СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Достопримечательности г. Алагира

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие посвящено изучению достопримечательностей г. Алагира, экологическим проблемам города. Прилагаются фотографии наиболее интересных мест в городе.

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НАШЕГО ГОРОДА»

ВИД ЗАНЯТИЯ: изучение новых знаний.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- актуализировать в сознании детей образ Родины, «малой Родины»;

- расширить представление обучающихся о природных особенностях «малой родины»;

- углубить знания о деятельности охраняемых природных памятниках и территориях;

- формировать личностное отношение к городской среде, в которой ты проживаешь;

- воспитывать в сознании детей чувства нравственного, эстетического отношения к родному краю, необходимости беречь и заботиться о родных тебе местах;

- формировать экологическую культуру, способы экологической деятельности;

- развивать наблюдательность, внимание, творческие способности, речь, мышление, умение находить оптимальные решения в быстро меняющемся мире.

МЕТОДЫ: рассказ, беседа, упражнения, самостоятельная работа, демонстрация фотографий, заочная экскурсия, конкурс.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии, плакат с эпиграфом, раздаточный материал, карандаши, фломастеры, лист ватмана.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: (для школьников старшего школьного возраста) подготовить краткие сообщения о достопримечательностях и памятниках природы нашего района (по желанию и при помощи педагога и родителей).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

После приветственных слов педагог обращает внимание детей на плакат, вывешенный на доску со словами:

ОТЕЧЕСТВО! КАК МНОГО

В ЭТОМ СЛОВЕ

ВСЕЛЕНСКОГО, ЗЕМНОГО

И ВЕЧНОГО ПЕРЕПЛЕЛОСЬ!

и говорит, что данное четверостишье – девиз занятия, на котором речь пойдет, как вы догадались, о Родине. Однако вряд ли многие из вас знают, что каждое слово этого четверостишья относится к нашему городу, а точнее к одному не большому по площади месту в нашем городе. Ребята мысленно совершают экскурс по городу и называют места, которые по их мнению, отвечают девизу.

Педагог спрашивает, как можно назвать указанные места? Можно ли их отнести к достопримечательностям или памятникам? Какова их особенность и значение?

Педагог: «Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос и определить статус той или иной местности, следует различать  понятия достопримечательность, памятник истории, культуры, природы.

Родина любого человека имеет свою историю, культуру, природные, экономические и политические особенности. Эти особенности отличают одну страну от другой, делают ее неповторимой.

- История нашего города, как и всей страны, богата событиями. Дети называют события и факты из истории города («кто больше»).

Каждый народ имеет свою неповторимую культуру. Культура – это творчество писателей и поэтов, художников, артистов, памятники архитектуры и истории, все то, что отражает неповторимость народа, его традиции и быт. Назовите известные вам культурные особенности нашего города». Учащиеся называют: церковь, скульптуры в парке, бюст Коста в парке, памятник Ленину, бюст Сталина, памятная доска Гино Баракову.

Педагог: «С древних времен люди стремились селиться на территориях, наиболее удобных для проживания. Одни поселения стояли на реках, другие – на озерах. В одном месте было больше лесов, в другом – лугов и полей. А какие природные особенности нашей республики вы можете назвать? Нашего района, города? Различны ли они?» (Горная, предгорная местности, растительный и животный мир в них, заповедная зона, Роща Хетага и др. Дети называют природные особенности, педагог активно им помогает. Задача данных упражнений – закрепить информацию и осознанность того, что Родина – это и история, и культура, и природа).

Педагог: «Итак, мы с вами услышали, что в нашем городе немало красивых и интересных мест, памятников культуры, истории и природы. Теперь нетрудно догадаться, что особенно красивые места, а также то, что имеет историческую и культурную ценность, называются достопримечательностями».

Для учащихся 5-7 классов можно предложить игру на лучшую память. Педагог делит детей на 2 группы. Каждый ребенок первой группы должен будет запомнить название одного района города(которое будет написано на карточках. Приложение I), а каждый учащийся второй группы – одну из достопримечательностей какого-либо района(они также перечислены на карточках). Далее педагог зачитывает название района и его достопримечательность. Ребята в каждой команде находят соответствующую карточку и запоминают ее содержание. После того, как будут названы все районы с их достопримечательностями, педагог собирает карточки и предлагает по памяти первой команде назвать район, а второй - его достопримечательность.

