Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «ОФП» для 10-11 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
Направленность дополнительной и образовательной программы секции «ОФП» (общефизической подготовки) - одно из важных средств - всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету
«Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:
Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.
В учебно-тренировочных группах занимаются девочки и мальчики в возрасте от 14 до 17 лет. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья, всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.
Цель занятий ОФП:
удовлетворять биологические потребности учащихся в движениях;
увеличивать двигательный режим ребенка;
формировать мотив, потребность в активной двигательной деятельности;
повышать положительное психолого-эмоциональное состояние ребенка;
развивать коммуникативные навыки;
сокращать адаптационный период пребывания в школе.
Задачи ОФП:
Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки ;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
Воспитание нравственных и волевых качеств;
Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
Развитие физических качеств и психических свойств личности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Актуальность, новизна, педагогическая целеустремленность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Потребность активной двигательной деятельности игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных и спортивных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
Отличительные особенности данной программы:
Руководитель кружка, подбирая материал для занятий, должен наряду с новым обязательно включать в занятия упражнения, приѐмы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования.
На занятиях занимающиеся должны получать элементарные навыки судейства игр волейболу, баскетболу.
Практические занятия по обучению судейству начинаются после того, как ,изучены правила игры.
Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне еѐ. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.
В секции занимаются дети в возрасте 14-17 лет. Количество занимающихся в секции – 15 человек.
Продолжительность занятий в секции – 1 час 2 раз в неделю. За год – 70 часов
Изучение программного материала рассчитано на 1 год.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
положительное отношение школьников к занятиям двигательной деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
В области познавательной культуры:
-владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности.
-владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о способах профилактики заболеваний средствам физической культуры
В области нравственной культуры:- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; - способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
В области трудовой культуры: - умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям; - соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы;
В области эстетики: - красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять при разных формах движений и передвижений;
-хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
В области коммуникативной культуры: - анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
-находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры: - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий; - владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; - умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
В области познавательной культуры:
-понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и
( отклоняющегося) поведения;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека. В области нравственной культуры:
-бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Планируемые результаты программы «ОФП»
После первого года обучения занимающийся в кружке ожидает, что он наберѐт достаточный уровень общей физической подготовки, приобретѐт навыки и умения игры На первом году обучения занимающиеся владеет игровыми ситуациями и достичь высокого уровня специальной подготовки.
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями
значение правильного режима дня юного спортсмена;
выполнять основные технические действия и приѐмы игры в , волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
Ученик научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы,
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приѐмы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять нормативы по физической подготовке.
управлять своими эмоциями;
владеть игровыми ситуациями на поле;
уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальный уровень работоспособности;
уметь владеть техникой и тактикой игры в нападении и защите во время игровых ситуаций на поле.
Все занятия, которые проводятся в кружке, должны носить воспитывающий характер. Руководитель кружка разъясняет занимающимся высокую идейную направленность Российской системы физического воспитания, большую государственную значимость еѐ, подчѐркивает повседневную заботу Российского правительства о развитии физической культуры и спорта в России. У занимающихся надо воспитывать уважение к товарищам, коллективные навыки, высокую сознательность, умение преодолевать трудности и другие морально-волевые качества.
Воспитанию кружковцев способствуют чѐткая организация проведения занятий, требовательность к выполнению упражнений, строгое выполнение правил и норм поведения на занятиях, соревнованиях и в бытовых условиях.
Содержание курса «ОФП»
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Здоровье и здоровый образ жизни.
Режим дня, и его основное содержание и правила планирования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
-влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
-гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
-техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
-основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактики; правила игры, организация и проведение соревнований;
-оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
-тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Легкая атлетика (9 часов)
Стартовый разбег (по сигналу, самостоятельно, на прямой, и на повороте) Ускорения. Бег по повороту. Финиш Бег на время на дистанции
30 метров и 60 метров Бег на время на дистанции 100 метров. Бег на короткие дистанции
Бег по пересеченной местности
Футбол (5 часов)
Бег по пересеченной местности, спортивные игры и футбол. Ведение и обводка. Отбор мяча. Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Двусторонняя игра. Соревнования. Тренировочная игра
Спортивные игры : Баскетбол (33 часа)
Перемещения и остановки. Учебная игра. Ловля и передача мяча. Учебная игра. Учебно-тренировочная игра. Ведение мяча левой и правой рукой. Броски мяча в кольцо Овладение мячом и противодействия. Отвлекающие приемы Индивидуальные тактические действия в нападении и защите Групповые тактические действия в нападении и защите Командные тактические действия в нападении и защите Двусторонняя игра.
