СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистический турнир - это командная  игра. В  ней  представлены задания  на различные  разделы  лингвистики

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ





Внеклассное мероприятие

по русскому языку для 5-9 классов «Лингвистический турнир»

(командная игра)



Составила:
Мишаткина Вера Петровна,

учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория









д. Горицы
2021-2022 учебный год



Цели:

  • развитие интереса обучающихся к русскому языку как национальному языку;

  • воспитание интереса к предмету «Русский язык»;

  • закрепление знаний обучающихся, полученных на уроках русского языка;

  • расширение кругозора обучающихся;

  • воспитание любви к родному языку.


Оборудование:  плакаты с высказываниями писателей о русском языке, карточки с заданиями для конкурсов, «чёрный ящик», бутылка с водой, шапка, игрушечный медведь, колесо от машинки,  призы победителям.


Условия игры: в турнире принимают участие две сборные команды, состоящие из обучающихся 5 – 9 классов (по одному - два представителя от класса в  каждую команду), прошедших отборочный этап. Непосредственно перед игрой участники делятся на команды путем жеребьёвки, выбирают капитана  и название команды.

За каждый правильный ответ на вопрос или выполненное задание команда получает по одному очку, которые суммируются в конце игры. Победительницей турнира становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

В промежутках командного турнира проводится игра со зрителями. Участники этой игры за каждый правильный ответ получают жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Наибольшее количество жетонов определяет победителя игры со зрителями.


Отборочный этап проводится заранее в форме  диктанта на выявление самых  грамотных обучающихся в каждом классе. Текстом для диктанта является одно из высказываний о русском языке писателей-классиков (на усмотрение организатора турнира). Ученики, допустившие наименьшее количество ошибок в диктанте, становятся участниками турнира.



Ход игры

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Здравствуйте, дорогие участники, болельщики и, конечно же, учителя! Я рада приветствовать вас в этом зале!

С самого раннего детства и до глубокой старости  вся жизнь человека неразрывно  связана с языком. Язык – это самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы вокруг нас, если бы не было языка. Не было бы общения между людьми, не было бы общества в целом, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы человека, не было бы культуры. К.Д. Ушинский писал когда-то: «Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Язык – это жизнь народа».

Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык? Это национальный язык русского народа, наш родной язык, на котором мы говорим с самого раннего детства, язык наших дедов и прадедов, наших отцов и матерей.

Итак, как вы уже, наверно, догадались, что сегодня наша встреча посвящена  русскому языку. И мы собрались здесь не только с целью посоревноваться и определить победителя, но и затем, чтобы лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К.Г. Паустовский)

3. Представление команд – участниц, жюри. Объяснение условий игры.

4. Конкурсная программа.

Учитель: Предлагаю наши соревнования начать с шутливой, но хитрой разминки.

(команды по очереди отвечают на вопросы)

1 конкурс - разминка «Весёлые вопросы »

  • Какое местоимение русского языка можно назвать  самым хвастливым и самым скромным и почему? ( Местоимение я: говорит о себе, но стоит последним в алфавите)

  • В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

  • Какое наречие предлагает кусок ткани на пальто или костюм? ( наречие наотрез - на отрез)

  • Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  • Какие два личных местоимения мешают дорожному движению? (Я, мы – ямы)

  • Какой знак препинания в русском языке часто «ставят ребром», после чего он часто «болеет»? (Вопросительный знак: сначала ставят «вопрос ребром» - получается «больной вопрос»)

  • Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)

  • Какое личное местоимение нужно прибавить к другому личному местоимению, чтобы получить крупные плоды? (Ты к вы – тыквы )

Слово жюри для подведения  итогов первого конкурса.

Учитель: Первый конкурс завершён, первые итоги подведены, и мы продолжаем наш турнир.

 Могуч наш русский язык. Есть в нём такой раздел – фонетика, наука о звуках языка. Наш следующий конкурс проверит знания учащихся в области фонетики.

2 конкурс «Фонетические головоломки»

1 команде:

Я могу взбесить быка,

Нас весной летают тучи.

Заменив мне «М» на «К»,

Ты животное получишь.

«Р» добавь – и в тот же миг

Я  в размерах уменьшаюсь,

Но в количествах больших

Кое-где употребляюсь.

Припиши мне «О» в начале –

Я, пожалуй, не совру, -

Ты откажешься едва ли

От еды такой в жару. (Мошка – кошка – крошка - окрошка)


2 команде:

Недалеко разгадка скрыта,

Не очень трудное задание:

Возьмём три буквы алфавита,

Из них легко построить здание.

Изменим букву мы в начале –

И пропадёт постройка вмиг.

Получим то, что мы встречали

Не раз на полочке для книг.

Теперь у найденного слова

Начало переменим снова,

И даже удивимся сами:

Какая рыбина с усами! (Дом – том – сом)


1 команде:

Первый слог стоит на море,

Там, где с ветром волны спорят.

Точно так же назовём мы

На компьютере разъёмы.

Слог второй в ковчег по паре

Взял с собою всякой твари,

Очень долго плыл куда – то

И причалил к Арарату.

Пораскинь теперь умишком:

Кто сошьёт тебе штанишки? (Порт – Ной – портной)


2 команде:

Чтоб шараду эту разрешить,

Надо старину поворошить.

Был когда-то на Руси налог,

С крепостных его помещик брал.

Букву первую отбрось – и первый слог

Для шарады ты уже узнал.

И второй нас в прошлое зовёт,

Он в народной памяти живёт:

В старом русском алфавите так

Называлась буква «твёрдый знак».

Вот теперь, решив шараду, ты узнал,

Кто коммерческий на биржах правит бал. (Брокер)

3. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (Лапа, пир, тир. )

(карточки с заданием обеим командам).

