в речи и названия предмета, и признаки предмета и действия предмета. Развивать навыки монологической речи.
Если слово непонятно (1 ч.)
- значение слова. Непонятные слова. Показать учащимся, что значение слова можно объяснить с помощью других, понятных (знакомых) слов. Развивать мелкие мышцы пальцев (рисование).
Итоговое занятиие 1 ч.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Введение. Будем знакомы! | 1 | Осознание языка как средства общения людей. |
Словарь. 10 ч. |
2 | Соотнесение предмета и слова, его названия. | 1 | Учатся соотносить слово и предмет, названия предметов обихода. Узнают предметы по их названию. Работа в паре. Учатся обобщать понятия, классифицировать. |
3 | Соотнесение предмета и слова, его названия | 1 |
4 | Соотнесение действия и слова, его названия. | 1 | Учатся соотносить действие предмета и слово, его название. Участвуют в диалоге, задают вопросы другому. |
5 | Соотнесение действия и слова, его названия. | 1 |
6 | Предмет и его действие. | 1 | Учатся соотносить действие предмета и слово. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи. |
7 | Предмет и его действие. | 1 |
8 | Слова-обобщения. | 1 | Принимают и сохраняют учебную задачу. Учатся обобщать, классифицировать предметы. |
9 | Слова-обобщения. | 1 |
10 | Слова, называющие признаки предметов. | 1 | Участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задают вопросы, отвечают на вопросы других. |
11 | Слова, называющие признаки предметов. | 1 |
Грамматический строй речи 10 ч |
12 | Постановка ударения в словах | 1 | Учатся выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. |
13 | Один – много. | 1 | Участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Используют речь для регуляции своих действий. |
14 | Чего не стало? | 1 | Учатся выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. Работа в группе. |
15 | Назови ласково. | 1 | Учатся строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
16 | Назови детёнышей животных | 1 | Участвуют в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. |
17 | Сколько чего? | 1 | Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное отношение к качеству своей речи. |
18 | Предметы и предлоги | 1 | Учатся строить несложные рассуждения, выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
19 | Согласование предметов и их признаков | 1 | Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное отношение к качеству своей речи. |
20 | Согласование предметов и их действий по числам и родам. | 1 | Учатся оценивать свои достижения, осознавать трудности. Сознательное отношение к качеству своей речи. |
21 | Согласование предметов и их действий по числам и родам. | 1 |
Речевой слух 4 ч |
22 | Гласные звуки русского языка | 1 | Учатся строить несложные рассуждения, выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
23 | Согласные звуки русского языка | 1 |
24 | Звуко-буквенный анализ слова. | 1 | Учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму |
25 | Звуки и буквы русского алфавита. | 1 |
Связная речь 8 ч |
26 | Слушаем и пересказываем сказки | 1 | Составляют рассказы на основе услышанного. Выражают свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
27 | Учимся вежливости | 1 | Учатся строить несложные рассуждения, выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
28 | Учимся вежливости | 1 |
29 | Учим стихи наизусть | 1 | Учатся оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления |
30 | Построение диалога. | 1 | Учатся вести диалог, выражать свои мысли, чувства в словесной форме |
31 | «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки» | 1 | Учатся оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления |
32 | Построение описания | 1 | Учатся строить несложные рассуждения, выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
33 | Если слово непонятно | 1 | Осуществляют поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках. |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого 34 ч. |