ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЧИШМИНСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИСМАИЛОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор школы
_________ Мурзаева Л.И. ____________Кильметов Б.Ю.
Протокол № от ____________ приказ № от_________.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Семьеведение»
9 класс
Класс: 9
Составитель курса внеурочной деятельности
Ахмадуллина Аида Алексеевна
2020 год
Рабочая программа кружка «Семьеведение».
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по кружку «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”
Актуальность.
В наше время коренных общественных перемен отношение к семье крайне противоречивое: диапазон мнений простирается от разговоров о семье как пережитке традиционного общества до самой высокой ее оценки как главной жизненной ценности человека. «Семья ... является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания, пишут А.И. Антонов и С.А. Сорокин, авторы капитального труда «Судьба семьи в России XXI века» (М., 2000). Семейное влияние на становление личности, на качество межличностных взаимоотношений огромно. Это свойство семьи давно общепризнанно...».
Самое важное для стабильности семьи – супружеские отношения.
В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всем мире. Разрушается престиж семьи, традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение демографического сдерживания. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мама – хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Это отражается не только на демографии, но и способствует падению духовности и нравственности, семейных ценностей, ведет к проблемам супружеских и детско-родительских отношений, неподготовленности детей к самостоятельной семейной жизни. Если нет любви в семье и к семье, может ли быть любовь к Родине?
Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной родословной. Приобщение учащихся к изучению истории своей семьи, ее корней – это и путь к самопознанию: кто мы и откуда родом? Составляя родословное дерево своей семьи, дети вовлекают в эту работу и взрослых. С их помощью дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков, уважают и чтят обычаи и традиции своего народа. Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.
Изучение программы «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Для того чтобы отношения в семье были счастливыми и радостными, нужна определенная культура. Сформировать семейную культуру необходимо посредством осознания безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни, помочь осознать значение семьи в жизни человека.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о нормах семейной жизни молодому поколению.
Цель программы способствовать формированию у учеников старших классов общеобразовательной школы необходимую для их развития систему духовных, политико-правовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения решаются следующие задачи:
– получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;
– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ -ХХI веках;
– проводится комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учетом перехода российского общества от традиционной к современной модели социальных отношений на рубеже веков.
Объект исследований (семья) близок и понятен детям, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
IV. Методическое обеспечение
Методическое обеспечение реализации программы включает прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. В ходе информационно-ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направлениями являющегося предметом образовательной и творческой деятельности учащихся. Например, знакомство с основами Семейного законодательства РФ и субъектов РФ, роль семьи в воспитании ребенка, место труда в современной семье, что такое гендерные отношения и т.д. Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог, с ведущей ролью педагога на заданную тему. Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы. В ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога. Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме.
Исследовательская деятельность учащихся проводится в разных организационных формах: индивидуальные исследования и групповые исследования с помощью методик, которые достаточно упрощенно моделируют исследовательскую работу.
Необходимым средством методического обеспечения деятельности является работа с родителями. Используются такие основные формы:
проведение родительских собраний, анкетирование, непосредственное участие родителей в реализации программы.
Основные направления программы
Изучение истории семьи и брака.
Распределение обязанностей в современных семьях.
Роли матери и отца в развитии и воспитании детей
Правоотношения между родителями и детьми имущественного характера.
Рассмотрение альтернативных форм традиционной семьи и брака.
Анализ особенностей семей трех мировых религий.
Формы работы.
В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности
1. Встречи с многодетными семьями.
2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам.
3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи.
4. Участие в конференциях и конкурсах.
5. Организация экскурсий в религиозные учреждения с целью ознакомления с конфессиональными и этническими особенностями института семьи.
6. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и взрослых.
7. Приглашение работников ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих семьи и брака.
VII. Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем.
Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на занятиях, творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная защита самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!».
VIII. Ожидаемые результаты
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- определять основные этапы динамики семейных отношений;
- определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья;
- различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи;
- различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка;
- определять способы формирования семейного бюджета;
- использовать традиции семьи в жизни;
- перечислять правила совместной жизни в семье;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- принимать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу урока;
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать самостоятельное высказывание;
- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам;
- корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- выделять важную информацию из литературы разных типов;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы решения задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц;
- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков;
- осуществлять классификацию и синтез объектов;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении т.п.
- моделировать различные жизненные ситуации.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную;
- представление о семейных ценностях;
- уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов;
- целостный взгляд на взаимоотношения полов;
- эстетические потребности и чувства;
- установка на соблюдение правил и норм семейной жизни;
- готовность к бережному отношению к членам своей семьи.
Содержание программы.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы. Возраст обучающихся 14-16 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.
Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Права и обязанности членов семьи. Роли мужчины и женщины в браке. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей Степени родства и их обозначение Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. Дом и семья единство противоположностей (2 ч) Труд на производстве. Общение в браке – обязанность или право? Значение семейных ценностей в современном мире. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны Первенец в браке: права и обязанности родителей Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков Приемная семья Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке Требования в семье- каркас семейного здания. Право ребенка жить и воспитываться в семье Здоровье семьи Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор Семейные традиции и праздники. Организация праздника День семьи (15 мая) |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | УУД | Дата |
Календ. | Факт. |
1-3 | Значение семьи. Брак традиционный и брак современный – взгляд со стороны | 3 | Значение семьи. Понятие «семья – ячейка общества» Необходимость любви и уважения в семье. Семейные отношения как предмет правового регулирования. Семья и родство в юридической сфере. | Знать пословицы и поговорки о семье: Не нужен клад, если в семье лад Нет милее дружка, чем родная матушка Уметь рассказать о членах своей семьи | Формулировать мысли о значении семьи Высказывать мотивированное суждение об ответственности за жизнь в семье | 3.09 10.09 17.09 | |
4-5 | Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера | 2 | Нормативная база, посвященная охране прав ребенка и семьи. Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. | Знать основные положения конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов семьи | Формулировать собственные мысли о необходимости защиты прав детей и семьи | 24.09 1.10 | |
6-9 | Права и обязанности членов семьи. Роли мужчины и женщины в браке. Родители мужа и жены и их отношения с молодой семьей Степени родства и их обозначение | 4 | Перечень прав и обязанностей членов семьи. Кто должен играть ведущую роль в брачной паре по доходам. Как устроить быт молодоженов Чем родители могут быть полезны молодоженам. Названия членов семьи, близких и дальних родственников | Знать основные права и обязанности мамы, папы, ребенка. Знать названия членов семьи, близких и дальних родственников, понимать степень их родства | Перечислять свои права и обязанности | 8.10 15.10 22.10 5.11 | |
10-14 | Откуда деньги в семье. Семейный бюджет. Дом и семья единство противоположностей (2 ч) Труд на производстве. | 4 | Понятие «семейный бюджет» Учеба, работа и дом, дети – совместимы? Домашние обязанности членов семьи. Правоотношения между родителями и детьми по поводу принадлежащего им имущества. | Понимать суть нового понятия, знать, из чего складывается семейный бюджет | Уметь определять источники семейного бюджета | 12.11 19.11 26.11 3.12 | |
15-18 | Общение в браке – обязанность или право? Значение семейных ценностей в современном мире. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны | 3 | Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и восточных странах мира. Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны» | | | 10.12 17.12 24.12 | |
19-22 | Первенец в браке: права и обязанности родителей Какова роль родителей молодоженов в воспитании внуков Приемная семья Много- и мало-детные семьи- исторический путь и современный выбор. | 4 | Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Отцовство и материнство-суть этих понятий. Приемная семья, ее основная цель Правила семейного общежития | Понимать необходимость жить в семье по определенным правилам Что такое «потребность в ребенке» Презумпция отцовства | Называть правила жизни в семье | 14.01 21.01 28.01 4.02 | |
23-24 | Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам Забота о животных и растениях дома или около дома. Участие в работах на земельном участке | 2 | Обязанности ребенка в семье Посильная помощь, которую может оказать ребенок семье Приемы ухода за животными и растениями | Понимать необходимость оказания помощи семье, выполнения и соблюдения определенных обязанностей Понимать значение и необходимость оказания помощи своей семье, родственникам | Перечислять свои семейные обязанности Виды посильной помощи, которую может оказать ребенок семье | 11.02 18.02 | |
25-27 | Требования в семье- каркас семейного здания. Право ребенка жить и воспитываться в семье Здоровье семьи | 3 | Что требовать и от кого? Семейные права и обязанности мужчины, женщины и детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Профилактические медицинские осмотры | Знать основные положения конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, направленные на защиту интересов детей | | 25.02 4.03 1103 | |
28-30 | Семейное право и семейные ссоры. Ссора и конфликт – в чем разница? Брачный договор | 3 | Знакомство с семейным законодательством РФ Правила решения семейных конфликтов Порядок заключения брачного договора | Понимать почему люди ссорятся. Находить способы решения конфликтов в семье | | 18.03 25.03 8.04 | |
31 | Семейные традиции и праздники. | 1 | Традиции и праздники, отмечаемые в российской семье. Традиции и праздники семей учащихся | Знать семейные традиции и праздники, понимать их суть | Перечислять семейные традиции и праздники | 15.04 | |
32 | Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая) | 1 | Подготовка презентаций «Моя семья – самая счастливая!», Написание эссе на тему «Счастливая семья – какая она?» | | | 22.04 | |
33 | Подготовка празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая) | 1 | Проводится урок по разработанному сценарию | | | 29.04 | |
34 | Проведение празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая) | 1 | Проводится урок по разработанному сценарию | | | 6.05 | |
35 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов | | | 20.05 | |
Список используемых источников и литературы:
Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. 244 с.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические
исследования. 2014. № 9. С. 85-97.
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2011. 560 с.
Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
/ Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2010. 300 с.