Пока команды выполняют задание, проведём игру для зрителей.

  • Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазиспианино, каучук. (Слова записаны на доске)

Слово жюри для подведения итогов второго конкурса.

Учитель: А теперь я предлагаю нашим участникам отправиться на поиски ошибок. Ваша задача – найти и исправить все ошибки в письме девочки Оли своему дяде. (карточки с заданием для каждой команды)

3 конкурс «Следопыты».

Дядя прашу тибя, памаги

Тваей плимянницы оле,

А то нибудит ейной наги

В этай пративнай школи.

Мне фчира за дектант на слава

Учитиль паставел два,

А сам сказал што маю работу

Дажи  нисмог прочетать.

Папраси ево дядя  исправеть двойку

И паставеть мне пять.


( Дядя, прошу тебя, помоги

Твоей  племяннице Оле,

А то не будет её ноги

 В этой противной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смог прочитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять.)

Пока наши участники ищут ошибки – игра со зрителями.

  • Как правильно сказать: У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей ? Или  у рыб нет зуб? (Правильный ответ: у рыб есть зубы)

  • Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля – колья)

  • Название какого города содержит одно имя мальчика и сто имён девочек? (Севастополь)

Учитель: Завершился третий конкурс нашего турнира, и мы переходим к следующим конкурсам, которые проверят: так ли глубоки знания наших игроков в области лексики и фразеологии.

4 конкурс  «А я с лексикой дружу»

Итак, проверим: хорошо ли вы знаете лексическое значение слов.

1 Команде:

  • Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? ( Нет: предлог – повод к чему-нибудь, наречие – совокупность диалектов какого-либо  языка)

  • Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (Нет: точка – след от прикосновения)

2 команде:

  • Всякий ли пар способен подниматься к верху? (Нет: поле под паром – поле, оставленное на одно лето незасеянным)

  • Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов? (Нет: нота – дипломатическое обращение одного представительства к другому)

Жюри подводит итоги двух конкурса.

Учитель: Следующие конкурсы посвящёны фразеологизмам.

Наши соотечественники часто употребляют в речи устойчивые сочетания, но страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Он в этом деле собаку съел» или «Заруби себе на носу». Однако мы- то с вами – русские и, конечно же, знаем, что означают такие фразы.  А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить. Сейчас вам, дорогие участники, предлагается проявить себя в следующих конкурсах.

5 конкурс  «Перевёртыши»

Ваша задача – восстановить «перевёрнутые» поговорки .

(карточки с заданием )

1 команде:

  • Воздух песок тупит. (Вода камень точит)

  • Мни чугун, если холодно. ( Куй железо, пока горячо)

  • Громче пара, выше леса. (Тише воды, ниже травы)

  • Зубы из Минска выгонят. (Язык до Киева доведёт)

  • На подлодку с дискотеки. (С корабля на бал)

2 команде:

  • От одной мамки старик в очках. (У семи нянек дитя без глаза)

  • Цыплёнок поросёнку не враг. (Гусь свинье не товарищ)

  • Воробья фактами не морят. (Соловья баснями не кормят)

  • Мыло в кульке спрячешь. (Шила в мешке не утаишь)

  • Снимать пельмени с бровей. (Вешать лапшу на уши)

Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями «Доскажи фразеологизм»

  • Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят: … («Водой не разольёшь»).

  • Мы исходили городок буквально … (вдоль и поперёк).

  • И так устали мы в дороге, что еле … (волочили ноги).

  • Фальшивят, путают слова, поют … (кто в лес, кто по дрова).

  • Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

6 конкурс «Чёрный ящик»

Сейчас перед  вами  появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что там находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.

1 команде:

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в ней концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)

2 команде:

Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

1 команде:

Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н.В.Гоголя. Кто это? (медведь)


2 команде:

Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)

Жюри подводит итоги двух конкурсов.

Учитель: Для участия в нашем следующем конкурсе приглашаются капитаны команд.

7 конкурс «Капитаны»

Вопрос капитанам:

Один из героев произведения Н.С.Лескова «Смех и горе» писал: «…Я единожды встретился с господином начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником». Может ли быть у этого предложения двоякий смысл? От чего это зависит? (При изменении интонации и постановке запятой после дополнения им слова подлецом и мошенником становятся характеристикой (определением) начальника губернии).

( В этом конкурсе побеждает капитан команды, давший не только правильный, но и полный ответ)

Жюри объявляет итог капитанского конкурса.

Учитель: А я объявляю последний конкурс нашего турнира.

8 конкурс «Одна буква, марш!»

Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить  вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками.  «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)

Пока команда работает, мы проводим последний конкурс игры со зрителями «Шарады»

  • В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  • Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно,

Суффикс в черчении явно услышишь,

Всё вместе -  на темы различные пишешь.(Сочинение)

Учитель: Наш турнир подошёл к концу. Кто же станет бесспорным победителем? Прошу жюри огласить результат последнего конкурса и общий итог.

 Жюри объявляет победителей турнира и игры со зрителями. Награждение.

Учитель: Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился.  Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших в нём участие. А завершить нашу встречу хочется  словами И.С. Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Список использованной литературы

1. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко, Н.Ю.Кадашникова, А.И.Жданова, Т.А.Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы:игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград:Учитель,2009.

3. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку: Учеб. Пособие для учащихся 5 – 9 кл.сред.шк. – Челябинск: Юж. Урал. КН. Изд-во, 1996.

4. Слова и числа:занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях / ав.-сост. В.В.Трошин. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Загадки-шарады. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / Авт.-сост. М.П.Филипченко. _Волгоград: Учитель, 2007.

6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!