Содержание программы
Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: баскетбола, волейбола, настольного тенниса и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении учебного года), результаты участия в соревнованиях.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой И дыхательной систем, укрепляют костную
систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве.
Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует
от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности,
коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки
физической культуры.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой И дыхательной систем, укрепляют костную
систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве.
Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует
от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности,
коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки
физической культуры.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой И дыхательной систем, укрепляют костную
систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве.
Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует
от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности,
коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические
возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки
физической культуры.
Баскетбол. История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Передвижения, остановки, повороты и стойки баскетболиста.
Ловля и передача мяча (разными способами) на месте и в движении.
Ведение мяча на месте, по прямой, с изменением направления движения и скорости.
Броски мяча разными способами, на месте, в движении.
Вырывание, выбивание.
Тактика и техника игры в баскетбол.
Контрольные игры и соревнования.
Волейбол. История возникновения и развития спортивной игры волейбол. Технические действия и тактика игры. Правила игры в волейбол, жесты судьи.
Перемещения и стойки волейболиста.
Прием и передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения.
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Нападающий удар.
Командные действия. Расположение игроков при приеме.
Тактика игры.
Контрольные игры и соревнования.
Настольный теннис. История возникновения и развития игры настольный теннис. Технические действия и тактика игры. Правила игры. Основы техники и тактики игры.
Правильная хватка ракетки, способы игры.
Техника перемещений.
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач.
Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов.
Свободная игра. Игра на счет. Соревнования.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа - 5 кл. ,34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут. Факультативный курс отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий, игр, тестов, нормативов отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способствует развитию двигательных качеств.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Цель программы — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи
Формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
Совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
Формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста и времени года, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Спортивные игры | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Баскетбол | 12 | 2 | 10 |
2 | Волейбол | 12 | 2 | 10 |
3 | Настольный теннис | 10 | 2 | 8 |
| ИТОГО | 34 | 6 | 28 |
Личностные результаты кружка «Спортивные игры»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Планируемый результат:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола, волейбола, настольного тенниса;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола, волейбола, настольного тенниса;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол, волейбол, настольный теннис.
Материально – техническое обеспечение
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания учащихся. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Список литературы:
А.П. Матвеев. Физическая культура. 5-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая культура М.2011г. «Просвещение».
Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы» Автор :Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2012.
Физическая культура. Настольный теннис. Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин.
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей» М.: «Просвещение» 1992г.
Календарно-тематическое планирование по «Спортивным играм» для учащихся 5 класса.
№ п/п | Дата | Тема занятия |
БАСКЕТБОЛ – 12 часов |
1 | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях баскетболом. История возникновения игры. Передвижения, остановки, повороты и стойки баскетболиста. |
2 | | Передвижения, остановки, повороты и стойки баскетболиста. Ведение мяча на месте. |
3 | | Ловля и передача мяча (разными способами) на месте и в движении. Учебная игра по упрощенным правилам. |
4 | | Ловля и передача мяча (разными способами) на месте и в движении. Вырывание, выбивание. |
5 | | Ведение мяча на месте, по прямой, с изменением направления движения и скорости. |
6 | | Организация и проведение соревнований по баскетболу. Баскетбол игра по правилам. Ведение мяча на месте, по прямой, с изменением направления движения и скорости. |
7 | | Броски мяча разными способами, на месте, в движении. Вырывание, выбивание. Учебная игра по упрощенным правилам. |
8 | | Броски мяча разными способами, на месте, в движении. Учебная игра по упрощенным правилам. Правила игры. Жесты судьи. |
9 | | Вырывание, выбивание. Учебная игра по упрощенным правилам. |
10 | | Ловля и передача мяча (разными способами) на месте и в движении. Вырывание, выбивание. |
11 | | Броски мяча разными способами. Тактика и техника игры в баскетбол. Контрольные игры и соревнования. |
12 | | Тактика и техника игры в баскетбол. Контрольные игры и соревнования. |
ВОЛЕЙБОЛ – 12 часов |
13 | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом. История возникновения и развития спортивной игры волейбол. Перемещения и стойки волейболиста. |
14 | | Перемещения и стойки волейболиста. |
15 | | Прием и передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Игра по упрощенным правилам. |
16 | | Прием и передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. |
17 | | Технические действия и тактика игры. Правила игры в волейбол, жесты судьи. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Игра по упрощенным правилам. |
18 | | Прием и передача мяча снизу двумя руками. Командные действия. Расположение игроков при приеме |
19 | | Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Нападающий удар. Игра по упрощенным правилам. |
20 | | Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Нападающий удар. |
21 | | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. Командные действия. Расположение игроков при приеме. |
22 | | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. Командные действия. Расположение игроков при приеме. |
23 | | Тактика игры. Контрольные игры и соревнования. |
24 | | Тактика игры. Контрольные игры и соревнования. |
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС – 10 часов |
25 | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ на занятиях настольным теннисом. История возникновения и развития игры настольный теннис. Хватка ракетки. Открытая и закрытая ракетка |
26 | | Правила игры. Организация и проведение соревнований по настольному теннису. Хватка ракетки. Открытая и закрытая ракетка. |
27 | | Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки. Хватка ракетки. Открытая и закрытая ракетка. |
28 | | Изучение хваток, плоскостей вращения мяча, выпадов. Передвижение игрока приставными шагами. |
29 | | Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи. |
30 | | Обучение техники подачи прямым ударам, совершенствование плоскостей вращения мяча |
31 | | Технические действия и тактика игры. Правила игры. Основы техники и тактики игры. Обучение подачи «Маятник». Игра – подача. Учебная игра с элементами подач. |
32 | | Обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник». Соревнования в группах. Обучение технике «срезка» мяча справа, слева. |
33 | | Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре. Учебная игра |
34 | | Совершенствование техники «срезки» слева, справа в игре. Учебная игра. |
10