СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие «Толерантность – дорога к миру»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Толерантность – дорога к миру»»



Внеклассное мероприятие по обществознанию

в 6 классе

тема: «Толерантность – дорога к миру»

Цель:

  1. Ознакомление обучающихся с понятием «толерантность», выявление основных черт толерантности, формирование правильного представления о толерантном поведении.

Задачи:

  1. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

  2. Способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать терпимость к различиям между людьми.

  3. Развивать информационную, коммуникационную, личностную компетентность.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, скотч, фломастеры, конверты с заданиями, напечатанное на листе бумаги слово Талейран


Ход мероприятия:

Учитель: Сегодня наш урок посвящен очень важной проблеме, которая касается как общество в целом, так и каждого из нас в частности.

- а) Кто я? Кто я такой?

(Листочки белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, скотч)

Учитель: Имя – это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей. Ваши «Книги моего Я» тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера, поступки. Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Задание: Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов.

Учитель: Информация должна носить позитивный характер. Социализация: Кто хочет прокомментировать вслух свое «я» и объяснить свое состояние души на данный момент? Давайте поблагодарим участников, которые решились открыть нам свое «я». Аплодисменты. (После самопредставления 2 человека собирают карточки с именами и прикрепляют на стенд)

Учитель: Посмотрите, какая пестрая компания здесь собралась, с разными ожиданиями, переживаниями, проблемами. Сейчас мы попробуем, несмотря на различия, объединить наши усилия в следующем задании «Передай привет». Возьмите друг друга за руки. Смотрите внимательно мне в глаза, тот человек, который поймает мой взгляд, начинает передавать «привет» соседу слева или справа и так далее по цепочке, пока водящий не заметит момент пожатия.

Молодцы. Несмотря на выявленные различия, мы смогли передать привет, не произнося ни слова друг другу. Что помогла нам в этом? Выскажите свое мнение. (Ответы учеников: внимание друг к другу, смотрели в глаза, чувствовали руку одноклассника)

Итак, просто играя, мы уже вышли на 2 очень важных для нашего разговора положения. Кто может попытаться их озвучить?

  1. Все мы разные. 2. Но можем понять друг друга, даже без слов.

Учитель: Тема нашего мероприятия толерантность – дорога к миру. Может, кто из вас слышал и знает, что это за слово такое  «толерантность»? (ответы ребят)

Чтобы узнать значение этого слова, изобразим толерантность в виде модели дерева. Как все мы знаем, все в мире живое рождается, растет, живет и умирает. Так и наше дерево должно вырасти. Чтобы выросло растение, что для этого нужно сделать?

Ученики:  – Необходимо посадить зерно. (Появляется на доске «зерно» со словом ТАЛЕЙРАН ) 

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

- Ребята, что развивается у растения из семени? (Корешок)

– Корень нашего дерева, состоит из нескольких корешков. А корешками нашего дерева будут различные значения слова толерантности. (зрительно строится модель дерева):1. в Англии (готовность быть терпеливым, снисходительным); 2. в Испании – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; 3. в Китае – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 4. в Арабских странах – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность к терпению, терпение, расположенность к другим.

Учитель: Ребята, посмотрите на  значения слова толерантность. Что общего у этих значений слова толерантность? 

– У них общее понятие – терпение, принятие другого человека таким,  какой он есть ( ответ учеников).

Учитель: Ребята, посмотрите на наше дерево. Оно растет, но каждое дерево имеет разветвления – ветки. А на этих веточках листочки необыкновенные – это качества толерантной личности, и, чтобы распустились листочки на дереве толерантности – вам предстоит задание в группах. Ребята, на столах лежат конверты с различными листиками – качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. (В каждом конверте по 10-12 слов)

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, поддержка

Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт №4:, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

(Дети в виде листиков прикрепляют слова – качества на веточки дерева)

Учитель: – Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как …: (Называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят) Этими качествами и обладает толерантная личность.

Итак, Что такое толерантность?

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным).

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

Учитель: Каждый человек имеет право выбрать два пути: Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Подведение итогов. Рефлексия:

– С каким словом ознакомились?

– Кто положил начало появлению этого слова? С чем связано?

– Что включает в себя понятие «толерантность»?

– Какими качествами должна обладать толерантная личность?

Все мы чем-то отличаемся: по-разному думаем, разговариваем, выглядим, кого-то знаем, а кого и нет. Но при этом мы должны помнить, что нам всем необходимо относится к другим с (С терпением, принимать других, такими, какие они есть, уметь прощать … )

Все названные качества личности,  замените одним словом, то есть быть …. быть толерантными (_хором) к другим и к себе.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!