СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Уроки нравственности..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное планирование составлено на основе ФГОС. Есть рабочие тетради и методическое пособие.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Уроки нравственности..."»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»






РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор МБОУ СШ № 6

педагогического совета ____________О.А.Семина

Протокол № Приказ № 116

от «29» августа 2018 г от «29» августа 2018г.





Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу

«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»









Направление внеурочной деятельности:духовно- нравственное

Класс:

Уровень общего образования: начальное общее

Учитель начальных классов: Грушевская Елена Викторовна

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 34часа в год, в неделю 1 час

Планирование курса внеурочной деятельностимладших школьников составлено на основе авторской программы Л. В. Мищенковой«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа; -М., РОСТ - книга, 2017г.











Рабочую программу составила_______________Грушевская Елена Викторовна




Программа внеурочной деятельности младших школьников «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы курса Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»Л.В. Мищенковойдля младших школьников с учетом требований нормативно-правовых документов ,регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Курс Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».Основная цель курса:воспитание духовно-нравственной личности ребенка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Программа курса рассчитана на 34 часа в год( 34 учебные недели) , 1 час в неделю.

Планируемые результаты

У учащихся будут сформированы:

-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- положительная мотивация учебной деятельности;

Учащиеся получат возможность иметь :

-систему нравственных качеств и этическое сознание;

-потребность в самовоспитании и саморазвитии;

-чувство уважения к правам и обязанностям человека;

-чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

-ценностное отношение к природе, к окружающей среде;

-потребность в чтении художественной литературы.



 Личностные результаты:

- учащийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

-знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

-с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

-система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

-учащийся получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

-учащийся научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;

- классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Коммуникативные УУД:

-учащийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

-учащийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

-учащийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

-учащийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения гигиенических правил;

- бережного отношения к природе;

- развития чувства ответственности, самостоятельности;

- формирования стремления быть полезным окружающим;

- стремления к здоровому образу жизни.

 В результате прохождения курсак концу 2 класса обучающиеся получат возможность научиться:

1. Отличать понятия «этика» и «этикет».

2. Правилм вежливости и красивым манерам.

3. Заповедям и соответствующим притчам.

4. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

5. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

6. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

6. Быть доброжелательными.

7. Соблюдать заповеди.

8. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.

9. Сострадать животным, не обижать их.

10. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

11. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

12. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.



Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Формы проведения занятий: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.

Содержание курса включает в себя следующие циклы:

«Я и окружающие»; «Я и семья»; «Я и природа»; «Я и книга»; «Я и животные»; «Я и здоровье». 2 класс.

«Я и окружающие»(10 ч.)Инсценировка веселых диалогов из стихотворений. Игра «Потопаем – похлопаем». Рисование узора по клеточкам.

Уточнение понятия «Друг», «Дружба». Пословицы о друзьях. Рассказ С. Прокофьевой «Самый большой друг»

Загадки о профессиях. Разгадывание ребусов и загадок. Игра «Да-нет». Пословицы и поговорки о профессиях.

Сказка про слово «Здравствуй». Стихотворение «С добрым утром!» Разыгрывание ситуаций с использованием «вежливых» слов.

Рисование по точкам Елочки. Прослушивание новогодней сказки. Рисование елочных украшений.

Описание личности по рисунку.. Заполнение анкеты.

Рисование по клеточкам рис «Снегурочка», подбор рифмующихся слов. Составление рассказа по картинке.

Прослушивание сказки О солнечном зайчике. Рисование по клеточкам рис. «Лампочка». Ребусы.. Выкладывание солнечного зайчика из половинок гороха.

Рассказ В. Драгунского «Друг детства». Стихотворение А.Усачева «Планета кошек».

Рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост». Игра «да-нет» Изображение моста из деталей танграма.

Пословицы и поговорки о хороших и плохих качествах человека. Рассказ С.Баруздина «Ведро воды». Игра «Любимое качество».

Сказка о веселой пчеле. Рисование узора по клеточкам.

Загадки о животных. Инсценировка сказки.

Игра «Да-нет».Расшифровка пословиц о гостеприимстве. Инсценировка юморески.

«Я и семья»(1ч.)Вопросы для разминки. Игра «Путешествие по станциям русского языка».

Игра «Что было бы, если бы…?»

Поезд везёт подарки мамам.

«Я и природа»(10ч.)Беседа по теме «Осень, осенние приметы». Прослушивание отрывков из произведений разных авторов. Игра «Да-нет». Аппликация «Грибок»

Вопросы для разминки. Игра «лишнее». Разгадывание кроссворда. Понятие слова «Экология». Рис. «Наш уголок природы»

Экскурсия по городу Лекарственных растений. Загадки о растениях. Графический диктант.

Пословицы о солнце. Рис.»Солнечная поляна». Разгадывание кроссворда.

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

«Я и книга»(8 ч.)Головоломка «Танграм». Загадки о сказочных героях. Вопросы по теме «Сказки», разгадывание путаницы.

Чтение русской народной сказки «Лиса и Волк», изображение рыбки по клеточкам. Продолжите фразы из сказок.

Портрет К.И. Чуковского. Ребусы. Инсценировка диалога «От двух до пяти».Сказка «Краденное солнце». Демонстрация иллюстраций из книги. Угадывание животного по его признакам. Выкладывание из половинок гороха изображение крокодила.