Второй вариант игры можно провести в форме «Лото», где оценивается время и правильность выполнения задания, а для учащихся постарше – упражнения, предлагаемые в Приложении II.

Далее педагог предлагает детям выделить из достопримечательностей памятники. Памятники культуры, памятники истории, памятники природы. Педагог спрашивает, в каком районе каких памятников больше. С определением памятников природы возникают некоторые затруднения, поэтому педагог предлагает ребятам вспомнить природные особенности нашей страны, республики, района, города, того места, где были они, возможно, на каникулах, было ли там красиво, нравится ли это место другим людям. Может быть, восхищаются этим местом не только жители республики, но и иностранцы?

Назовите такие места в нашем районе, республике, городе.

Какие места можно назвать природными достопримечательностями в нашем городе? Ребята называют.

А какие вы знаете памятники природы? Ребята в основном называют Рощу Хетага.

Всегда ли можно природную достопримечательность назвать памятником природы и наоборот?

Надо ли и зачем охранять природные достопримечательности и памятники природы?

На данном этапе занятия можно включить сообщения  о природе нашего края, которые подготовили учащиеся.

I ученик. Сегодня зеленый мир города, часто представляющий редкие, бесценные памятники природы, защищается законом об охране природы. Но закон сам по себе уберечь природу не в силах. Сберечь ее могут только люди, способные видеть вчерашний и завтрашний день. Мы должны помочь зеленому миру – для нас же, наших детей и внуков. Всесторонне изучать, приводить в порядок и постоянно оберегать зеленую городскую среду – дело всеобщее. Нельзя его откладывать назавтра. Природа в городе особенно хрупка. От нас зависит, в каком городе нам жить – только лишь в уныло-сером, железобетонном или же городе цветущем, зеленом.

II ученик. Непререкаема необходимость бережного отношения к природе. Красота, разнообразие и богатство природы, сохранение всех ее ценностей обеспечивается, прежде всего, созданием заповедников, организации заказников и живых памятников природы.

I ученик.

Стали люди сильными, как Боги,

И судьба земли у них в руках,

И темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли человек?

III ученик.

Сколько с планеты исчезло зверья,

Растений, это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Нельзя переделывать сходу природу,

Она устоялась не с прошлого года.

А экосистема и биоценоз

Должны сохраняться всегда и всерьез.

I ученик. Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир планеты нашей быстро меняется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

IV ученик. Неужели на всей Земле природа под гнетом человека? для изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство создает охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки

V ученик. Заповедник – это особо охраняемая  территория , полностью и навечно исключенная из любой хозяйственной деятельности, включая посещение людьми. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность.

VI ученик. Заказник – это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном их использовании.

VII ученик. Национальный парк – обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, туризма, пропаганды природоохранных знаний.

VIII ученик. Памятники природы – отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими могут быть очень старые деревья, необычный родник, водопад, скала, овраг с редкими видами растений и другие.

В нашей республике Северная Осетия-Алания имеется восемь особо охраняемых природных территорий: Национальный парк «Алания», государственный природный заповедник, 4 охотничьих заказника, Владикавказский дендропарк и ботанический сад ГГАУ, созданных для улучшения экологической обстановки, сохранения природных комплексов и увеличения численности ценных видов диких животных. Общая площадь их составляет более трети  от общей площади республики.

На территории нашего района расположен государственный природный заповедник, созданный в 1967 году. Из 6000 видов растений, произрастающих на Кавказе, в заповеднике представлено около 2000 видов, многие из которых под угрозой исчезновения и занесены в Красную Книгу РСО-Алания. На ее страницах 46 видов  растений, в том числе 3 древесных (хмелеграб обыкновенный, тис ягодный и береза Радде); 5 видов млекопитающих (обыкновенный длиннокрыл, гигантская вечерница, перевязка, серна, зубр); 10 видов птиц (черный аист, бородач, беркут, степной орел, дрофа и др.).

