Внеклассное занятие «Лес – наше богатство»
Цель:
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
1. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе, его
целостности и уникальности.
2. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных, проявляя самостоятельность, инициативность, ответственность принимать правильные решения.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. экскурсии и целевые прогулки в природу;
2. подборки познавательной и художественной литературы;
Ход занятия
(На доске)
Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
1.Организационный момент.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
2.Сообщение темы.
Учитель:
Дети сегодня у нас необычное путешествие. Мы сейчас с вами отправимся в лес. Нас ждёт много интересного, а может даже сказочного.
3. Работа по теме.
Ученик:
1. В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
2. Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...
3. И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...
Учитель:
– Хотите, ребята, побывать в таком чудесном, сказочном лесу?
– Ребята прежде, чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.
2. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток пернатых друзей.
3. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься.
4. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
5. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
Учитель:
Берёза... именно об этом необыкновенно красивом и женственном дереве сложено большое количество песен и стихов, мифов и легенд, былин и преданий. Берёза – это гордость и символ народа, живущего на Руси. Её часто называют деревом жизни.
В старину берёзу называли деревом четырёх дел.
“Первое дело – мир освещать”. На протяжении столетий крестьянские избы освещала берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
“Второе дело – крик утешать”. В старину берёзовым дёгтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев “от крика”, чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек.
“Третье дело – больных исцелять”. Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили – если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю.
“Четвёртое дело – чистоту соблюдать”. Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту и в доме, и во дворе.
3. Викторина
1. Как называется опадание листьев осенью? (листопад)
2. Сколько ног у паука? (восемь)
3. Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (кузнечик)
4. Какую траву и слепые знают? (крапиву)
5. Птенцы, какой птицы не знают матери? (кукушки)
6. Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает)
7. Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (тигр)
8. Какую птицу называют "лесным доктором"? (дятла)
9. Какие звери зимой спят? (медведь и ёж).
10. Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
11. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
12. Самая красивая птица в мире? (павлин)
13. Подземная часть растения? (корень)
14. Книга-каталог охраняемых растений и животных (красная книга)
4. ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ!
1. Верите ли вы, что комары приносят пользу? (Да, так как они опыляют растения, а личинками комаров питаются рыбы и птицы).
2.Верите ли вы, что некоторые животные по полгода живут без пищи? (Да, те, которые впадают зимой в спячку).
3. Верите ли вы, что змее нужен язык, чтобы чувствовать запахи? (Да).
4. Медведь в берлоге зимой сосёт лапу? (нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.)
5. Весной или летом цветёт сирень? (Весной)
6. Под соснами в лесу можно увидеть молодые ёлочки, а под елями сосну нельзя? (Да. Сосна - светолюбивое дерево)
7. Древесина в толщину нарастает быстрее, чем кора (Да. Поэтому на коре деревьев с течением времени образуются трещины)
8. Древесина дуба используется в кораблестроении? (Нет, сосны)
9. Лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов даёт сосна? (Нет. Ель)
10. Древесина таких пород деревьев, как ольха и осина, идёт на изготовление бумаги и искусственного шёлка? (Нет, древесина сосны, ели)
Учитель:
По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). "Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..." И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна.
Древняя русская легенда: однажды небо упрекнуло хлебное поле в неблагодарности.” Все, что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса - свой таинственный шепот, птицы - свое пение и только ты не выражаешь признательности и упорно молчишь, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать золотые колосья”.” Я тебе благодарно - отвечала поле. – Я украшаю пашню весной волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не могу выразить благодарность тебе. У меня нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай его, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви к тебе. Помоги мне”.” Хорошо согласилось небо, - если ты не можешь вознестись ко мне, то я сойду к тебе”. И приказало земле вырастить среди колосьев великолепные синие цветы, кусочки его самого. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам, и шепчут им нежные слова любви.
5. Интересные факты о птицах (дети срывают с дерева птиц и зачитывают интересные факты о них)
Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах.
1.Для того чтобы сварить страусиное яйцо вкрутую, его придется кипятить 1,5-2 часа.
2.Единственная в мире птица, которая вообще не имеет крыльев – это киви.
3.Температура тела птиц на 7-8 градусов выше, нежели у человека.
4.Аисты в процессе перелета способны засыпать, не опускаясь при этом на землю.
5.Птицы не могут потеть.
6.Странствующий альбатрос имеет самый большой размах крыла, который составляет 3 метра.
7.Императорский пингвин может голодать на протяжении 9 недель.
8.Чайки без проблем могут пить соленую воду, потому что их гланды фильтруют соль.
9.Совы не могут двигать глазами по сторонам. Они поворачивают голову целиком.
10.Розовый цвет тела фламинго появляется не с рождения, а возникает в процессе поглощения в пищу рачков.
11.Колибри — это единственная птица, летающая назад.
12.Куры могут притворяться мертвыми для сохранения собственной жизни.
13.Пение птиц не говорит о том, что они испытывают счастье, а это просто метка их территории.
14.У страуса глаза больше, нежели его мозг.
15.Множество детей аистов «уходят из дому» и перебираются в другие гнезда, потому что их не устраивают охотничьи навыки родителей.
16.Орлы могут жить в неволе до 50 лет, а ястребы до 25 лет.
17.Самец ястреба-перепелятника, неся домой добычу, предупреждает об этом самку страшным криком еще издали.
18.Хищные птицы являются моногамными.
19.Сокол является солнечным символом победы.
6. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Учитель:
Ребята, в нашей стране очень много разных растений и животных. Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.
На красных листах - помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
На желтых листах — уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
На белых листах - помещены сведения о редких видах растений и животных.
Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.
На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.
На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.– Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства не бесконечны, поэтому её нужно беречь и охранять.
“Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина”
– Охранять природу – значит охранять Родину!
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
Чтоб могли леса цвести, сады и реки.
Все живое береги ты на этом свете!
Ты природу полюби, каждую травинку.
Мусор, друг, не оставляй в лесу, на поляне.
Реки ты не засоряй, бой объявим склянкам.
Не неси ежа домой, бабочку не трогай,
Школьник! Помни ты всегда – их не так уж много!
7. Игра «Классификация» - работа в парах с картинками.
- Распределите по классам: животные, птицы, насекомые.
8. Прослушивание записи «Голоса птиц»
- Угадай, какая птица поет.
9. Итог урока:
Ученики:
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Берегите эту Землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Пословицы и поговорки.
- Ребята, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы про лес, о нашей природе?
Ответы детей:
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес – наше богатство.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растение – земли украшение.
Сломить дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Из пеньков не вырастишь дерево.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
10. Рефлексия:
- Оцените свои достижения на уроке. Нарисуйте солнышко.