«Я и животные»(2ч.)Презентация «В зоопарке».Разгадывание кроссворда. Доклады о животных, живущих в зоопарке.

Нам нравится гулять по зоопарку…

«Я и здоровье»(3 ч.) Понятие «Гигиена». Загадки на тему «Гигиенические средства». Стихотворение Ю. Тувима «Грязнули» Рис. «Чистота-залог здоровья»

Стихи Т.Керстен о лете. Игра «Да-нет». Графический диктант.

Аудиозапись инструментальной мелодии. Рисунок по памяти. Инсценировка стихотворения с помощью жестов и мимики. Игра «Найди лишнее»











































Часы распределены следующим образом:




п/п

Содержание программы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Я и окружающие

10

10

2

Я и здоровье

3

3

3

Я и природа

10

10

4

Я и книга

8

8

5

Я и животные

2

2

6

Я и семья

1

1


ИТОГО:

34ч

34ч



















































Тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Я и природа-4 часа

1

О культуре поведения в школе

1

2

Под крышей дома моего

1

3

Времена года

1

4

Отправляемся в путешествие

1

Я и книги- 1 час

5

Узнай меня!

1

Я и окружающие-1час

6

Не надо больше ссориться…Учимся дружить

1

Я и животные-1 час

7

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

Я и окружающие-1 час


8

Учимся обсуждать проблему

1

Я и природа-1час

9

Во саду ли, в огороде…

1

Я и окружающие-1 час

10

Слушаем сказку

1

Я и животные-1 час

11

Поговорим о собаках

1

Я и здоровье-1 час

12

«Тише, пожалуйста!»

1

Я и окружающие-2 часа

13

Занимательный журнал «Имена»

1


14

Колечко красоты

1

Я и книги-1 час

15

Девочка и разбойники

1

Я и здоровье-1 час

16

Экскурсия в медицинский кабинет

1

Я и природа-1 час

17

Зима в лесу

1

Я и книги-1 час

18

По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1


Я и здоровье-1 час

19

Для чего нужны нам глазки?

1


Я и книги-1 час

20

И снова сказка!

1

Я и природа-1 час

21

Лепим снеговика

1

Я и семья-1 час

22

Давайте, друзья, потолкуем о маме…

1

Я и окружающие-1 час

23

Цветик - семицветик

1


Я и книги-2часа

24

Волшебники и волшебные предметы.

1

25

Животные с книжных страниц

1

Я и окружающие-2 часа

26

Спешим на помощь бабке Ёжке

1

27

День Космонавтики

1

Я и природа-1 час

28

Тропинка

1

Я и окружающие-1 час

29

Ох уж этот ветер!...

1

Я и книги-2часа

30

Сказочные фанты.

1

31

И снова сказочные фанты

1

Я и природа-1 час

32

Школа насекомых

1

Я и окружающие-1 час1

33

Кем быть? О профессиях и трудолюбии

1

Я и природа-1час

34

Лето в загадках

1


Итого

34ч




























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

Я и природа-4 часа

1

О культуре поведения в школе



2

Под крышей дома моего



3

Времена года



4

Отправляемся в путешествие



Я и книги- 1 час

5

Узнай меня!



Я и окружающие-1час

6

Не надо больше ссориться…Учимся дружить



Я и животные-1 час

7

Белый пёс в сиреневый цветочек



Я и окружающие-1 час


8

Учимся обсуждать проблему



Я и природа-1час

9

Во саду ли, в огороде…



Я и окружающие-1 час

10

Слушаем сказку



Я и животные-1 час

11

Поговорим о собаках



Я и здоровье-1 час

12

«Тише, пожалуйста!»



Я и окружающие-2 часа

13

Занимательный журнал «Имена»




14

Колечко красоты



Я и книги-1 час

15

Девочка и разбойники



Я и здоровье-1 час

16

Экскурсия в медицинский кабинет



Я и природа-1 час

17

Зима в лесу



Я и книги-1 час

18

По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка»




Я и здоровье-1 час

19

Для чего нужны нам глазки?




Я и книги-1 час

20

И снова сказка!



Я и природа-1 час

21

Лепим снеговика



Я и семья-1 час

22

Давайте, друзья, потолкуем о маме…



Я и окружающие-1 час

23

Цветик - семицветик




Я и книги-2часа

24

Волшебники и волшебные предметы.



25

Животные с книжных страниц



Я и окружающие-2 часа

26

Спешим на помощь бабке Ёжке



27

День Космонавтики



Я и природа-1 час

28

Тропинка



Я и окружающие-1 час

29

Ох уж этот ветер!...



Я и книги-2 часа

30

Сказочные фанты.



31

И снова сказочные фанты



Я и природа-1 час

32

Школа насекомых



Я и окружающие-1 час

33

Кем быть? О профессиях и трудолюбии



Я и природа-1час

34

Лето в загадках




























Приложение

В ходе реализации курса внеурочной деятельности будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектовдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.


Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Формы проведения занятий: беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление.



Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2012г.



2.Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа; -М., РОСТ - книга, 2017г.

3. Л.В. Мищенкова Методическое пособие «Уроки нравственности «Что такое хорошо и что такое плохо». Изд.: РОСТкнига 2017г.4. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2017г.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2012г.

Информационно-методическое обеспечение:

«Начальная школа»: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

Образовательные Интернет- порталы

1. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

2. Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www.informika/ru








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!