II ученик.

Грустен мой городской современник…

Ты грустишь и молчишь отчего?

Приглашаю тебя в заповедник,

Ты входи без боязни в него.

Здесь ручей самый чистый струится,

Здесь листва, как старинная медь.

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

А отсюда ты выйдешь добрее,

Мир зеленый всем сердцем люби.

 И до самой дороги деревья,

Как родного, проводят тебя!

Национальный парк «Алания»  создан в 1998 году на площади 54,9 тыс. га, и включает в себя ряд природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую и эстетическую ценность.

В нашей республике насчитывается более 200 памятников природы. В их числе: «оазисы» древней флоры и фауны, торфяные болота, озера, замечательные каньоны, старовозрастные деревья, таинственные пещеры, многочисленные минеральные источники, родники, водопады и другие. Автор этих произведений - сама природа. Очевидно, что охрана природы тесно связана с охраной ее памятников. В условиях всевозрастающего воздействия на природу особенно актуально выявление и сохранение всех ценных и замечательных ее образцов, которые были названы памятниками природы.

Педагог: «К сожалению, в нашем городе можно видеть, как вырубаются старовозрастные деревья, которые можно было бы отнести к памятникам природы. Так недавно был вырублен огромный тополь, росший у стадиона, вырублены стройные кипарисы, украшавшие улицу у здания швейной мастерской; вырублены огромнейшие тополя вокруг стадиона и на бывшей детской турбазе, огромный красивейший тополь у бюста Сталина. Об этом тополе упоминали ученные  еще в середине 19 века. Непродуманные действия усугубляются тем, что данные небольшие участки города сильно загазованы автомобильным транспортом».

Итак, ребята, мы с вами постоянно сталкиваемся с различными природными особенностями нашего города. Я предлагаю вновь разделиться на 2 команды и по очереди называть слова, выражающие положительное отношение к природным особенностям города. То есть вам необходимо будет продолжить фразу: «Природа моего города…». Выигрывает та команда, которая назовет больше характеристик природы нашего города.

Педагог: «Итак, мы узнали, что такое достопримечательность, памятники истории, культуры, природы, зачем и как их надо охранять, где они расположены в нашем городе. Еще раз обращаю ваше внимание на эпиграф нашего занятия и прошу назвать место в нашем городе где слились воедино, создав культурно-исторический комплекс, и памятник истории, и памятник культуры, и природная достопримечательность.»

Ребята называют центральную часть города, т.е. парк в котором расположен Собор Вознесения Господня, памятник защитникам города в годы Великой Отечественной Войны, павшим в боях с фашистами, окруженные старовозрастными деревьями, посаженными еще в позапрошлом веке.

Для того, чтобы понять, что в данных памятниках вселенского, что является вечным, а что земным и как эти понятия переплетаются, надо знать историю создания данного культурно-исторического комплекса.

Продолжат занятие учащиеся, которые подготовили сообщения о данной достопримечательности нашего города.

Учащийся демонстрирует фотографию, на которой запечатлен парк ранним утром (приложение 3, фото1).

Учащиеся рассказывают. Текст рассказа помещен в приложении 4.

Текст к фото 2 приложения 3 – в Приложении 5 («Реставрация»).

После рассказа педагог с учащимися организует конкурс «Где эта улица, где этот дом?». Побеждает команда, быстрее других отгадавшая места расположения объектов и их особенность, показываемых на фотографиях (Приложения 6-26).

II вариант. Педагог демонстрирует фотографии различных мест города и предлагает придумать названия к ним, то есть подпись к каждой фотографии, вспомнить подходящее стихотворение, высказывание, эпиграф и т.д. Учащиеся  оформляют стенд «Мой город» с фотографиями и подписями к ним. (Приложения 6-26).

Примечание. В зависимости от контингента учащихся (возраста, подготовленности) содержание занятия в части чтения стихотворений и сообщений (Приложения 4,5), а также  демонстраций фотографий (Приложения 6-26) можно сократить.