Волейбол (14 часов)
Прием мяча. Передача мяча. Подача мяча Нападающий удар. Блокирование мяча. Учебно-тренировочная игра. Соревнования.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов |
Всего занятий | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Ознакомление с правилами соревнований | 2 |
3 | Техника безопасности во время занятий ОФП | 2 |
4 | Легкая атлетика | 14 |
5 | Спортивные игры | 50 |
6 | Контрольные упражнения и спортивные соревнования | Согласно плану спортивных мероприятий |
ИТОГО: | | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
План | Факт |
Вводное занятие – 1 час | | | |
1 | 07.09 | Вводное занятие | 1 |
Легкая атлетика – 4 часа | | | |
2 | 08.09 | Стартовый разбег (по сигналу, самостоятельно, на прямой, и на повороте) | 1 |
3 | 14.09 | Ускорения. Бег по повороту. Финиш | 1 |
4 | 15.09 | Бег на время на дистанции 30 метров и 60 метров | 1 |
5 | 21.09 | Бег на время на дистанции 100 метров | 1 |
Футбол – 5 часов | | | |
6 | 22.09 | Бег по пересеченной местности, спортивные игры и футбол. | 1 |
7 | 28.09 | Ведение и обводка. Отбор мяча. | 1 |
8 | 29.09 | Отбор мяча. Вбрасывание мяча. | 1 |
9 | 04.10 | Двусторонняя игра. | 1 |
10 | 05.10 | Соревнования. Тренировочная игра | 1 |
Баскетбол – 8 часов | | | |
11 | 18.10 | Перемещения и остановки. Учебная игра | 1 |
12 | 19.10 | Перемещения и остановки. Учебная игра | 1 |
13 | 25.10 | Ловля и передача мяча. Учебная игра | 1 |
14 | 26.10 | Ловля и передача мяча. Учебная игра | 1 |
15 | 02.11 | Перемещения и остановки. Ловля и передача мяча. | 1 |
16 | 03.11 | Учебно-тренировочная игра | 1 |
17 | 09.11 | Учебно-тренировочная игра | 1 |
18 | 10.11 | Учебно-тренировочная игра | 1 |
Волейбол – 19 часов | | | |
19 | 16.11 | Прием мяча. Передача мяча. | 1 |
20 | 17.11 | Прием мяча. Передача мяча. | 1 |
21 | 30.11 | Прием мяча. Передача мяча. | 1 |
22 | 01.12 | Прием мяча. Передача мяча. | 1 |
23 | 07.12 | Подача мяча | 1 |
24 | 08.12 | Подача мяча | 1 |
25 | 14.12 | Подача мяча | 1 |
26 | 15.12 | Нападающий удар. Блокирование мяча. | 1 |
27 | 21.12 | Нападающий удар. Блокирование мяча. | 1 |
28 | 22.12 | Нападающий удар. Блокирование мяча. | 1 |
29 | 28.12 | Нападающий удар. Блокирование мяча. | 1 |
30 | 29.12 | Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 1 |
31 | | Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 1 |
32 | | Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 1 |
33 | | Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | 1 |
34 | | Учебно-тренировочная игра. | 1 |
35 | | Учебно-тренировочная игра. | 1 |
36 | | Учебно-тренировочная игра. | 1 |
37 | | Учебно-тренировочная игра. | 1 |
Баскетбол – 25 часов | | | |
38 | | Ведение мяча левой и правой рукой | 1 |
39 | | Ведение мяча левой и правой рукой | 1 |
40 | | Ведение мяча левой и правой рукой. Броски мяча в кольцо | 1 |
41 | | Броски мяча в кольцо | 1 |
42 | | Броски мяча в кольцо | 1 |
43 | | Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. | 1 |
44 | | Овладение мячом и противодействия | 1 |
45 | | Овладение мячом и противодействия | 1 |
46 | | Овладение мячом и противодействия | 1 |
47 | | Отвлекающие приемы | 1 |
48 | | Отвлекающие приемы | 1 |
49 | | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите | 1 |
50 | | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите | 1 |
51 | | Групповые тактические действия в нападении и защите | 1 |
52 | | Групповые тактические действия в нападении и защите | 1 |
53 | | Групповые тактические действия в нападении и защите | 1 |
54 | | Групповые тактические действия в нападении и защите | 1 |
55 | | Командные тактические действия в нападении и защите | 1 |
56 | | Командные тактические действия в нападении и защите | 1 |
57 | | Командные тактические действия в нападении и защите | 1 |
58 | | Командные тактические действия в нападении и защите | 1 |
59 | | Двусторонняя игра | 1 |
60 | | Двусторонняя игра | 1 |
61 | | Двусторонняя игра | 1 |
62 | | Двусторонняя игра | 1 |
Легкая атлетика – 5 часов | | | |
63 | | Бег на короткие дистанции | 1 |
64 | | Бег на короткие дистанции | 1 |
65 | | Бег по пересеченной местности | 1 |
66 | | Бег по пересеченной местности | 1 |
67 | | Бег по пересеченной местности | 1 |
Итоговое занятие – 1 час | | | |
68 | | Итоговое занятие | 1 |
Резервное занятие – 2 часа | | | |
69 | | Резервное занятие | 1 |
70 | | Резервное занятие | 1 |
| | ИТОГО: | 70 часов |