Использованная литература:

  1. Л. С. Литвинова, С. В. Дендебер, О. Е. Жиренко. Пойми живой язык природы. Сб. сценариев для внеклассных экологических мероприятий. Воронеж: 2006. – 256 с.
  2. Северо – Осетинский государственный заповедник. – Орджоникидзе: Ир, 1989. – 106 с.
  3. Теория и практика экологического воспитания младших школьников в национальной школе /на примере республики Северная Осетия- Алания/ . – Владикавказ: изд. им. В. Гассиева, 2009.- 111с.
  4. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М: «Глобус», 2007, - 330 с.
  5. Попов И.П. Алагирское ущелье. Изд. «Ир», Владикавказ, 2008.
  6. Попов И.П. Алагир. Очерки природы и истории. Изд. «Ир», Владикавказ, 1996.

Приложение I

Материал для карточек

Район

Достопримечательность

Автостанции

Памятник алагирцам, павшим в боях с фашистами, в Великую отечественную Войну (историческая особенность),

Автозаправочная станция (экономическая особенность),

Музей (культурная особенность) бюст Коста Хетагурова (культурная особенность)

Район СКЛТ

Северо-кавказский лесной техникум(социально-экономическая особенность),

Дендрарий СКЛТ(природная особенность)

Район спорткомплекса

Бюст Чабахан Басиевой (историческая особенность,

Сквер у памятника (природная особенность),

Спортивный комплекс, стадион (культурная особенность)

Центр города

Обелиск над братской могилой воинам, павшим в боях за освобождение города от фашистов (историческая особенность),

Парк (природная особенность),

Памятник Ленину (историческая культурная особенность)

Собор Вознесения Господня (культурная особенность),

Бюст Сталину (историческая особенность)

Фонтан (культурная особенность)

Кинотеатр (культурная особенность),

Фонтан (природно-культурная особенность).

Музей – выставочный комплекс (культурная особенность)

Район центральной больницы

РДК, (культурная особенность), сквер (природная особенность, фонтан (природно-культурная особенность), сад (природная особенность)

Приложение 2

Упражнение 1

Кто быстрее заполнит таблицу?

Учащиеся разбиваются на группы по 3-5 человек и заполняют таблицу, состоящую из 3 колонок:

Достопримечательность

(памятник)

Район

Краткая информация (дата открытия, кому посвящен, кто создал, кем охраняется и т.д.)

Обелиск павшим воинам

Центр города

Братская могила – 194 на обелиске  фамилии известных 12 чел.

Неизвестных – 29 чел.

Посвящен Герою Советского Союза Петру Гужвину.

Упражнение 2

Конкурс на наиболее интересный рассказ о достопримечательностях нашего города, мало известных фактах, самом любимом месте в твоем городе.

Упражнение 3

Конкурс кто больше и быстрее назовет природные особенности нашей республики, нашего города.

Упражнение 4

Что хорошего в нашем городе, а что хотел бы изменить? Составить предложения по улучшению состояния достопримечательностей и экологической обстановки в городе

Упражнение 5

Продолжить фразу: «О своея бы сказал, что…»

Приложение 3

Фото 1

Приложение 4

 

Фото 2

На фотографии представлен комплекс памятников, находящихся на площади в центре города Алагира.

На переднем плане - обелиск, возвышающийся над братской могилой воинов, защищавших г. Алагир и павших в боях от рук фашистских захватчиков. На обелиске видны таблички с надписями, расположенные на трёх гранях обелиска. Одна из них посвящена герою Советского Союза Петру Гужвину, защищавшему Алагир. На ней бронзовым теснением выбито: «Здесь похоронен герой Советского Союза, мл. лейтенант Гужвин Пётр Кузьмич, 1919 г. рождения, который 21 ноября 1942 г. в боях за освобождение г. Алагира, выполняя боевое задание, своим телом закрыл пулемётную точку и обеспечил успех своего подразделения». Надпись сделана на южной стороне (на фото в центре) обелиска.

На другой грани обелиска надпись посвящена погибшим воинам (на фото под Красной Звездой и напротив центральной улицы).

Весь материал можно просмотреть по ссылке https://yadi.sk/i/MVyxm0BG3Qbmxm

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!